Направленность микрофона
Направленность описывает способность микрофона улавливать звуки, идущие с разных направлений, точнее — зависимость чувствительности от направления, с которого поступает звук.
—
Однонаправленный. Как следует из названия, подобные микрофоны способны улавливать звук, исходящий только с одной стороны. Отметим, что сама по себе зона охвата может быть довольно широкой, однако она в любом случае располагается «спереди» от микрофона. Однонаправленные модели очень удобны для восприятия звука из одного источника, с максимальным отсечением окружающих помех.
—
Двунаправленный. Под этим термином в нашем случае подразумевается две разновидности микрофонов. Первый вариант — классические двунаправленные модели, рассчитаные на возможность нормального восприятия звука с двух противоположных сторон — грубо говоря, «спереди» и «сзади»; при этом по бокам образуются мёртвые зоны, откуда звук практически не воспринимается. Такой формат работы может пригодиться, к примеру, для трансляции диалога в студии радиостанции, или при одновременной записи двух голосов на один микрофон. Вторая разновидность —микрофоны с парой капсюлей, направленных под углом друг к другу (чаще всего перпендикулярно); подобная конструкция применяется в моделях с функцией стереозаписи.
—
Всенаправленный. Также данную разновидность называют «ненаправле
...нной», что также до определённой степени характеризует её особенности. Подобные микрофоны не имеют чётко выраженной направленности — они в полную чувствительность воспринимают звук, поступающий с любого направления. В качестве примера ситуации, где может пригодиться такой формат, можно привести запись обсуждения за круглым столом.
Отметим, что, хотя большинство микрофонов работает только в одном формате направленности, некоторые модели поддерживают несколько вариантов, с возможностью переключения между ними по желанию пользователя (см. «Функции/возможности»). Способы такого переключения могут быть разными: в одних моделях достаточно сдвинуть переключатель, в других нужно менять капсюль.Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, нормально воспринимаемых и обрабатываемых микрофоном.
Чем шире этот диапазон — тем полнее сигнал, тем меньше вероятности, что слишком высокие или низкие частоты будут упущены из-за несовершенства микрофона. Однако в данном случае стоит учитывать некоторые нюансы. Прежде всего: сам по себе обширный диапазон частот ещё не гарантирует высокого качества звука — многое также зависит от типа микрофона (см. выше) и его амплитудно-частотной характеристики, не говоря уже о качестве других компонентов аудиосистемы. Кроме того, большая ширина тоже не всегда реально необходима. Например, для нормальной передачи человеческой речи достаточным считается диапазон 500 Гц – 2 кГц, что намного уже общего диапазона, воспринимаемого человеческим ухом. Этот общий диапазон, в свою очередь, составляет в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и к тому же сужается с возрастом. Не стоит забывать и об особенностях аппаратуры, к которой подключён микрофон: навряд ли стоит специально искать модель с обширным диапазоном, если, к примеру, усилитель, к которому её планируется подключать, сильно «обрезает» частоты сверху и/или снизу.
Частота дискретизации АЦП
Частота дискретизации аналого-цифрового преобразователя (АЦП), предусмотренного в конструкции микрофона.
АЦП — это модуль, отвечающий за преобразование аналогового сигнала, поступающего с капсюля микрофона, в цифровой формат. Он применяется преимущественно в моделях, подключаемых по цифровым интерфейсам — например, USB (см. ниже) — а также в некоторых беспроводных, где цифровой формат используется для связи по радио.
Принцип аналого-цифрового преобразования заключается в том, что аналоговый сигнал разбивается на отдельные фрагменты, каждый из которых кодируется своим числовым значением. Если это изобразить графически, то график аналогового сигнала выглядит как плавная линия, а цифрового — как набор «ступенек», приближённый к этой линии. Чем выше частота дискретизации — тем больше «ступенек» приходится на определённый участок плавной линии и тем точнее цифровой сигнал соответствует исходному аналогу.
Таким образом, высокие значения данного параметра говорят о высоком качестве микрофона. Однако здесь нужно сказать, что для нормального восстановления исходного сигнала из цифрового (проще говоря, для нормального воспроизведения звука, воспринятого микрофоном) достаточной считается частота дискретизации, вдвое превышающая максимальную частоту принятого звука. Для чистой человеческой речи показатели в 2,3 кГц считаются рекордными, а гармоники, дополняющие тембр голоса, не превышают по частоте 8 кГц. Таким образом, для нормальной обработки речи бо...льшой частоты дискретизации не требуется. В то же время модели, предназначенные для студийной записи (см. «Назначение»), могут иметь довольно высокие значения данного параметра — до 96 кГц включительно. Это связано не только с качеством звука (хотя и оно немаловажно), но и с техническими моментами обработки и сведения.
Отметим также, что повышение частоты дискретизации сказывается на объёме передаваемых данных, поэтому высокие показатели не всегда являются оптимальными. В свете этого некоторые микрофоны позволяют изменять значение данного параметра; для таких моделей в нашем каталоге указывается максимальное значение частоты дискретизации.
Разрядность АЦП
Разрядность аналого-цифрового преобразователя (АЦП), установленного в микрофоне.
АЦП — это модуль, отвечающий за преобразование аналогового сигнала, поступающего с капсюля микрофона, в цифровой формат. Он применяется преимущественно в моделях, подключаемых по цифровым интерфейсам — например, USB (см. ниже) — а также в некоторых беспроводных, где цифровой формат используется для связи по радио. Подробнее о таком преобразовании см. «Частота дискретизации АЦП». Но если частота дискретизации описывает количество «ступенек» цифрового сигнала на определённом участке, то разрядность определяет количество вариантов по уровню сигнала, доступное для каждой отдельной ступеньки. Чем выше разрядность — тем больше таких вариантов и тем точнее уровень цифрового сигнала будет соответствовать уровню аналогового.
Таким образом, данный параметр также напрямую влияет на качество преобразования. Если говорить о конкретных значениях, то разрядности в 16 бит считается вполне достаточно для профессиональных студийных микрофонов (см. «Назначение»), а высококлассные модели могут иметь и 32-битные преобразователи.
Функции и возможности
—
Беспроводное подключение. Данная особенность указывается для т.н. радиомикрофонов — моделей, в которых сигнал передаётся беспроводным способом. Отметим, что комплект радиомикрофона обычно предполагает наличие приёмника, который подключается к усилителю (или другому устройству для обработки звука) классическим проводным способом (см. «Разъёмы подключения»). Однако сам микрофон соединяется с приёмником по радиоканалу.
—
Шумоподавление. В соответствии с названием, такая система предназначается для устранения посторонних шумов. В ее основе обычно лежит электронный фильтр, который пропускает звуки и отсекает фоновые шумы. По итогу обеспечивается качественная и отчетливая передача звука даже в шумной обстановке. Система может вносить искажения в итоговый звук, однако в целом они не критичны.
—
Стереозапись. Возможность применения микрофона для записи звука в формате стерео. Такой формат предполагает наличие двух каналов, и для каждого из них звук должен фиксироваться отдельно; а вот техническое обеспечение подобной записи в разных случаях может различаться. Наиболее популярный вариант — двунаправленные микрофоны. Однако кроме этого, в данную категорию включены парные комплекты, для которых прямо заявлена функция стереозаписи.
—
ФНЧ (Roll-off). Наличие фильтра низких частот в конструкции микрофона (Roll-off — аль
...тернативное название этой функции). Эта особенность позволяет снизить уровень низких частот в сигнале, выдаваемом микрофоном. Подобная необходимость может быть обусловлена двумя моментами. Во-первых, многие посторонние шумы — звук ветра, стуки по корпусу устройства, окружающий фон и т.п. — представлены именно в низких частотах; подавив этот диапазон, можно заметно снизить уровень посторонних звуков, «слышимых» через микрофон. Во-вторых, ФНЧ полезен для работы с т.н. «эффектом приближения». Этот эффект состоит в том, что при приближении к источнику звука многие модели склонны повышать громкость звучания НЧ, а при удалении — наоборот, проваливать «басы». Включая Roll-off при приближении к источнику звука и отключая — при удалении, можно до определённой степени сгладить этот эффект. По ряду технических причин данная функция применяется в основном в конденсаторных и электретных микрофонах (см. «Тип»). Отметим, что в продвинутых моделях ФНЧ может делаться настраиваемым и дополняться вспомогательным фильтром сверхнизких частот.
— Аттенюатор. Наличие в конструкции микрофона аттенюатора — устройства, ступенчато ослабляющего уровень сигнала на выходе (своего рода противоположность усилителю). Эта функция пригодится при работе с громким звуком: снизив уровень сигнала, можно избежать перегрузки системы.
— Регулировка чувствительности. Наличие собственного регулятора чувствительности в конструкции микрофона. Данная функция позволяет настраивать уровень сигнала, не используя регуляторов в других компонентах аудиосистемы — например для изменения громкости «на лету»; это весьма удобно, поскольку микрофон обычно находится под рукой, и настройки можно поменять очень быстро и без лишних хлопот.
— Регулировка громкости наушников. Отдельный регулятор, предназначенный для настройки громкости подключенных наушников (см. «Выход на наушники»). В зависимости от модели может размещаться как на самом микрофоне, так и на приемнике для беспроводного подключения. В любом случае данная функция делает подстройку громкости более удобной: регулятор находится под рукой и пользователю не нужно тянуться к другим устройствам или копаться в программных настройках.
— Отключение микрофона. Наличие в конструкции микрофона собственного выключателя. При некоторых вариантах использования нередки ситуации, когда микрофон приходится постоянно включать и отключать. Например, во время концерта количество исполнителей может меняться, и незадействованные микрофоны лучше отключать; при общении по Skype через компьютер иногда приходится отвлекаться на разговоры с окружающими, которые «компьютерному» собеседнику слышать незачем, и т.п. Как правило, отключение звука микрофона возможно через настройки или панель управления устройства, к которому он подключён; однако воспользоваться собственным выключателем обычно проще и быстрее, особенно если выключать/включать звук приходится часто.
— Мобильное приложение. Возможность оперировать функциями и настройками микрофона через мобильное приложение для смартфона или планшета. Программное обеспечение обычно содержит инструменты для гибкой настройки параметров звука (чувствительность, громкость, усиление и т.п.), выбора режимов работы системы шумоподавления, использования различных аудиоэффектов и фильтров. Также через мобильное приложение нередко реализовывается обновление прошивки микрофона.
— Встроенная память. Наличие в микрофоне встроенного хранилища данных позволяет обойтись без необходимости использования внешних носителей информации для записи звука. Бортовой накопитель встречается в некоторых моделях продвинутых «петличек», микрофонах для видеокамер и диктофонов — т.е. в портативных решениях с прицелом на комфортную работу в полевых условиях.
— Переключение ДН. ДН в данном случае означает «диаграмма направленности», однако под данной функцией может подразумеваться переключение не только между вариантами для однонаправленного микрофона (см. «Диаграмма направленности»), но и между одно-, дву- и всенаправленным форматом работы (см. «Направленность микрофона»). Поэтому конкретные особенности переключения и доступные варианты стоит уточнять для каждой модели отдельно.