Номинальное сопротивление
Сопротивление микрофона переменному току; также этот параметр называют «импеданс». Это одна из важнейших характеристик, определяющая совместимость с усилителем или иным устройством, к которому подключается микрофон: если импеданс не соответствует оптимальному, возможны потери в мощности сигнала. Тут есть свои особенности, зависящие от назначения той или иной модели (см. выше). Так, для микрофонов, применяемых с компьютерами, ноутбуками, диктофонами и телефонами/планшетами импеданс может вообще не указываться — характеристики таких моделей подбираются с таким расчётом, чтобы гарантированно обеспечить нормальную совместимость с соответствующими устройствами. А вот в профессиональной аудиотехнике для подбора используются особые правила; подробнее с ними можно ознакомиться в специальных источниках.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, нормально воспринимаемых и обрабатываемых микрофоном.
Чем шире этот диапазон — тем полнее сигнал, тем меньше вероятности, что слишком высокие или низкие частоты будут упущены из-за несовершенства микрофона. Однако в данном случае стоит учитывать некоторые нюансы. Прежде всего: сам по себе обширный диапазон частот ещё не гарантирует высокого качества звука — многое также зависит от типа микрофона (см. выше) и его амплитудно-частотной характеристики, не говоря уже о качестве других компонентов аудиосистемы. Кроме того, большая ширина тоже не всегда реально необходима. Например, для нормальной передачи человеческой речи достаточным считается диапазон 500 Гц – 2 кГц, что намного уже общего диапазона, воспринимаемого человеческим ухом. Этот общий диапазон, в свою очередь, составляет в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и к тому же сужается с возрастом. Не стоит забывать и об особенностях аппаратуры, к которой подключён микрофон: навряд ли стоит специально искать модель с обширным диапазоном, если, к примеру, усилитель, к которому её планируется подключать, сильно «обрезает» частоты сверху и/или снизу.
Чувствительность
Чувствительность описывает мощность сигнала на выходе микрофона при обработке им звука определённой громкости. В данном случае под чувствительностью подразумевается соотношение напряжения на выходе к звуковому давлению на мембрану, выраженное в децибелах. Чем больше это число — тем выше чувствительность. Отметим, что как правило, величины в децибелах — отрицательные, поэтому можно сказать так: чем ближе число к нулю — тем чувствительнее микрофон. Например, модель на -38 дБ по данному параметру превосходит модель на -54 дБ.
Стоит учитывать, что сама по себе высокая чувствительность не означает высокого качества звукопередачи — она всего лишь позволяет устройству «слышать» более слабый звук. И наоборот, низкая чувствительность не является однозначным признаком плохого микрофона. Выбор же по данному параметру зависит от особенностей применения: чувствительное устройство пригодится для работы с негромкими звуками и в тех случаях, когда необходимо уловить мельчайшие нюансы происходящего, а «слабый» микрофон будет удобен при высокой громкости звука или при необходимости отфильтровывать посторонние слабые шумы. Встречаются модели с
регулировка чувствительности (а для моделей с выходом на наушники может быть предусмотрена
регулировка громкости наушников).
Звуковое давление
Максимальное звуковое давление, воспринимаемое микрофоном, при котором коэффициент гармонических колебаний не превышает 0,5% — проще говоря, наибольшая громкость звука, при которой не возникает заметных помех.
Чем выше данный показатель — тем лучше микрофон подходит для работы с громким звуком. Здесь стоит учитывать, что децибел — нелинейная величина; иными словами, увеличение громкости с 10 дБ до 20 дБ или с 20 до 40 дБ не означает её повышения в 2 раза. Поэтому при оценке удобнее всего обращаться к сравнительным таблицам уровня шума. Вот некоторые примеры: уровень в 100 дБ приблизительно соответствует мотоциклетному двигателю или шуму в вагоне метро; 110 дБ — вертолёту; 120 дБ — работе отбойного молотка; 130 дБ, сравнимые со звуком реактивного самолёта на разбеге, считаются болевым порогом для человека. При этом многие высококлассные микрофоны способны нормально работать при звуковом давлении в 140 – 150 дБ — а это уровень шума, способный нанести человеку физические повреждения.
Соотношение сигнал/шум
Параметр, описывающий соотношение между уровнем полезного сигнала и уровнем шумов, выдаваемых микрофоном. Отметим, что фактическое соотношение сигнал/шум изменяется в зависимости от звукового давления, воспринимаемого микрофоном. Поэтому в характеристиках принято указывать вариант для стандартной ситуации — при звуковом давлении в 94 дБ. Это позволяет сравнивать между собой разные модели.
В целом же данный показатель довольно наглядно характеризует качество работы той или иной модели, т.к. он учитывает практически все значимые посторонние шумы, возникающие при работе. Чем больше это соотношение — тем более чистым получается звук, тем меньше в нём искажений. Значения в 64 – 66 дБ считаются вполне приличными, а высококлассные микрофоны обеспечивают показатели в 72 дБ и выше.
Частота дискретизации АЦП
Частота дискретизации аналого-цифрового преобразователя (АЦП), предусмотренного в конструкции микрофона.
АЦП — это модуль, отвечающий за преобразование аналогового сигнала, поступающего с капсюля микрофона, в цифровой формат. Он применяется преимущественно в моделях, подключаемых по цифровым интерфейсам — например, USB (см. ниже) — а также в некоторых беспроводных, где цифровой формат используется для связи по радио.
Принцип аналого-цифрового преобразования заключается в том, что аналоговый сигнал разбивается на отдельные фрагменты, каждый из которых кодируется своим числовым значением. Если это изобразить графически, то график аналогового сигнала выглядит как плавная линия, а цифрового — как набор «ступенек», приближённый к этой линии. Чем выше частота дискретизации — тем больше «ступенек» приходится на определённый участок плавной линии и тем точнее цифровой сигнал соответствует исходному аналогу.
Таким образом, высокие значения данного параметра говорят о высоком качестве микрофона. Однако здесь нужно сказать, что для нормального восстановления исходного сигнала из цифрового (проще говоря, для нормального воспроизведения звука, воспринятого микрофоном) достаточной считается частота дискретизации, вдвое превышающая максимальную частоту принятого звука. Для чистой человеческой речи показатели в 2,3 кГц считаются рекордными, а гармоники, дополняющие тембр голоса, не превышают по частоте 8 кГц. Таким образом, для нормальной обработки речи бо...льшой частоты дискретизации не требуется. В то же время модели, предназначенные для студийной записи (см. «Назначение»), могут иметь довольно высокие значения данного параметра — до 96 кГц включительно. Это связано не только с качеством звука (хотя и оно немаловажно), но и с техническими моментами обработки и сведения.
Отметим также, что повышение частоты дискретизации сказывается на объёме передаваемых данных, поэтому высокие показатели не всегда являются оптимальными. В свете этого некоторые микрофоны позволяют изменять значение данного параметра; для таких моделей в нашем каталоге указывается максимальное значение частоты дискретизации.
Разрядность АЦП
Разрядность аналого-цифрового преобразователя (АЦП), установленного в микрофоне.
АЦП — это модуль, отвечающий за преобразование аналогового сигнала, поступающего с капсюля микрофона, в цифровой формат. Он применяется преимущественно в моделях, подключаемых по цифровым интерфейсам — например, USB (см. ниже) — а также в некоторых беспроводных, где цифровой формат используется для связи по радио. Подробнее о таком преобразовании см. «Частота дискретизации АЦП». Но если частота дискретизации описывает количество «ступенек» цифрового сигнала на определённом участке, то разрядность определяет количество вариантов по уровню сигнала, доступное для каждой отдельной ступеньки. Чем выше разрядность — тем больше таких вариантов и тем точнее уровень цифрового сигнала будет соответствовать уровню аналогового.
Таким образом, данный параметр также напрямую влияет на качество преобразования. Если говорить о конкретных значениях, то разрядности в 16 бит считается вполне достаточно для профессиональных студийных микрофонов (см. «Назначение»), а высококлассные модели могут иметь и 32-битные преобразователи.
Функции и возможности
—
Беспроводное подключение. Данная особенность указывается для т.н. радиомикрофонов — моделей, в которых сигнал передаётся беспроводным способом. Отметим, что комплект радиомикрофона обычно предполагает наличие приёмника, который подключается к усилителю (или другому устройству для обработки звука) классическим проводным способом (см. «Разъёмы подключения»). Однако сам микрофон соединяется с приёмником по радиоканалу.
—
Стереозапись. Возможность применения микрофона для записи звука в формате стерео. Такой формат предполагает наличие двух каналов, и для каждого из них звук должен фиксироваться отдельно; а вот техническое обеспечение подобной записи в разных случаях может различаться. Наиболее популярный вариант — двунаправленные микрофоны. Однако кроме этого, в данную категорию включены парные комплекты, для которых прямо заявлена функция стереозаписи.
—
ФНЧ (Roll-off). Наличие фильтра низких частот в конструкции микрофона (Roll-off — альтернативное название этой функции). Эта особенность позволяет снизить уровень низких частот в сигнале, выдаваемом микрофоном. Подобная необходимость может быть обусловлена двумя моментами. Во-первых, многие посторонние шумы — звук ветра, стуки по корпусу устройства, окружающий фон и т.п. — представлены именно в низких частотах; подавив этот диапазон, можно заметно снизить уровень посторонних звуков, «слышимых» через ми
...крофон. Во-вторых, ФНЧ полезен для работы с т.н. «эффектом приближения». Этот эффект состоит в том, что при приближении к источнику звука многие модели склонны повышать громкость звучания НЧ, а при удалении — наоборот, проваливать «басы». Включая Roll-off при приближении к источнику звука и отключая — при удалении, можно до определённой степени сгладить этот эффект. По ряду технических причин данная функция применяется в основном в конденсаторных и электретных микрофонах (см. «Тип»). Отметим, что в продвинутых моделях ФНЧ может делаться настраиваемым и дополняться вспомогательным фильтром сверхнизких частот.
— Аттенюатор. Наличие в конструкции микрофона аттенюатора — устройства, ступенчато ослабляющего уровень сигнала на выходе (своего рода противоположность усилителю). Эта функция пригодится при работе с громким звуком: снизив уровень сигнала, можно избежать перегрузки системы.
— Регулировка чувствительности. Наличие собственного регулятора чувствительности в конструкции микрофона. Данная функция позволяет настраивать уровень сигнала, не используя регуляторов в других компонентах аудиосистемы — например для изменения громкости «на лету»; это весьма удобно, поскольку микрофон обычно находится под рукой, и настройки можно поменять очень быстро и без лишних хлопот.
— Регулировка громкости наушников. Отдельный регулятор, предназначенный для настройки громкости подключенных наушников (см. «Выход на наушники»). В зависимости от модели может размещаться как на самом микрофоне, так и на приемнике для беспроводного подключения. В любом случае данная функция делает подстройку громкости более удобной: регулятор находится под рукой и пользователю не нужно тянуться к другим устройствам или копаться в программных настройках.
— Отключение микрофона. Наличие в конструкции микрофона собственного выключателя. При некоторых вариантах использования нередки ситуации, когда микрофон приходится постоянно включать и отключать. Например, во время концерта количество исполнителей может меняться, и незадействованные микрофоны лучше отключать; при общении по Skype через компьютер иногда приходится отвлекаться на разговоры с окружающими, которые «компьютерному» собеседнику слышать незачем, и т.п. Как правило, отключение звука микрофона возможно через настройки или панель управления устройства, к которому он подключён; однако воспользоваться собственным выключателем обычно проще и быстрее, особенно если выключать/включать звук приходится часто.
— Встроенная память. Наличие в микрофоне встроенного хранилища данных позволяет обойтись без необходимости использования внешних носителей информации для записи звука. Бортовой накопитель встречается в некоторых моделях продвинутых «петличек», микрофонах для видеокамер и диктофонов — т.е. в портативных решениях с прицелом на комфортную работу в полевых условиях.
— Переключение ДН. ДН в данном случае означает «диаграмма направленности», однако под данной функцией может подразумеваться переключение не только между вариантами для однонаправленного микрофона (см. «Диаграмма направленности»), но и между одно-, дву- и всенаправленным форматом работы (см. «Направленность микрофона»). Поэтому конкретные особенности переключения и доступные варианты стоит уточнять для каждой модели отдельно.Разъем подключения
Виды разъемов, предусмотренные в конструкции микрофона.
Чаще всего в данном пункте речь идет о типе разъема, предназначенного для подключения самого микрофона к внешней аудиотехнике. Из таких интерфейсов в наше время наибольшую популярность получили аналоговые
XLR (включая уменьшенную версию
mini-XLR),
Jack 6.35 и
mini-Jack 3.5 мм, а также цифровые
USB A,
USB C и
Lightning. Также в отдельных микрофонах предусматривается
собственный разъем наушников (иногда
MicroDot). Вот более детальное описание каждого варианта:
— XLR. Характерный круглый разъем достаточно крупного размера, обычно с внешним кожухом. В микрофонах чаще всего встречаются штекеры XLR на 3 контакта, один такой штекер позволяет передавать один канал звука; возможны и другие варианты — например, 4- или даже 5-контактный разъем в модели с поддержкой стереозаписи (см. «Функции и возможности»). Как бы то ни было, главное достоинство XLR заключается в возможности работы с балансным подключением. При таком подключении большая часть помех, наводимых на кабель, гасится «сама по себе», без необходимости применения дополнительных фильтров; это позволяет применять довольно длинные провода без ущерба для
...качества звука. Кроме того, разъемы XLR обеспечивают плотное соединение, что еще более повышает помехостойкость; а для дополнительной надежности гнезда и штекеры этого типа нередко оснащаются замками. Главный недостаток XLR — крупные размеры; поэтому основной сферой его применения остаются профессиональные модели, где упомянутые достоинства значительно перевешивают недостатки.
— mini-XLR. Уменьшенная разновидность интерфейса XLR, описанного выше; имеет те же технические особенности и отличается лишь более миниатюрными размерами. Последнее делает mini-XLR более удобным для техники, в которой важна компактность. В то же время подобные разъёмы пока не имеют официальной стандартизации, а потому встречаются довольно редко.
— mini-Jack 3.5 мм. Один из наиболее популярных современных аудиоразъемов. В микрофонах, впрочем, он встречается значительно реже того же XLR — в основном в компактных моделях, а также решениях начального и недорогого среднего уровня. Это связано с тем, что mini-Jack имеет небольшие размеры, однако заметно уступает XLR по качеству и надежности соединения, из-за чего слабо подходит для профессиональных задач. Также стоит учитывать, что в современных микрофонах можно встретить разные версии разъема 3.5 мм:
- mini-Jack 3.5 мм TS. Двухконтактный разъем, позволяющий передавать только 1 канал звука (моно). Встречается в довольно продвинутых микрофонах, а гнезда 3.5 мм этого формата используются в основном аудиотехнике соответствующего уровня и специализированных устройствах (вроде передатчиков для петличных микрофонов).
- mini-Jack 3.5 мм TRS. Трехконтактная, наиболее распространенная разновидность разъема mini-jack. Технически может использоваться для балансного подключения одного звукового канала (см. «XLR» выше), однако на практике чаще применяется либо из соображений совместимости (дабы микрофон мог нормально работать с трех- и четырехконтактными гнездами на ноутбуках, телефонах и т. п.), либо для передачи стереосигнала (в моделях с соответствующим функционалом — см. «Функции и возможности»).
- mini-Jack 3.5 мм TRRS. Четырехконтактный штекер mini-Jack. Используется преимущественно в моделях для смартфонов/планшетов, видеокамер и другой техники — такая техника часто оснащается гнездами именно на 4 разъема, и для оптимальной совместимости такое же число контактов предусматривается и на микрофоне. Через подобный интерфейс возможна передача стереозвука, однако эта возможность не обязательно поддерживается.
В идеале микрофон с mini-jack нужно подключать к разъему, имеющему такое же число контактов — в противном случае нормальная работоспособность не гарантируется (хотя возможны и исключения).
— Jack (6.35 мм). Полноразмерный разъем типа Jack; имеет почти вдвое больший диаметр, чем описанный выше 3.5 мм mini-Jack. Слабо подходит для портативной техники, зато обеспечивает достаточно плотное и надежное соединение — хотя и несколько уступает XLR по этому параметру; также может применяться для балансного подключения (см. «XLR»), но в таком формате используется сравнительно редко. Отметим, что в некоторых микрофонах интерфейс 6.35 мм предусматривается не в виде полноценного штекера, а в виде переходника для установленного на проводе 3.5 мм mini-jack. Разъем Jack также может иметь разное число контактов, однако в этом плане он не столь разнообразен, как mini-jack: наибольшее распространение получили классические 3 контакта (TRS), а формат на 4 контакта (TRRS) практически не встречается.
— TA4F. Специализированный разъём, применяемый в аудиотехнике, причём преимущественно именно в микрофонах. Также под этим термином может подразумеваться разъём аналогичной конструкции TA3F (c 3 контактами).
TA4F имеет довольно небольшие размеры, что делает его удобным для компактных микрофонов головного и петличного типа. А благодаря наличию 4 контактов через него же можно подключать ещё и фантомное питание для конденсаторных микрофонов (впрочем, этим типом микрофонов использование TA4F не ограничивается). Отметим, что этот разъём считается профессиональным и встречается в основном в технике соответствующего уровня.
— USB. Интерфейс USB применяется в основном в компьютерной технике — для подключения различных периферийных устройств. В то же время среди моделей для ПК и ноутбуков (см. «Назначение») данный вариант встречается намного реже, чем описанный выше mini-Jack 3.5 мм, а большинство микрофонов с USB относятся к студийным. Это обусловлено тем, что сигнал через USB передаётся в цифровом формате, что весьма удобно при записи на компьютер с целью последующей обработки и сведения (а вот при голосовой связи удобнее использовать обычный микрофонный вход). Впрочем, есть и другие типы микрофонов с данным интерфейсом.
— Lightning. Фирменный разъем, применяемый исключительно в портативных устройствах компании Apple — смартфонах iPhone, планшетах iPad и плеерах iPod touch. Соответственно, данный вариант подключения встречается исключительно в микрофонах для смартфонов Apple, причем специально созданных для указанной техники.
— microDot. Балансный разъем для коаксиального подключения к музыкальным инструментам и прочему акустическому/звуковому оборудованию. Для разъема microDot характерно наличие резьбы, что обеспечивает высокую надежность соединения. Подключение microDot обычно встречается в компактных микрофонах с креплением на музыкальный инструмент.
— Фирменный разъем. В данную категорию включены все интерфейсы, не относящиеся к описанным выше. Это могут быть не только собственные разъёмы, применяемые определённой компанией, но и некоторые стандартные типы подключения, не получившие широкого распространения и встречающиеся в специализированной технике. Однако в любом случае при покупке подобного микрофона стоит отдельно убедиться в его совместимости с устройством, с которым его планируется использовать.
— Выход на наушники. Отдельный выход для подключения наушников. Чаще всего имеет вид стандартного гнезда mini-Jack 3.5 мм — именно этот интерфейс применяется в большинстве современных «ушей», что дает пользователю широкий выбор. Кроме того, такой выход может сочетаться с собственным регулятором громкости.
Остальные же особенности и самого разъема, и его применения зависят в основном от типа микрофона (см. «Микрофон»). Так, петличные модели при подключении наушников превращаются в гарнитуры; при использовании в караоке наушники дают возможность лучше слушать музыку, а при студийной записи — позволяют слышать еще и собственный голос, контролируя, что идет на запись. Также отметим, что в радиосистемах (см. выше) подобный выход обычно располагается на приемнике.