Виртуальное объемное звучание
Поддержка проектором функции
виртуального объемного звучания.
Смысл этой функции заключается в том, что за счет особых настроек звука и отражения звуковых лучей от стен помещения слушатель слышит большее количество каналов, чем реально имеется в проекторе (см. «Формат звука»). К примеру, система 3.1 с виртуальным объемным звучанием может выдавать звук, схожий с объемным 5.1. Это позволяет добиться эффекта «погружения» в звук, не увеличивая количество каналов и стоимость проектора. С другой стороны, достоверность такого звучания обычно заметно хуже, чем у реального объемного звука, а общее качество — сильно зависит от особенностей конкретного помещения.
Отметим, что функция виртуального объемного звучания указывается для систем формата 2.0, 2.1, 3.0, 3.1. В более продвинутых многоканальных системах априори имеются дополнительные каналы для воспроизведения объемного звука.
Номинальная мощность
Общая номинальная мощность динамиков звукового проектора (включая сабвуфер — при его наличии).
Данный параметр часто используют для оценки общей громкости звучания устройства, однако это не совсем верно. Дело в том, что фактическая громкость звучания определяется в основном мощностью основных динамиков звукового проектора, а общая мощность является суммой этой мощности и мощности сабвуфера. Поэтому модели с одинаковой номинальной мощностью могут заметно различаться по фактической громкости: например, комплект из 150-ваттного саундбара с 50-ваттным «сабом» будет более громким, чем сочетание 100-ваттного проектора с сабвуфером той же мощности, хотя в обоих случаях номинальная мощность будет равна 200 Вт.
Подводя итог, можно сказать, что оценивать громкость по номинальной мощности можно лишь в том случае, если звуковой проектор не оснащен сабвуфером — в таких моделях номинальная мощность равна мощности основных динамиков. В остальных случаях стоит ориентироваться на прямо заявленные в характеристиках мощность саундбара и мощность сабвуфера (о том и другом см. ниже).
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, поддерживаемый динамиками проектора.
При оценке данного параметра стоит помнить, что диапазон слышимости человеческого уха составляет порядка 16 – 22 000 Гц (и сужается с возрастом). Если частотный диапазон проектора уже — это может привести к «обрезанию» низких или высоких частот (однако при небольшом сужении этот эффект практически незаметен). Существуют модели, у которых предел частот значительно шире — однако это является своего рода «побочным эффектом» высококачественной акустики и никакого значения, кроме рекламного, не имеет.
Отметим также, что сам по себе широкий диапазон частот не гарантирует качественного звука — многое зависит от других параметров проектора.
Акустическое оформление
Акустическое оформление сабвуфера, используемого звуковым проектором.
— Закрытого типа. Простейший вариант конструкции — динамик, установленный в закрытом корпусе. Подобные сабвуферы имеют относительно невысокую громкость, однако отличаются хорошей точностью звукопередачи и минимумом искажений.
— Фазоинверторного типа. Сабвуферы, оснащённые фазоинвертором — специальной трубкой, соединяющей внутренний объём корпуса с наружным пространством. Такое оснащение улучшает громкость и насыщенность звука, однако повышает вероятность возникновения помех (прежде всего гула воздуха в трубе).
— С пассивным излучателем. Пассивный излучатель фактически представляет собой динамик без катушки и магнита, установленный в корпусе сабвуфера наряду с основным динамиком. Назначение такого излучателя аналогично описанному выше фазоинвертору, за исключением того, что он менее подвержен помехам.
Диаметр динамика сабвуфера
Диаметр динамика в сабвуфере, используемом звуковым проектором.
Считается, что чем крупнее динамик — тем громче «саб» и тем более глубокое и насыщенное звучание он может обеспечить. Модели размером до 200 мм относятся к начальному уровню; именно такой размер обычно имеют встроенные сабвуферы (см. выше). А вот в отдельно стоящих басовых колонках могут применяться более крупные динамики, вплоть до 254 мм (10").
Аудиодекодеры
Декодер в общих чертах можно описать как стандарт, в котором записан цифровой звук (нередко — многоканальный). Для нормального воспроизведения такого звука необходимо, чтобы соответствующий декодер поддерживался устройством. Первыми ласточками многоканального декодирования были Dolby Digital и DTS, постепенно улучшаясь и привнося новые фишки. Заключительной стадией на 2020 год стали декодеры Dolby Atmos и DTS X.
—
Dolby Atmos. Декодер, который использует не жесткое распределение звука по каналам, а обработку аудиообъектов, благодаря чему может применяться практически с любым числом каналов на воспроизводящей системе — звук будет разделен между каналами с таким расчетом, чтобы каждый аудиообъект был слышен максимально близко к положенному для него месту. При использовании Dolby Atmos крайне желательным считается наличие потолочных колонок (или динамиков, направленных в потолок). Впрочем, в крайнем случае можно обойтись и без них.
—
DTS X. Аналог описанного выше Dolby Atmos, когда звук распределяется не по отдельным каналам, а через аудиообъекты. В цифровом сигнале содержится информация о том, где (по замыслу режиссера) должен находиться слышимый пользователем объект и как он должен перемещаться, а процессор воспроизводящего устройства обрабатывает эту информацию и определяет, каким именно образом нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться требуемой локализации. Благодаря
...этому DTS X не привязан к конкретному количеству звуковых каналов — их может быть сколько угодно, система автоматически разделит звук по ним, добиваясь нужного звучания. Также отметим, что данный декодер позволяет отдельно регулировать громкость диалогов. Отдельной разновидностью DTS X является декодер DTS Virtual:X для обеспечения объемного звука без использования у саундбара дополнительных колонок, направленных вверх. Для достижения желаемого эффекта DTS Virtual:X может полагаться всего два канала и отдельный сабвуфер.
— IMAX Enhanced. Знак соответствия IMAX Enhanced присваивается тому оборудованию, которое отвечает требованиям сертификации аудиоустройств от компании IMAX Corporation. В сочетании со звуковой технологией DTS обеспечивается фирменное звучание «как в IMAX-кинотеатрах» у себя дома. Наиболее точное воспроизведение такого аудио возможно в системах с большим количеством каналов (от 5.1 и более). Отметим, что для эффекта полного погружения сертификация IMAX Enhanced должна распространяться и на видеооборудование для воспроизведения контента (телевизор, проектор и т.п.).Входы
—
USB A. В данном случае подразумевается разъём USB, позволяющий подключать к проектору внешние накопители («флешки», жёсткие диски) и воспроизводить с них контент напрямую. При этом модели с видеовыходами (см. ниже) часто могут работать в роли медиацентра, выводя видеосигнал на телевизор или другой внешний экран.
—
mini-Jack (3.5 мм). Сам по себе разъём 3.5 мм может использоваться в разных видах интерфейсов; в данном же случае подразумевается линейный аудиовход с гнездом под mini-Jack. Такой вход используется в основном для подключения к звуковому проектору портативной аудиотехники (плееров, смартфонов).
—
RCA. Технически RCA (в просторечии «тюльпан») — это тип разъёма, который может применяться в разных интерфейсах. Однако термином «вход RCA» принято обозначать только линейные входы для подключения аналогового сигнала в формате стерео. Отметим, что такой вход состоит из двух гнёзд под кабели RCA, т.к. по одному кабелю может передаваться только один канал звука.
—
Оптический. Разъём для подключения цифрового аудиосигнала через оптоволоконный кабель TOSLINK. Данный интерфейс позволяет передавать многоканальный звук и практически невосприимчив к электрическим помехам; его недостатком является хрупкость кабеля.
—
Коаксиальный S/P-DIF.... Разъём для подключения цифрового аудиосигнала через электрический кабель с разъёмом RCA (не путать с линейным RCA, описанным выше). Схож с описанным выше оптическим входом, в частности, возможностью передачи многоканального звука через один разъём. В то же время коаксиальный кабель, с одной стороны, не так деликатен, а с другой — чувствителен к электрическим помехам (поэтому для такого подключения желательно использовать специальный экранированный провод).
— Композитный. В данном случае подразумевается не полноформатный композитный интерфейс из трёх разъёмов, позволяющий передавать аудио и видеосигнал, а только один разъём — для работы с видео. А поскольку звуковые проекторы изображение не воспроизводят, композитный вход применяется для передачи видеосигнала через проектор на другое устройство, такое как телевизор. Композитный видеоинтерфейс не позволяет работать с HD и не отличается высоким качеством; с другой стороны, он широко распространён и может использоваться даже для работы с откровенно устаревшей видеотехникой. Обычно данный вход использует разъём RCA («тюльпан») жёлтого цвета.
— Компонентный. Вход, предназначенный для приёма аналогового видеосигнала для дальнейшей передачи на другое устройство — телевизор, видеопроектор и т.п. Данное соединение обычно использует три разъёма RCA, по каждому из которых передаётся свой компонент видеосигнала (отсюда и название). Благодаря этому компонентный интерфейс отличается хорошей пропускной способностью и качеством картинки, он позволяет работать с HD и считается наиболее продвинутым современным стандартом аналогового видео.
— Вход управления ИК. Разъём для подключения внешнего инфракрасного приёмника дистанционного управления. При правильном размещении такой приёмник позволит использовать пульт ДУ даже в тех местах, откуда сигнал с пульта не может достать до основного (встроенного) датчика — например, в другой комнате. Отметим, что роль приёмника может играть не только специализированное устройство, но и другой компонент аудиосистемы — например, усилитель с выходом управления ИК.HDMI-вход
Количество
HDMI-входов в конструкции звукового проектора.
HDMI является наиболее популярным современным интерфейсом для работы с HD-контентом, он позволяет передавать по одному кабелю видео высокого разрешения одновременно с многоканальным звуком. Наличие нескольких входов позволяет держать несколько источников сигнала одновременно подключёнными к проектору и выбирать источник с пульта, не возясь с переподключением проводов.
Выходы
—
На сабвуфер. Специализированный выход для подключения внешнего сабвуфера. Обычно представляет собой линейный выход, на который подаются только басы — это избавляет от необходимости использовать внешние частотные фильтры. Такой разъём рассчитан на подключение активного «саба» — пассивному понадобится собственный усилитель. Отметим, что данный выход может предусматриваться в моделях, оснащённых собственным сабвуфером (см. выше) — на случай, если возможностей этого сабвуфера окажется недостаточно.
— RCA. Несмотря на то, что разъёмы RCA используются в разных интерфейсах, термин «выход RCA» принято использовать только для линейного выхода с такими разъёмами. Такой выход используется для передачи аналогового аудиосигнала на внешнее устройство; обычно он использует формат стерео и состоит из двух гнёзд RCA (по одному на каждый канал). В звуковых проекторах линейный выход может пригодиться, к примеру, для подключения дополнительной акустики.
— Композитный. В данном случае подразумевается не полноформатный композитный интерфейс из трёх разъёмов, позволяющий передавать аудио и видеосигнал, а только один разъём — для работы с видео. Такой выход используется для подключения звукового проектора к телевизору и работы в роли медиацентра. Композитный видеоинтерфейс не позволяет работать с HD и не отличается высоким качеством; с другой стороны, он широко распространён и может использоваться даже для работы с о
...ткровенно устаревшей видеотехникой (например, кинескопными ТВ). Обычно данный вход использует разъём RCA («тюльпан») жёлтого цвета.
— Компонентный. Выход, используемый для передачи аналогового видеосигнала на внешний экран. Использует три кабеля (обычно со штекерами RCA), по каждому из которых передаётся свой компонент видеосигнала (отсюда и название). Благодаря этому компонентный интерфейс отличается хорошей пропускной способностью и качеством картинки, он позволяет работать с HD и считается наиболее продвинутым современным стандартом аналогового видео.
— Выход управления ИК. Выход, позволяющий использовать звуковой проектор в роли внешнего ИК-приёмника для других устройств (к примеру, усилителя или аудиоресивера). Через такой выход звуковой проектор может передавать на подключённую технику принятые команды с пульта управления. Это позволяет установить внешнее устройство в любом месте, даже вне зоны действия пульта. Кроме того, такая возможность особенно полезна для некоторых полочных моделей (см. «Тип установки»), которые при установке могут закрывать ИК-приёмник телевизора. Правда, стоит учитывать, что техника разных производителей может быть несовместима по разъёмам управления.