Альтернатор
Тип альтернатора, предусмотренного в агрегате.
Альтернатор представляет собой часть генератора, непосредственно отвечающую за выработку электричества. Такая система работает по принципу движения проводов (катушек) в магнитном поле, за счет чего и возникает электрический ток. Однако особенности работы альтернатора могут быть разными, на основании чего их и делят на виды:
асинхронные,
синхронные,
инверторные и
дуплексы. Вот основные особенности каждого варианта:
— Асинхронный. Простейший вариант альтернатора. Ротор (вращающаяся часть) в таких моделях при вращении несколько опережает движение магнитного поля, создаваемого статором (неподвижной частью) — отсюда и название. Практическими достоинствами асинхронных альтернаторов являются простота, невысокая стоимость, хорошая защищенность от внешних воздействий и нечувствительность к коротким замыканиям и длительным перегрузкам. Последнее делает их оптимальным выбором для питания сварочных аппаратов. В целом же асинхронные генераторы рассчитаны в основном на активную нагрузку: приборы освещения, компьютеры, электронагреватели и т. п. Для реактивной нагрузки (с катушками и конденсаторами) лучше применять синхронные агрегаты (см. ниже). Также стоит отметить, что в асинхронном альтернаторе напряжение и частота выходного тока напрямую зависят от скорости вращения; поэтому такие приборы о
...собо требовательны к стабильности работы приводного двигателя.
— Синхронный. В альтернаторах этого типа вращение ротора и магнитного поля статора совпадают (в отличие от асинхронных моделей). Синхронные генераторы несколько сложнее по конструкции и дороже, они более чувствительны к коротким замыканиям и длительным перегрузкам. С другой стороны, такой агрегат отлично справляется как с активной, так и с реактивной нагрузкой: в течение короткого времени он способен выдавать ток, в разы превышающий номинальный, обеспечивая таким образом необходимую силу пускового тока для реактивной нагрузки. Кроме того, конструкция синхронных генераторов включает блок автоматической регулировки, выдающий на выход стабильное напряжение и способный до определенной степени компенсировать колебания оборотов приводного двигателя. Впрочем, по стабильности напряжения синхронные модели все же уступают инверторным (см. ниже).
— Инверторный. Синхронный генератор (см. выше), оснащенный дополнительным электронным блоком — инвертором. Этот блок обеспечивает двойное преобразование тока: из переменного в постоянный и затем опять в переменный. Стоят подобные устройства недешево, однако при этом они имеют целый ряд преимуществ. Во-первых, на выходе получается очень стабильный ток, практически без каких-либо скачков и флюктуаций. Во-вторых, генератор способен регулировать работу двигателя в зависимости от нагрузки: к примеру, если нагрузка составляет половину от выходной мощности, то и текущая мощность двигателя снижается вдвое; это дает значительную экономию топлива. В-третьих, инверторные модели получаются более легкими и компактными, чем традиционные генераторы, да и шумят они меньше. Именно такой генератор считается оптимальным выбором для нагрузки, чувствительной к качеству тока — такой, как аудиотехника или телевизор. В то же время агрегаты этого типа имеют сравнительно невысокую мощность и не рассчитаны на длительную работу либо высокие пусковые нагрузки, а потому используются они только как резервные источники питания для сравнительно маломощных систем энергоснабжения. Кроме того, при выборе инверторного генератора стоит уточнить форму выходного сигнала: далеко не все модели дают идеальную синусоиду — есть и агрегаты с трапециевидным импульсом, не подходящие для деликатной техники.
— Duplex. Тип альтернаторов, разработанный компанией Endress и применяющийся в основном в генераторах этого бренда (хотя встречаются устройства и от других производителей). По заявлению создателей, такой альтернатор сочетает в себе преимущества синхронных и асинхронных моделей. Так, с одной стороны, он способен переносить высокие пусковые токи без ущерба для питания остальных потребителей, а в конструкции обычно имеется авторегулятор напряжения на выходе; с другой — большинство таких генераторов можно применять и для питания сварочных аппаратов, а число высокочастотных гармоник на выходе у них получается очень низким. К недостаткам «дуплексов», помимо высокой стоимости, можно отнести необходимость настройки под конкретный набор подключаемых устройств.Обмотка альтернатора
—
Медная. Медная обмотка характерна для генераторов продвинутого класса. Медный альтернатор отличается высокой проводимостью и слабым сопротивлением. Проводимость меди в 1,7 раза превышает проводимость алюминия, такая обмотка меньше греется, а соединения из этого металла стойко переносят температурные перепады и вибрационные нагрузки. Среди недостатков медной обмотки можно отметить разве что высокую стоимость альтернатора. В остальном же генераторы с медной обмоткой характеризуются высокой надежностью и долговечностью.
— Алюминиевая. Алюминиевая обмотка альтернатора характерна для генераторов бюджетного класса. Главными преимуществами алюминия являются легкий вес и невысокая цена, в остальном же такая обмотка, как правило, уступает медным аналогам. На поверхности алюминия создается оксидная пленка, она появляется везде, даже в местах контактной пайки. Оксидная пленка подначивает контакты и не дает внешней защитной оплетке надежно удерживать алюминиевые жилы.
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Мощность
Рабочая мощность двигателя, установленного в генераторе. Традиционно указывается в лошадиных силах; 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
От этого показателя напрямую зависит прежде всего номинальная мощность генератора (см. выше): она в принципе не может быть выше мощности двигателя, к тому же часть мощности двигателя уходит на тепло, трение и другие потери. А чем меньше разница между этими мощностями — тем выше КПД генератора и тем он экономичнее. Правда, высокий КПД сказывается на стоимости, однако эта разница может окупиться при регулярном использовании за счет экономии топлива.
Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.
Объем топливного бака
Объем топливного бака, установленного в генераторе.
Зная расход топлива (см. выше) и вместимость бака, можно рассчитать время работы на одной заправке (если оно не указано в характеристиках). Однако более емкий бак получается и более громоздким. Поэтому производители выбирают баки, исходя из общего уровня и «прожорливости» генератора — дабы обеспечить приемлемое время работы без значительного увеличения габаритов и веса. Так что в целом данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым.
Что касается цифр, то в маломощных моделях устанавливаются баки на
5 – 10 л, а то и
меньше; в тяжелой профессиональной технике этот показатель может
превышать 50 л.
Функции
—
Постоянный ток на выходе (DC 12 В). Наличие в генераторе выхода с постоянным током и напряжением 12 В. Основное назначение этого выхода — зарядка автомобильных аккумуляторов, а также питание приборов, изначально предназначенных для авто (напомним, 12 В — стандартное напряжение бортовых сетей в легковых автомобилях).
—
USB-порт для зарядки. Наличие у генератора разъема USB (одного или нескольких) для зарядки различных устройств. От USB может заряжаться большинство современных смартфонов и планшетов, также такой способ зарядки встречается во множестве другой техники — от фотокамер и фонариков до электроотверток и радиоуправляемых моделей. Стандартное напряжение питания через этот разъем — 5 В, а вот мощность может быть разной, ее стоит уточнять отдельно.
—
Синхронизация со смартфоном. Синхронизация со смартфоном позволяет управлять работой генератора удаленно. Благодаря этому пользователю не нужно подходить к устройству, чтобы, например, запустить или остановить его. Дополнительно синхронизация со смартфоном позволяет отслеживать параметры вырабатываемого электротока удаленно и в режиме реального времени. С другой стороны, для этого потребуется постоянное подключение к сети интернет и специализированное программное обеспечение, которое необходимо установить на смартфон.
—
Автозапуск (ATS). Функция, позволяющая г
...енератору при определенных условиях включаться автоматически, без действий со стороны пользователя. Автозапуск применяется в основном при использовании генератора в качестве резервного источника питания: пока работает основное питание, агрегат выключен, а если напряжение в сети пропадает, ATS запускает двигатель, и питание на нагрузку начинает поступать от генератора. Отметим, что наличие автозапуска указывается только в том случае, если генератор изначально укомплектован электронным блоком ATS; модели с возможностью подключения такого блока вынесены в отдельную категорию (см. ниже).
— Разъем для блока ATS. Разъем, позволяющий подключить к генератору внешний блок автозапуска (ATS); сам блок при этом в комплект не входит. Подробнее об автозапуске см. выше; здесь же отметим, что для некоторых пользователей эта функция изначально не нужна, однако может понадобиться в будущем — например, если генератор изначально используется на строительстве дома, а затем его планируется установить в том же доме как запасной источник питания. В подобных ситуациях данный вариант комплектации будет оптимальным: при покупке самого генератора не придется переплачивать за блок ATS, а позже, при необходимости, можно купить и подключить такой блок отдельно.
— Авторегулятор напряжения (AVR). Автоматический регулятор, позволяющий поддерживать на выходе генератора постоянный уровень напряжения. Такой регулятор сглаживает перепады, возникающие из-за изменения скорости вращения двигателя; это особенно важно при подключении приборов, чувствительных к стабильности питания. Стоит отметить, что наличие AVR является практически обязательным для синхронных генераторов (см. «Альтернатор»), а вот в других разновидностях эта функция не встречается: в асинхронных и дуплексных агрегатах она неприменима в принципе, а в инверторных роль регулятора играет собственно инвертор, и дополнительная электроника им не требуется.
— Дисплей. Собственный дисплей, установленный на корпусе генератора. Как правило, это простейший ЖК-экран, способный отображать лишь цифры и некоторые специальные символы. Тем не менее, даже на такой экран может выводиться различная полезная информация: напряжение, частота, данные счетчика моточасов, предупреждение о низком уровне топлива, сообщения о сбоях с кодами ошибок и т. п. Благодаря этому управление становится более удобным и наглядным.
— Счетчик моточасов. Прибор, считающий общее время, которое двигатель электрогенератора проработал с момента первого включения. Это помогает определить общую изношенность двигателя и необходимость его ремонта/замены, что может быть полезно как при длительном использовании прибора, так и, например, для оценки качества товара при покупке подержанного электрогенератора. Обнулить счётчик моточасов без серьёзного вмешательства в конструкцию прибора обычно невозможно.
— Вольтметр. Прибор, отображающий текущее напряжение, выдаваемое генератором. Вольтметр может быть выполнен в виде отдельной стрелочной шкалы, либо же его показания могут выводиться на собственный дисплей генератора (см. выше). В любом случае эта функция позволяет тщательно контролировать режим работы агрегата и снижает риск того, что на нагрузку пойдет недопустимое напряжение.
— Параллельное подключение. Наличие в конструкции генератора специальных разъёмов, через которые можно включить два и больше агрегатов в единую электрическую сеть (обычно с помощью дополнительного устройства). Такой вид подключения применяется, когда один агрегат не в силах потянуть всю нагрузку и мощность подключения превышает возможности самого прибора. Также подобная схема сыскала популярность, если один из агрегатов планируется использовать в качестве резервного источника питания.
— Запуск с пульта. Наличие в комплекте поставки генератора пульта ДУ. Выполнен в виде беспроводного брелока и позволяет на расстоянии включить/выключить устройство не подходя к нему.Колеса
Наличие у электрогенератора
колес для перемещения с места на место. Чаще всего в конструкции предусматривается пара колес и пара стояночных опор: в рабочее время опоры играют роль тормозов, а при перемещении их нужно приподнять над землей и катить генератор на двух колесах; однако бывают модели и на 4 колеса. В любом случае данная особенность заметно упрощает транспортировку: катить агрегат намного легче, чем нести на весу. Особенно это актуально в свете того, что вес современного генератора может превышать 100 кг: для переноски такой тяжести понадобится несколько людей, колеса же нередко позволяют обойтись силами одного человека.
Уровень звука (7 м)
Уровень звукового давления в децибелах на расстоянии 7 м между источником шума и ухом оператора оборудования. Поскольку в непосредственной близости от генератора люди не работают, параметр будет полезен для оценки уровня шума на дистанции. К примеру, действующие нормы Европейского союза предполагают, чтобы звуковая мощность электроагрегатов мощностью более 2 кВт не превышала 97 дБ — на расстоянии 7 м шум от двигателя генератора будет соответствовать звуковому давлению порядка 72 дБ.