Микрофон
—
Вокальный (для караоке). В соответствии с названием подобные модели предназначены в первую очередь для передачи человеческого голоса — во время пения, художественного чтения и т.п., когда важна не только разборчивость речи, но и оттенки интонаций. Именно такие микрофоны можно увидеть на сцене во время концертов и других подобных мероприятий, в оборудовании для караоке и т.п. Также в данную категорию включены модели, допускающие применение ещё и в роли инструментальных (см. ниже).
—
Петличный. Название этого типа микрофонов обусловлено традиционным способом крепления — на воротник, туда, где обычно находится петлица; для них характерны миниатюрные размеры и наличие клипсы для удержания на одежде. Подобные устройства известны в первую очередь как оборудование для телевизионных передач — они используются участниками телепрограмм, дабы те могли говорить, не занимая руки более крупными микрофонами. А некоторые устройства данного типа фактически представляют собой «заготовку для гарнитуры», которая превращается в полноценную гарнитуру при подключении наушников.
—
Для компьютера. Микрофоны, предназначенные для использования с полноразмерными ПК. Такие микрофоны обычно имеют капсюль на длинной ножке, иногда гибкой (см. ниже) и подставку для размещения на поверхности стола. Их основным назначением является голосовая связь с использованием компьютера, где наиб
...олее важна не столько точность передачи деталей, а скорость передачи данных и их небольшие объёмы — поэтому качество звука, как правило, получается относительно невысоким.
— Для ноутбука. Как и описанные выше микрофоны для ПК, «ноутбучные» модели рассчитаны в основном на голосовое общение и имеют довольно скромные характеристики. Их ключевым отличием является направленность на использование с портативными устройствами, что выражено в первую очередь в компактных размерах. Кроме того, для многих подобных микрофонов порт подключения одновременно играет роль крепления для размещения на корпусе ноутбука.
— Инструментальный. Микрофоны, предназначенные для подзвучивания музыкальных инструментов — например, саксофонов, акустических гитар (не оснащённых звукоснимателями), перкуссионных установок и т.п. Стоит учитывать, что несмотря на внешнее сходство некоторых моделей с описанными выше вокальными, «чисто инструментальные» микрофоны для обработки голоса подходят слабо, использовать их для этой цели не рекомендуется.
— Студийный. Микрофоны, предназначенные для применения в студиях звукозаписи. Как правило, рассчитаны на запись вокала. Отличаются высоким качеством передачи звука и соответствующей стоимостью.
— Головной. Микрофоны, предназначенные для ношения на голове — наподобие гарнитур (только в данном случае в конструкции отсутствует наушник). Имеют миниатюрные размеры и по специфике применения аналогичны петличным (см. выше), однако располагаются ближе ко рту и не зависят от одежды говорящего. Это позволяет применять подобные модели в специфических ситуациях, когда петличный микрофон непригоден — например, для съёмок видеоролика при сильном уровне постороннего шума.
— Для конференций. Микрофоны, предназначенные для использования в конференц-залах, комнатах для совещаний, на трибунах и в других подобных местах. Конструкция подобных моделей может быть разной — капсюль на гибкой ножке (см. ниже), диск, укладываемый прямо на стол и т.п. Однако в любом случае данная разновидность оптимизирована под передачу речи и рассчитана на максимальное удобство говорящего — дабы пользователь не отвлекался на подбор оптимального положения относительно микрофона и расстояния до него.
— Для видеокамеры. Микрофоны, предназначенные, в соответствии с названием, для применения с видеокамерами, преимущественно профессиональными. Отметим, что технически ко входу видеокамеры можно подключить любой микрофон, совпадающий по разъёмам и основным характеристикам; однако в данную категорию включены только те модели, которые рассчитаны на установку непосредственно в специальное крепление на корпусе камеры.
— Для диктофона. Специфическая разновидность микрофонов, предназначенная исключительно для использования с диктофонами. Такая техника, как правило, оснащается собственными встроенными микрофонами, однако их возможностей в некоторых случаях может не хватать; а среди высококлассных профессиональных диктофонов встречаются устройства, вообще не имеющие микрофона. Внешние микрофоны обычно подключаются по интерфейсу 3.5 мм mini-Jack либо через фирменный разъём (см. ниже), при этом одной из их отличительных особенностей является отсутствие провода: штекер монтируется прямо на корпусе микрофона и играет роль не только разъёма, но и крепления. Разумеется, для подобных устройств характерны также миниатюрные размеры.
— Для телефона/планшета. В данную категорию включены специализированные микрофоны, изначально позиционируемые как аксессуары для смартфонов или планшетов. Как правило, они схожи с описанными выше диктофонными в том плане, что крепятся прямо на корпус устройства, не используя дополнительных проводов. Основная же их специфика по сравнению с теми же моделями для диктофонов состоит в способе подключения — обычно для этого используется универсальный разъём вроде 30pin/Lightning, microUSB или фирменного интерфейса (подробнее см. ниже).
— Для видеопроизводства. Микрофоны, предназначенные для использования в процессе видеозаписи. Фактически данная разновидность включает две подгруппы, каждая со своей специализацией. Первая — это микрофоны, которые можно условно назвать «репортёрскими». Как правило, к ним относятся динамические (см. «Тип») модели с всесторонней направленностью (см. ниже) и хорошей чувствительностью. Эти особенности позволяют «слышать» не только голос репортёра, но и звуковой фон вокруг него; кроме того, не нужно точно выдерживать положение микрофона относительно лица, что особенно полезно при опросе других людей. Также «репортёрские» модели имеют прочные корпуса и в целом неплохо защищены от различных неприятностей (хотя и не обязательно являются полностью влаго- и ударостойкими). Вторая разновидность моделей для видеопроизводства — «звукооператорские»: такие микрофоны часто можно увидеть на съёмочных площадках установленными на длинные штанги. Они, в свою очередь, обычно делаются одно- или двунаправленными (для максимальной фильтрации посторонних звуков), а по типу чаще всего относятся к конденсаторным и обеспечивают довольно высокое качество и достоверность передачи звука.
— Подвесной. Микрофоны, рассчитанные на установку подвесным способом — например, на потолке. Подобные модели предназначены в основном для подзвучки хорового пения, театральных представлений и других ситуаций, в которых другие типы микрофонов (стоящие на стойке, удерживаемые в руке или даже цепляемые на голову) не очень удобны.
— Измерительный. Измерительные микрофоны предназначены для калибровки звуковых инсталляций. С их помощью можно быстро и точно настроить тонкомпенсацию для музыкального инструмента, громкоговорителя, звукозаписывающего оборудования и пр. Ключевыми особенностями измерительных микрофонов являются широкий частотный диапазон (20 – 40 000 Гц) и высокая стабильность частотных характеристик. Измерительный микрофон проводит замер уровня шумов и выявляет звуковые аномалии. Правильно настроенная, при помощи измерительного микрофона, звуковая инсталляция будет полностью соответствовать акустическим особенностям конкретно взятого помещения.Номинальное сопротивление
Сопротивление микрофона переменному току; также этот параметр называют «импеданс». Это одна из важнейших характеристик, определяющая совместимость с усилителем или иным устройством, к которому подключается микрофон: если импеданс не соответствует оптимальному, возможны потери в мощности сигнала. Тут есть свои особенности, зависящие от назначения той или иной модели (см. выше). Так, для микрофонов, применяемых с компьютерами, ноутбуками, диктофонами и телефонами/планшетами импеданс может вообще не указываться — характеристики таких моделей подбираются с таким расчётом, чтобы гарантированно обеспечить нормальную совместимость с соответствующими устройствами. А вот в профессиональной аудиотехнике для подбора используются особые правила; подробнее с ними можно ознакомиться в специальных источниках.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, нормально воспринимаемых и обрабатываемых микрофоном.
Чем шире этот диапазон — тем полнее сигнал, тем меньше вероятности, что слишком высокие или низкие частоты будут упущены из-за несовершенства микрофона. Однако в данном случае стоит учитывать некоторые нюансы. Прежде всего: сам по себе обширный диапазон частот ещё не гарантирует высокого качества звука — многое также зависит от типа микрофона (см. выше) и его амплитудно-частотной характеристики, не говоря уже о качестве других компонентов аудиосистемы. Кроме того, большая ширина тоже не всегда реально необходима. Например, для нормальной передачи человеческой речи достаточным считается диапазон 500 Гц – 2 кГц, что намного уже общего диапазона, воспринимаемого человеческим ухом. Этот общий диапазон, в свою очередь, составляет в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и к тому же сужается с возрастом. Не стоит забывать и об особенностях аппаратуры, к которой подключён микрофон: навряд ли стоит специально искать модель с обширным диапазоном, если, к примеру, усилитель, к которому её планируется подключать, сильно «обрезает» частоты сверху и/или снизу.
Чувствительность
Чувствительность описывает мощность сигнала на выходе микрофона при обработке им звука определённой громкости. В данном случае под чувствительностью подразумевается соотношение напряжения на выходе к звуковому давлению на мембрану, выраженное в децибелах. Чем больше это число — тем выше чувствительность. Отметим, что как правило, величины в децибелах — отрицательные, поэтому можно сказать так: чем ближе число к нулю — тем чувствительнее микрофон. Например, модель на -38 дБ по данному параметру превосходит модель на -54 дБ.
Стоит учитывать, что сама по себе высокая чувствительность не означает высокого качества звукопередачи — она всего лишь позволяет устройству «слышать» более слабый звук. И наоборот, низкая чувствительность не является однозначным признаком плохого микрофона. Выбор же по данному параметру зависит от особенностей применения: чувствительное устройство пригодится для работы с негромкими звуками и в тех случаях, когда необходимо уловить мельчайшие нюансы происходящего, а «слабый» микрофон будет удобен при высокой громкости звука или при необходимости отфильтровывать посторонние слабые шумы. Встречаются модели с
регулировка чувствительности (а для моделей с выходом на наушники может быть предусмотрена
регулировка громкости наушников).
Звуковое давление
Максимальное звуковое давление, воспринимаемое микрофоном, при котором коэффициент гармонических колебаний не превышает 0,5% — проще говоря, наибольшая громкость звука, при которой не возникает заметных помех.
Чем выше данный показатель — тем лучше микрофон подходит для работы с громким звуком. Здесь стоит учитывать, что децибел — нелинейная величина; иными словами, увеличение громкости с 10 дБ до 20 дБ или с 20 до 40 дБ не означает её повышения в 2 раза. Поэтому при оценке удобнее всего обращаться к сравнительным таблицам уровня шума. Вот некоторые примеры: уровень в 100 дБ приблизительно соответствует мотоциклетному двигателю или шуму в вагоне метро; 110 дБ — вертолёту; 120 дБ — работе отбойного молотка; 130 дБ, сравнимые со звуком реактивного самолёта на разбеге, считаются болевым порогом для человека. При этом многие высококлассные микрофоны способны нормально работать при звуковом давлении в 140 – 150 дБ — а это уровень шума, способный нанести человеку физические повреждения.
Соотношение сигнал/шум
Параметр, описывающий соотношение между уровнем полезного сигнала и уровнем шумов, выдаваемых микрофоном. Отметим, что фактическое соотношение сигнал/шум изменяется в зависимости от звукового давления, воспринимаемого микрофоном. Поэтому в характеристиках принято указывать вариант для стандартной ситуации — при звуковом давлении в 94 дБ. Это позволяет сравнивать между собой разные модели.
В целом же данный показатель довольно наглядно характеризует качество работы той или иной модели, т.к. он учитывает практически все значимые посторонние шумы, возникающие при работе. Чем больше это соотношение — тем более чистым получается звук, тем меньше в нём искажений. Значения в 64 – 66 дБ считаются вполне приличными, а высококлассные микрофоны обеспечивают показатели в 72 дБ и выше.
Функции и возможности
—
Беспроводное подключение. Данная особенность указывается для т.н. радиомикрофонов — моделей, в которых сигнал передаётся беспроводным способом. Отметим, что комплект радиомикрофона обычно предполагает наличие приёмника, который подключается к усилителю (или другому устройству для обработки звука) классическим проводным способом (см. «Разъёмы подключения»). Однако сам микрофон соединяется с приёмником по радиоканалу.
—
Шумоподавление. В соответствии с названием, такая система предназначается для устранения посторонних шумов. В ее основе обычно лежит электронный фильтр, который пропускает звуки и отсекает фоновые шумы. По итогу обеспечивается качественная и отчетливая передача звука даже в шумной обстановке. Система может вносить искажения в итоговый звук, однако в целом они не критичны.
—
Стереозапись. Возможность применения микрофона для записи звука в формате стерео. Такой формат предполагает наличие двух каналов, и для каждого из них звук должен фиксироваться отдельно; а вот техническое обеспечение подобной записи в разных случаях может различаться. Наиболее популярный вариант — двунаправленные микрофоны. Однако кроме этого, в данную категорию включены парные комплекты, для которых прямо заявлена функция стереозаписи.
—
ФНЧ (Roll-off). Наличие фильтра низких частот в конструкции микрофона (Roll-off — аль
...тернативное название этой функции). Эта особенность позволяет снизить уровень низких частот в сигнале, выдаваемом микрофоном. Подобная необходимость может быть обусловлена двумя моментами. Во-первых, многие посторонние шумы — звук ветра, стуки по корпусу устройства, окружающий фон и т.п. — представлены именно в низких частотах; подавив этот диапазон, можно заметно снизить уровень посторонних звуков, «слышимых» через микрофон. Во-вторых, ФНЧ полезен для работы с т.н. «эффектом приближения». Этот эффект состоит в том, что при приближении к источнику звука многие модели склонны повышать громкость звучания НЧ, а при удалении — наоборот, проваливать «басы». Включая Roll-off при приближении к источнику звука и отключая — при удалении, можно до определённой степени сгладить этот эффект. По ряду технических причин данная функция применяется в основном в конденсаторных и электретных микрофонах (см. «Тип»). Отметим, что в продвинутых моделях ФНЧ может делаться настраиваемым и дополняться вспомогательным фильтром сверхнизких частот.
— Аттенюатор. Наличие в конструкции микрофона аттенюатора — устройства, ступенчато ослабляющего уровень сигнала на выходе (своего рода противоположность усилителю). Эта функция пригодится при работе с громким звуком: снизив уровень сигнала, можно избежать перегрузки системы.
— Регулировка чувствительности. Наличие собственного регулятора чувствительности в конструкции микрофона. Данная функция позволяет настраивать уровень сигнала, не используя регуляторов в других компонентах аудиосистемы — например для изменения громкости «на лету»; это весьма удобно, поскольку микрофон обычно находится под рукой, и настройки можно поменять очень быстро и без лишних хлопот.
— Регулировка громкости наушников. Отдельный регулятор, предназначенный для настройки громкости подключенных наушников (см. «Выход на наушники»). В зависимости от модели может размещаться как на самом микрофоне, так и на приемнике для беспроводного подключения. В любом случае данная функция делает подстройку громкости более удобной: регулятор находится под рукой и пользователю не нужно тянуться к другим устройствам или копаться в программных настройках.
— Отключение микрофона. Наличие в конструкции микрофона собственного выключателя. При некоторых вариантах использования нередки ситуации, когда микрофон приходится постоянно включать и отключать. Например, во время концерта количество исполнителей может меняться, и незадействованные микрофоны лучше отключать; при общении по Skype через компьютер иногда приходится отвлекаться на разговоры с окружающими, которые «компьютерному» собеседнику слышать незачем, и т.п. Как правило, отключение звука микрофона возможно через настройки или панель управления устройства, к которому он подключён; однако воспользоваться собственным выключателем обычно проще и быстрее, особенно если выключать/включать звук приходится часто.
— Мобильное приложение. Возможность оперировать функциями и настройками микрофона через мобильное приложение для смартфона или планшета. Программное обеспечение обычно содержит инструменты для гибкой настройки параметров звука (чувствительность, громкость, усиление и т.п.), выбора режимов работы системы шумоподавления, использования различных аудиоэффектов и фильтров. Также через мобильное приложение нередко реализовывается обновление прошивки микрофона.
— Встроенная память. Наличие в микрофоне встроенного хранилища данных позволяет обойтись без необходимости использования внешних носителей информации для записи звука. Бортовой накопитель встречается в некоторых моделях продвинутых «петличек», микрофонах для видеокамер и диктофонов — т.е. в портативных решениях с прицелом на комфортную работу в полевых условиях.
— Переключение ДН. ДН в данном случае означает «диаграмма направленности», однако под данной функцией может подразумеваться переключение не только между вариантами для однонаправленного микрофона (см. «Диаграмма направленности»), но и между одно-, дву- и всенаправленным форматом работы (см. «Направленность микрофона»). Поэтому конкретные особенности переключения и доступные варианты стоит уточнять для каждой модели отдельно.Комплектация
— Ресивер. Приёмник, используемый в моделях с беспроводным подключением (см. «Функции/возможности»). Ресивер, по сути, играет роль радио-адаптера: он подключается к усилителю или другому аудиооборудованию классическим проводным способом и передаёт на это оборудование сигнал с микрофона. Подробнее о ресивере в комплекте см. «Радиосистема»,
— Трансмиттер. Передатчик, используемый в системах с беспроводным подключением (см. «Функции/возможности»), точнее — передатчик, выполненный в виде отдельного устройства. Такую конструкцию имеют миниатюрные микрофоны (прежде всего петличные и головные), у которых размеры корпуса не позволяют встроить передатчик прямо в устройство: при помощи провода микрофон подключается к внешнему трансмиттеру, последний же обычно вешается на пояс. Наличие отдельно выполненного передатчика, как правило, является признаком компактного микрофона; а одно из практических преимуществ такой конструкции состоит ещё и в том, что микрофон можно отсоединить и подключить к другому оборудованию (причём не обязательно передатчику).
—
Крепление на монитор. Приспособление для закрепления микрофона на компьютерном мониторе. По очевидным причинам используется только в моделях для компьютеров (см. «Назначение»). Эта функция особенно полезная в тех случаях, когда свободного места на столе, где расположен компьютер, очень мало, или микрофон невозможно поставить на стол в оптимальном месте. Также крепление может пригодит
...ься для работы с ноутбуком, хотя специализированные микрофоны обычно всё же более удобны.
— Держатель для стойки. Крепление в виде характерного ложемента круглой формы, предназначенное для размещения микрофона на стойке, штативе или ином приспособлении. Применяется преимущественно с вокальными и инструментальными моделями (см. «Назначение»), позволяет быстро снимать и устанавливать микрофон на стойку — что бывает полезно, в частности, во время концертов и других публичных выступлений. Держатели продаются и отдельно, однако купить модель с комплектным креплением часто оказывается удобнее — такое крепление оптимально совместимо с микрофоном и не требует тратить время на поиск и подбор.
— Антишоковый подвес («паук»). Специальный амортизирующий подвес, применяемый со студийными микрофонами (см. «Назначение»); жаргонное название «паук» появилось из-за характерных очертаний. Необходимость применения подобного подвеса связана с тем, что на обычной подставке микрофон может испытывать различные сотрясения и вибрации (от работы оборудования поблизости, от падения предметов на пол и даже от шагов людей), которые создают помехи в звучании. «Паук» компенсирует подобные сотрясения и сводит помехи практически к нулю; при этом комплектный подвес удобнее приобретаемого отдельно благодаря тому, что он по определению совместим с микрофоном.
— Поп-фильтр. Такой фильтр представляет собой пластину, обычно круглую, устанавливаемую перед микрофоном при работе с голосом — чаще всего во время записи; соответственно, применяется данная функция преимущественно со студийными микрофонами (см. «Назначение»). Защитный экран хорошо пропускает звук, однако задерживает поток воздуха, возникающий при дыхании — таким образом он предотвращает появление характерных помех от «выдохов в микрофон». Ещё одно назначение поп-фильтров — защита от мелких брызг слюны, которые могут вызвать коррозию и отрицательно сказываются на долговечности микрофона.
— Ветрозащита. Ветрозащита чаще всего представляет собой характерный «наконечник», обычно поролоновый, надеваемый на микрофон; в то же время в миниатюрных моделях (например, головных, см. «Назначение») конструкция может быть иной. Однако в любом случае назначение подобных приспособлений соответствует названию: защищать микрофон от воздействия интенсивных воздушных потоков, способных вызвать помехи. Отметим, что ветром дело не ограничивается — дыхание человека также может стать источником помех, если микрофон расположен близко ко рту.
— Съемный кабель. Возможность отсоединить кабель от микрофона не только облегчает хранение и транспортировку, но и позволяет заменить комплектный провод на другой, если этого требуют обстоятельства (например, для подключения через другой интерфейс, см. выше).
— Тренога. Тренога, по сути, представляет собой портативный штатив, предназначенный для установки микрофона на столе или иной аналогичной поверхности. Это избавляет от необходимости держать устройство в руке или организовывать подставку «из подручных материалов». Такие треноги продаются и отдельно, однако купить комплект обычно удобнее; подробнее см. «Держатель для стойки».
— Адаптер питания. Устройство, позволяющее подать на микрофон конденсаторного или электретного типа (см. выше) фантомное питание, необходимое для работы, от обычной бытовой розетки 230 В. Благодаря этому появляется возможность подключать микрофон даже к тем усилителям (ресиверам, плеерам и т.п.), которые не имеют входов с фантомным питанием.
— Кейс/чехол. Кейсом принято называть контейнер из твёрдых материалов, чехол же обычно делается мягким. Единственным ключевым различием между ними является степень защиты — кейсы более ударостойки. А вот базовое назначение одинаково: хранить и транспортировать микрофон в кейсе/чехле значительно удобнее, чем без такого приспособления (в частности, потому, что дополнительные комплектные аксессуары обычно также можно поместить внутрь).
— Кейс-зарядка. Кейс — футляр из твердого материала — играющий одновременно роль зарядного устройства. Эта функция весьма популярна в беспроводных моделях. Кейс-зарядка обычно имеет собственный аккумулятор и уже от этого аккумулятора заряжаются микрофон (трансмитер) и ресивер; подобная конструкция обеспечивает дополнительное удобство сразу в нескольких моментах. Во-первых, кейс, по сути, выполняет еще и функцию пауэрбанка — автономного источника питания; емкость такого «пауэрбанка» может быть разной, однако ее обычно хватает на несколько полных зарядок. Во-вторых, возможность заряжать небольшие микрофоны прямо в кейсе снижает риск потерять их. В-третьих, сама по себе процедура такой зарядки довольно удобна — достаточно лишь подключить кабель к кейсу.
Отметим, что, помимо перечисленного выше, производители могут включать в комплект и другие приспособления — например, отдельные клипсы для крепления петличных микрофонов, зарядные устройства для аккумуляторов, салфетки для очистки и т.п.