Грузоподъемность
Собственное тяговое усилие тали/лебедки. Для моделей, укомплектованных внешним подвижным блоком (или допускающим его применение) приводятся характеристики самого агрегата; данные с учетом блока указываются отдельно (см. ниже).
В целом грузоподъемность современных талей и лебедок может быть как небольшой, так и довольно значительной — в отдельных моделях она
превышает 5 тонн. Однако при выборе стоит учитывать, что более мощное устройство как минимум обходится дороже. Кроме того, в случае электрических агрегатов повышение грузоподъемности неизбежно приводит к увеличению потребляемой мощности, и многим «тяговитым» моделям требуется уже не 230 В, а 400 В. А оценивая приспособления с ручным приводом (рычажные тали и лебедки, ручные тали, барабанные лебедки), нужно иметь в виду, что грузоподъемность в них указана в расчете на здорового взрослого человека, способного обеспечить достаточное усилие при работе с механизмом.
Общие правила выбора по данному показателю таковы. Для вертикального перемещения предметов грузоподъемность агрегата должна хотя бы на 10 – 15 % превышать максимальный вес предполагаемого груза — это даст дополнительную гарантию на случай неполадок и непредвиденных обстоятельств. Перемещения по горизонтальным и наклонным поверхностям имеют свою специфику; здесь лучше обратиться к подробным рекомендациям, изложенным в специальных источниках. А если лебедка покупается для автомобиля-внедорожника — ее тяга должна
...минимум в 2 раза превышать общий вес авто; только в таком случае можно эффективно преодолеть сопротивление грязи, снежной каши и т. п.
Еще раз подчеркнем, что в данном случае речь идет о грузоподъемности без внешнего подвижного блока; так что изложенные выше правила актуальны только в том случае, если агрегат работает без такого приспособления. При использовании блока стоит ориентироваться прежде всего на грузоподъемность с блоком, прямо заявленную в характеристиках. Если же эти данные не указаны, а агрегат имеет блок (или допускает его применение) — стоит исходить из следующего. Подвижный блок позволяет вдвое увеличить фактическое тяговое усилие (ценой уменьшения скорости и дальности перемещения); однако при этом нужно учитывать также собственные ограничения агрегата. Дело в том, что отдельные детали (трос/цепь, барабан и т. п.) могут быть попросту не рассчитаны на тот вес, с которым теоретически способна справиться лебедка/таль в сочетании с блоком. К примеру, модель с собственной тягой в 2 т в при использовании блока дает усилие в 4 т, однако комплектный трос может быть рассчитан всего на 3 т. Эти подробности могут уточняться в документации производителя.Грузоподъемность с блоком
Грузоподъемность агрегата при использовании внешнего подвижного блока; иными словами — фактическое тяговое усилие, развиваемое талью/лебедкой при использовании такого блока.
Подвижный блок вдвое увеличивает эффективную тягу устройства (ценой снижения скорости и дальности перемещения); однако для нормальной работы и остальные компоненты агрегата (трос, барабан, механизм/двигатель и т. п.) должны быть рассчитаны на увеличенный вес. Впрочем, многие современные устройства (в основном тали) изначально рассчитаны на работу только с блоком; а в других эти моменты обычно учитываются, так что в итоге грузоподъемность с блоком, как правило, получается ровно вдвое большей, чем без него. К примеру, лебедка с собственной тягой в 2600 кг при использовании блока без проблем работает с грузами весом
более 5 тонн (если точнее, до 5200 кг). Хотя, разумеется, для полной гарантии данный параметр все равно не мешает уточнить перед использованием.
Общие правила выбора модели по грузоподъемности в данном случае практически те же, что и при использовании без блока. Для вертикального перемещения предметов грузоподъемность агрегата должна хотя бы на 10 – 15 % превышать максимальный вес предполагаемого груза — это даст дополнительную гарантию на случай неполадок и непредвиденных обстоятельств. Перемещения по горизонтальным и наклонным поверхностям имеют свою специфику; здесь лучше обратиться к подробным рекомендациям, изложенным в специальных исто
...чниках. А если лебедка покупается для автомобиля-внедорожника — ее тяга должна минимум в 2 раза превышать общий вес авто; только в таком случае можно эффективно преодолеть сопротивление грязи, снежной каши и т. п.Высота подъема
Максимальное расстояние, на которое таль/лебедка могут переместить груз. Чаще всего такие устройства используются для вертикального подъема, поэтому и данный параметр традиционно называют «высотой подъема»; однако на практике речь вполне может идти и о перемещении по горизонтали.
Подчеркнем, что здесь речь идет о дальности перемещения без дополнительного подвижного блока (для работы с блоком данные указываются отдельно). Поэтому высота подъема обычно равна максимальной длине троса/цепи, поставляемых в комплекте. Выбор по данному показателю достаточно очевиден; отметим только, что агрегаты с большей высотой подъема, при прочих равных, обычно получаются более дорогими, тяжелыми и громоздкими. Так что при выборе стоит учитывать реальные особенности планируемого применения, а не гнаться за максимальными значениями.
Высота подъема с блоком
Максимальное расстояние, на которое таль/лебедка могут переместить груз при использовании внешнего подвижного блока. Чаще всего такие агрегаты используются для вертикального подъема, поэтому и данный параметр традиционно называют «высотой подъема»; однако на практике речь вполне может идти и о перемещении по горизонтали.
Подвижный блок (см. «Комплектация») заметно увеличивает тяговое усилие, однако для его использования комплектный трос/цепь приходится, по сути, складывать вдвое. Поэтому и высота подъема с блоком обычно составляет приблизительно половину от длины троса/цепи и высоты подъема без блока (иногда даже чуть меньше половины — из-за технических особенностей конструкции). К примеру, в лебедке с длиной троса в 12 м эффективная дальность с блоком может составлять 6 м или даже 5,5 – 5,7 м.
Выбор по данному показателю достаточно очевиден; отметим только, что агрегаты с большей высотой подъема, при прочих равных, обычно получаются более дорогими, тяжелыми и громоздкими. Так что при выборе стоит учитывать реальные особенности планируемого применения, а не гнаться за максимальным показателем.
Длина троса / цепи
Рабочая длина троса, цепи или ремня, штатно поставляемого в комплекте с агрегатом. Как правило, длина троса / цепи соответствует высоте подъёма без блока, однако производители могут приводить в характеристиках оба параметра. Делаться это может из разных соображений — например, в расчёте на то, что натягивать трос не обязательно будут именно вертикально, и термин «высота подъёма» является не совсем корректным. А в характеристиках автомобильных и рычажных лебёдок вообще может приводиться только длина троса / цепи — они изначально не рассчитаны на подъём груза вертикально.
Комплектация
Дополнительные принадлежности, входящие в комплект поставки тали/лебедки. Это может быть
пульт управления (проводной, иногда дополняемый беспроводным), тяговый элемент (
стальной или
синтетический трос,
цепь,
ремень),
электрокаретка, внешний подвижный
блок, а также
кейс или сумка для хранения и транспортировки. Вот более подробное описание этих вариантов:
— Пульт управления. Практически обязательный элемент оснащения для устройств с электрическим или гидравлическим приводом: такой агрегат при работе нередко располагается довольно далеко от пользователя, и управление на расстоянии является единственно возможным вариантом. Традиционный тип пульта для лебедок и талей — проводной, он входит в комплектацию любой модели, которая вообще оснащена пультом. Это связано с рядом преимуществ: подобные управляющие устройства просты, недороги, надежны и не зависят от отдельного питания. Правда, провод неизбежно ограничивает подвижность пульта и может создавать другие неудобства. Поэтому в некоторых моделях (в основном автомобильных электролебедках) проводное устройство может дополняться беспроводным. Это, к примеру, позволяет без проблем управлять работой механизма, сидя в салоне внедорожника.
— Тяговый
...элемент (цепь, трос, ремень). Тот или иной тяговый элемент практически обязательно входит в комплект поставки. А его тип зависит прежде всего от тягового механизма (см. выше), который, в свою очередь, определяется общим типом устройства. Однако есть и другие нюансы:
- Цепь. Стандартный тяговый элемент для талей. Цепи более тяжелые и громоздкие, чем тросы, однако именно они лучше всего подходят для зубчатых колес, применяемых в механизмах талей.
- Трос стальной. Тросы (всех типов) используются в лебедках и аналогичных приспособлениях (таких, как тельферы). Конкретно же стальные изделия отличаются высокой прочностью, позволяющей переносить даже очень высокие нагрузки, а также стойкостью к истиранию и общей надежностью, а стоят заметно дешевле синтетических. Поэтому именно данная разновидность тросов в наше время является наиболее популярной. К недостаткам этого варианта можно отнести прежде всего высокую вероятность появления заусенцев, так что работать с таким тросом, даже новым, крайне желательно в перчатках. Кроме того, металл довольно чувствителен к сильным перегибам, что может создавать проблемы при намотке; а лопнувший стальной трос весьма опасен для находящихся вблизи объектов и людей.
- Трос синтетический. Еще одна разновидность тяговых элементов для лебедок — тросы, выполненные из синтетических волокон. Современные синтетические тросы (канаты) по грузоподъемности в целом не уступают стальным, при этом имеют ряд преимуществ перед ними. Во-первых, такие изделия заметно легче стальных. Во-вторых, они нечувствительны к заломам и без проблем наматываются на барабан. В-третьих, на канатах не образуется заусенцев. В-четвертых, при разрыве такие тросы не так сильно «выстреливают», как стальные, в этом смысле они намного безопаснее; к тому же порвавшийся канат можно починить в полевых условиях, связав его достаточно надежным узлом. В-пятых, синтетические материалы обычно плавучие, что в случае с автолебедкой может облегчить вытягивание из глубокого водоема. Впрочем, на практике синтетические тросы применяются значительно реже стальных. Одна из главных причин этого — более высокая стоимость, однако этим дело не ограничивается. Прежде всего — канаты менее надежны в плане стойкости к истиранию, ультрафиолету, перепадам температур и другим неблагоприятным факторам. Второй момент заключается в том, что они требуют дополнительного ухода — особенно при постоянном использовании в грязи и пыли (что характерно для тех же автолебедок); без регулярной очистки между волокнами остаются загрязнения, которые постепенно перетирают их и снижают надежность троса.
- Ремень. Тяговый элемент, встречающийся в отдельных моделях лебедок. О различиях между ременными и тросовыми устройствам в целом см. «Тяговый механизм». Ремень же по свойствам во многом напоминает синтетический трос, однако имеет и свои особенности. Так, он применяется в основном в ручных лебедках общего назначения и практически не встречается в автомобильных моделях. Ремень обычно занимает всю ширину барабана, из-за чего при тех же общих размерах лебедки (в смотанном виде) его длина получается меньшей: каждому обороту барабана соответствует всего один виток ремня. С другой стороны, данный вариант может стать настоящим спасением в некоторых ситуациях, где трос не подходит. К примеру, если тяговый элемент при работе контактирует с посторонним предметом (край стены или оконного проема, импровизированный упор и т. п.) — то трос может быстро протереть в таком предмете борозду, тогда как ремень в этом плане намного более деликатен.
— Электрокаретка. Приспособление, позволяющее агрегату перемещаться по горизонтальной балке-направляющей за счет работы электродвигателя. Пользователю при этом не нужно прилагать никаких усилий — достаточно отдавать команды с пульта ДУ. Подобное оснащение встречается исключительно в тельферах (см. «Устройство») — собственно, наличие электрокаретки как раз и является отличительным признаком подобных приспособлений.
— Блок. Дополнительный подвижный блок, устанавливаемый на рабочую цепь тали или трос лебедки. Напомним, такое приспособление дает двукратный выигрыш в грузоподъемности ценой двукратного уменьшения скорости и высоты подъема. При этом в талях блок нередко делается несъемным и встраивается прямо в штатный крюк для подъема груза ; а вот в лебедках подобное оснащение, как правило, можно снимать и устанавливать по своему желанию.
Отметим также, что многие устройства, изначально не укомплектованные блоком (в основном лебедки), позволяют докупить его отдельно и использовать по необходимости. Однако для полной гарантии лучше всего приобрести модель, изначально укомплектованную этим механизмом.
— Кейс (сумка). Приспособление для хранения и переноски, имеющее вид либо жесткого чемоданчика (кейс), либо мягкой сумки. Конкретную разновидность стоит уточнять отдельно, тем более что каждый вариант имеет свои преимущества. Так, кейсы обеспечивают наилучшую защиту — причем как для содержимого, так и для окружающих предметов. Сумки, в свою очередь, не столь громоздки, к тому же при необходимости могут компактно сворачиваться. В любом случае комплектный кейс или сумка намного удобнее импровизированной упаковки.