Минимальные обороты
Наименьшие обороты, на которых способен работать вентилятор системы охлаждения. Указываются только для моделей, имеющих регулятор оборотов (см. ниже).
Чем ниже минимальные обороты (при том же максимуме) — тем шире диапазон регулировки скорости и тем сильнее можно замедлить вентилятор, когда высокая производительность не нужна (такое замедление позволяет снизить потребление энергии и уровень шума). С другой стороны, обширный диапазон соответствующим образом сказывается на стоимости.
Макс. воздушный поток
Максимальный воздушный поток, который может создать вентилятор системы охлаждения; измеряется в CFM — кубических футах в минуту.
Чем выше число CFM — тем эффективнее вентилятор. С другой стороны, высокая производительность требует либо большого диаметра (что сказывается на габаритах и стоимости), либо высокой скорости (а она повышает уровень шума и вибраций). Поэтому при выборе имеет смысл не гнаться за максимальным воздушным потоком, а воспользоваться специальными формулами, позволяющими рассчитать необходимое число CFM в зависимости от типа и мощности охлаждаемого компонента и других параметров. Такие формулы можно найти в специальных источниках. Что же касается конкретных чисел, то в наиболее скромных системах производительность
не превышает 30 CFM, а в наиболее мощных может составлять
свыше 80 CFM.
Также стоит учитывать, что фактическое значение воздушного потока на наибольших оборотах обычно ниже заявленного максимального; подробнее см. «Статическое давление».
Статическое давление
Максимальное статическое давление воздуха, создаваемое вентилятором при работе.
Данный параметр измеряется следующим образом: если вентилятор установить на глухой трубе, откуда нет выхода воздуха, и включить на вдув, то достигнутое в трубе давление и будет соответствовать статическому. На практике же этот параметр определяет общую эффективность работы вентилятора: чем выше статическое давление (при прочих равных) — тем проще вентилятору «протолкнуть» нужный объем воздуха через пространство с высоким сопротивлением, например, через узкие прорези радиатора или через набитый комплектующими корпус.
Также данный параметр используется при некоторых специфических вычислениях, однако эти вычисления довольно сложны и рядовому пользователю, как правило, не нужны — они связаны с нюансами, актуальными в основном для энтузиастов-компьютерщиков. Подробнее об этом можно прочитать в специальных источниках.
Уровень шума
Стандартный уровень шума, создаваемого системой охлаждения при работе. Обычно в данном пункте указывается максимальный шум при штатном режиме работы, без перегрузок и прочего «экстрима».
Отметим, что уровень шума обозначается в децибелах, а это нелинейная величина. Так что оценивать фактическую громкость проще всего по сравнительных таблицам. Вот такая таблица для значений, встречающихся в современных системах охлаждения:
20 дБ — еле слышимый звук (тихий шёпот человека на расстоянии около 1 м, звуковой фон на открытом поле за городом в безветренную погоду);
25 дБ — очень тихо (обычный шёпот на расстоянии 1 м);
30 дБ — тихо (настенные часы). Именно такой шум по санитарным нормам является максимально допустимым для постоянных источников звука в ночное время (с 23.00 до 7.00). Это значит, что если компьютером планируется сидеть ночью — желательно, чтобы громкость системы охлаждения не превышала данного значения.
35 дБ — разговор вполголоса, звуковой фон в тихой библиотеке;
40 дБ — разговор, сравнительно негромкий, но уже в полный голос. Максимально допустимый по санитарным нормам уровень шума для жилых помещений в дневное время, с 7.00 до 23.00. Впрочем, даже самые шумные системы охлаждения обычно не дотягивают до данного показателя, максимум для подобной техники составляет около 38 – 39 дБ.
Материал подложки
Материал, из которого выполнена подложка системы охлаждения — поверхность, непосредственно контактирующая с охлаждаемым компонентом (чаще всего с процессором). Данный параметр особенно важен для моделей с использованием тепловых трубок (см. выше) , хотя он может указываться и для кулеров без этой функции. Варианты же могут быть такими:
алюминий,
никелированый алюминий,
медь,
никелированная мель. Подробней о них.
— Алюминий. Традиционный, наиболее распространенный материал подложки. При относительно невысокой стоимости алюминий имеет неплохие характеристики теплопроводности, легко поддается шлифовке (необходимой для плотного прилегания) и хорошо противостоит появлению царапин и других неровностей, а также коррозии. Правда, по эффективности теплоотвода этот материал все же уступает меди — однако это становится заметно в основном в продвинутых системах, требующих максимально высокой теплопроводности.
— Медь. Медь обходится заметно дороже алюминия, однако это компенсируется более высокой теплопроводностью и, соответственно, эффективностью охлаждения. К заметным недостаткам этого металла можно отнести некоторую склонность к коррозии при воздействии влаги и определенных веществ. Поэтому в чистом виде медь используется сравнительно редко — чаще встречаются никелированные подложки (см. ниже).
— Никелированная медь. По
...дложка из меди, имеющая дополнительное покрытие из никеля. Такое покрытие увеличивает стойкость к коррозии и царапинам, при этом оно практически не влияет на теплопроводность подложки и эффективность работы. Правда, данная особенность несколько увеличивает цену радиатора, однако встречается она в основном в высококлассных системах охлаждения, где этот момент практически незаметен на фоне общей стоимости устройства.
— Никелированный алюминий. Подложка из алюминия с дополнительным покрытием из никеля. Об алюминии в целом см. выше, а покрытие повышает стойкость радиатора к коррозии, царапинам и появлению неровностей. С другой стороны, оно сказывается на стоимости, притом что на практике для эффективной работы нередко бывает вполне достаточно и чистого алюминия (тем более что этот металл сам по себе весьма устойчив к коррозии). Поэтому данный вариант распространения не получил.Пространство для ОЗУ
Высота пространства для ОЗУ (оперативной памяти), предусмотренного конструкцией системы охлаждения.
Такое пространство встречается преимущественно в процессорных системах (см. «Назначение»). Современные кулеры для CPU могут иметь весьма значительные габариты и при установке часто перекрывают ближайшие к процессору слоты для планок оперативной памяти. Избежать этого можно, сделав конструкцию достаточно узкой — однако это, в свою очередь, отрицательно сказывается на эффективности. Поэтому многие производители применяют другой вариант — не ограничивают ширину кулера, однако располагают его компоненты на большой высоте, позволяя поместить под ними планки RAM определенной высоты. Иногда в нижней части радиатора даже делается специальный вырез, который еще более увеличивает доступное пространство. А в данном пункте как раз и указывается максимальная высота планки, которая может разместиться под системой охлаждения.
Подсветка
Наличие
собственной подсветки в конструкции системы охлаждения.
Подсветка выполняет чисто эстетическую функцию — она придает устройству стильный внешний вид, хорошо сочетающийся с другими компонентами в оригинальном дизайне. Благодаря этому подобные системы охлаждения собенно ценятся геймерами и любителями внешнего моддинга ПК — тем более что свет освещения может быть разным, а в наиболее продвинутых моделях даже предусматривается синхронизация подсветки с другими компонентами (см. ниже). С другой стороны, на эффективность и рабочие характеристики данная функция не влияет, а на общей стоимости — неизбежно сказывается, иногда весьма заметно. Поэтому, если внешний вид не играет для вас принципиальной роли — оптимальным выбором, скорее всего, станет
система охлаждения без подсветки.
Цвет подсветки
Цвет подсветки, установленной в системе охлаждения.
Подробнее о самой подсветке см. выше. Здесь же отметим, что в подсветке современных систем охлаждения встречается как один цвет (чаще всего
красный или
синий, реже
зеленый,
желтый,
белый или
фиолетовый), так и многоцветные системы типа
RGB и
ARGB. Выбор одноцветной подсветки зависит в основном от эстетических предпочтений, а вот последних двух разновидностей стоит коснуться отдельно.
Базовый принцип работы и RGB, и ARGB-систем одинаков: в конструкции предусматривается набор светодиодов трех базовых цветов — красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), а изменяя количество и яркость включенных светодиодов, можно не только интенсивность, но и оттенок свечения. Различие же между этими вариантами различается в функционале: системы RGB поддерживают ограниченный набор цветов (обычно до полутора десятков, а то и меньше), тогда как ARGB позволяют выбирать практически любой оттенок из всего доступного цветового диапазона. При этом и те, и другие могут поддерживать синхронизацию подсветки (см. ниже); в целом эта функция не является обязательной для RGB и ARGB систем, но применяется она почти исключительно в них.
Синхронизация подсветки
Технология
синхронизации подсветки, предусмотренная в системе охлаждения со встроенным освещением (см. выше).
Сама по себе синхронизация позволяет «согласовать» подсветку охлаждения с подсветкой других компонентов системы — материнской платы, процессора, видеокарты, корпуса, клавиатуры, мыши и т. п. Благодаря этому согласованию все компоненты могут синхронно менять цвет, одновременно включаться/отключаться и т. п. Конкретные особенности работы такой подсветки зависят от применяемой технологии синхронизации, а она, как правило, у каждого производителя своя (Aura Sync у Asus, RGB Fusion у Gigabyte и т. п.). Также от этого зависит совместимость компонентов: все они должны поддерживать одну технологию. Так что проще всего добиться совместимости подсветки, собрав комплектующие от одного производителя. Впрочем, среди систем охлаждения существуют решения формата multi compatibility — совместимые сразу с несколькими технологиями синхронизации; конкретный список совместимости обычно указывается в подробных характеристиках таких моделей.