Диагональ экрана
Размер дисплея ноутбука по диагонали.
Чем крупнее экран — тем удобнее ноутбук для просмотра кино в высоком разрешении, современных игр, работы с крупноформатными графическими материалами и т. п. Большие экраны особенно важны для мультимедийных и игровых моделей. С другой стороны, диагональ дисплея напрямую сказывается на габаритах и стоимости всего устройства. Так что если ключевое значение имеет удобство в переноске — имеет смысл обратить внимание на сравнительно небольшие решения; тем более что большинство современных лэптопов имеют видеовыходы вроде HDMI или DisplayPort и допускают подключение крупноформатных внешних мониторов.
В свете всего этого фактическим максимумом для ноутбуков в наше время является
17" (17,3"); однако
более крупные устройства (18") вновь начали появляться на начало 2023 года. Стандартным вариантом для ноутбуков общего назначения является
15" (15,6"), реже
16", диагональ в
13" (13,3") или
14" считается небольшой по меркам такой техники. А экраны меньших размеров можно встретить в основном в специфических компактных разновидностях лэптопов — ультрабуках, 2 в 1, трансформерах, нетбуках; среди таких устройств есть решения на
12",
11" и даже
10" и менее....Покрытие экрана
—
Глянцевое. Глянцевая поверхность улучшает общее качество изображения: при прочих равных картинка на таком экране выглядит более яркой и красочной, чем на матовом. С другой стороны, на подобной поверхности сильно заметны загрязнения, а при ярком внешнем освещении на ней возникает множество бликов, способных сильно помешать просмотру. Поэтому вместо классического глянца в ноутбуках все чаще применяется антибликовая разновидность такого покрытия (см. ниже). Тем не менее, данный вариант все еще не теряет популярности: обходится он несколько дешевле «антиблика», а при мягком, относительно неярком освещении — даже может обеспечить более приятное глазу изображение.
—
Матовое. Матовое покрытие обходится недорого и не образует бликов даже от довольно яркого освещения. С другой стороны, картинка на таком экране получается заметно тусклее, чем на аналогичном глянцевом дисплее. Впрочем, этот момент можно компенсировать различными конструктивными решениями (прежде всего хорошим запасом яркости); так что данный вариант можно встретить во всех категориях современных ноутбуков — от бюджетных моделей для работы с документами до топовых игровых конфигураций.
—
Глянцевое (антибликовое). Разновидность описанного выше глянцевого покрытия, разработанная с таким расчетом, чтобы снизить количество бликов от внешних источников освещения. Такие экраны действительно бликуют заметн
...о меньше традиционных глянцевых (а то и вовсе не дают бликов); при этом по качеству изображения они как минимум превосходят матовые. Так что именно этот тип покрытия в наше время пользуется наибольшей популярностью.Разрешение дисплея
Разрешение экрана, установленного в ноутбуке — то есть размер экрана в пикселях по горизонтали и вертикали.
Более высокое разрешение, с одной стороны, дает более четкое, детализированное изображение; с другой — увеличивает стоимость лэптопа. Последнее связано не только со стоимостью самих дисплеев, но и с тем, что для эффективной работы на высоких разрешениях нужна соответствующая начинка (прежде всего — видеокарта). Это особенно актуально в играх; так что если вы ищете ноутбук с экраном высокого разрешения, способный эффективно «тянуть» современные игры — стоит обратить внимание не только на характеристики дисплея, но и на другие данные (тип и параметры видеокарты, результаты тестов, способность работы с теми или иными играми — обо всем см. ниже). С другой стороны, если устройство планируется использовать для несложных задач вроде работы с документами, Интернет-серфинга и просмотра видео — на параметры «начинки» можно не обращать особого внимания: они в любом случае подбираются так, чтобы ноутбук гарантированно мог справиться с такими задачами на полном разрешении «родного» экрана.
Что касается конкретных цифр, то актуальные на сегодня варианты разрешения можно условно разделить на 4 группы:
HD (720),
Full HD (1080),
Quad HD и
UltraHD 4K. Вот их более детальное описание:
— HD
...(720). В данную категорию относят все дисплеи, имеющие по вертикали размер менее 1080 пикселей. Наиболее популярный вариант HD-разрешения в современных ноутбуках — 1366х768; в устройствах крупнее 15,6" нередко встречается также 1600х900. Другие значения достаточно экзотичны и используются редко. В целом же экраны данного стандарта в наше время характерны в основном для лэптопов начального уровня.
— Full HD (1080). Изначально стандарт Full HD предусматривает размер кадра 1920х1080, и именно такое разрешение чаще всего используется в ноутбучных экранах из этой категории. Однако, помимо этого, к данному формату относят также другие варианты разрешений, где размер по вертикали составляет не менее 1080 пикселей, однако не дотягивает до 1440 пикселей. В качестве примеров можно привести 1920х1200 и 2560х1080. В целом же Full HD дисплеи обеспечивают неплохое соотношение между стоимостью, качеством изображения и требованиям к аппаратной части лэптопа. Благодаря этому в наше время они чрезвычайно широко распространены; матрицы этого стандарта можно встретить даже в бюджетных устройствах, хотя в основном они все же применяются в более продвинутой технике.
— Quad HD. Переходной вариант между популярным Full HD 1080 (см. выше) и высококлассным и дорогим UltraHD 4K. Размер таких экранов по вертикали начинается от 1440 пикселей и может достигать 2000 пикселей. Отметим, что QuadHD-разрешения особенно популярны в ноутбуках от Apple; чаще всего такие устройства имеют экраны 2560х1600, хотя встречаются и другие варианты.
— UltraHD 4K. Наиболее продвинутый стандарт из применяемых в современных ноутбуках. Размер таких экранов по вертикали составляет не менее 2160 точек (до 2400 в отдельных конфигурациях); классическое разрешение современной UltraHD-матрицы — 3840х2160, но встречаются и другие значения. В любом случае 4K-дисплей позволяет обеспечить высокое качество изображения, однако и обходится соответственно — в том числе из-за соответствующих требований к графическому адаптеру; кроме того, для работы с высокими разрешениями бывает удобнее подключить к ноутбуку внешний монитор. В свете этого подобные экраны используются относительно редко, причем в основном среди лэптопов премиум-класса.Время отклика
Время отклика экрана на управляющий сигнал — иными словами, время между поступлением на матрицу такого сигнала и переключением пикселей в заданный режим.
Теоретически чем ниже время отклика — тем лучше экран справляется с динамичными сценами, тем большей частоты кадров на нем можно добиться. В то же время стоит отметить, что практически все современные матрицы имеют достаточную скорость отклика для того, чтобы эффективно обработать классическую частоту кадров в 60 Гц — а ее, напомним, вполне достаточно для большинства случаев. Так что обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если вы приобретаете продвинутую игровую модель, экран которой работает на частоте кадров более 60 Гц. В остальных же случаях время отклика нередко и вовсе не указывается.
Частота смены кадров
Частота смены кадров, поддерживаемая экраном ноутбука. Фактически речь в данном случае идет о максимальной частоте; реальная скорость смены кадров может быть и ниже этого значения, в зависимости от отображаемого контента — но не выше.
В теории чем выше частота кадров — тем плавнее будет выглядеть движение на экране, тем меньше будут смазываться движущиеся объекты. На практике ситуация такова, что даже в сравнительно скромных современных ноутбуках устанавливаются
матрицы на 60 Гц — в целом этого вполне достаточно для человеческого глаза, так как дальнейшее повышение скорости (
90 Гц и выше) не дает заметного улучшения видимой «картинки». Тем не менее, в высококлассных геймерских и мультимедийных моделях, рассчитанных на требовательных пользователей, встречаются и более высокие значения —
120 Гц,
144 Гц,
165 Гц и даже
выше, а именно
240 Гц и
300 Гц.
Цветовой охват (NTSC)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели NTSC.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же NTSC представляет собой одну из первых цветовых моделей, созданных еще в 1953 году для цветного телевидения. Она не применяется при производстве современных ЖК-матриц, однако используется для их описания и сравнения. NTSC охватывает больший диапазон цветов, чем стандартно применяемая в компьютерной технике sRGB; поэтому даже небольшое число процентов в данном случае соответствует довольно широкому охвату. К примеру, значение в
72% и более по NTSC уже считается хорошим показателем для использования в дизайне и графике. В то же время одни и те же цифры по NTSC в разных экранах могут соответствовать разным показателям по sRGB; так что если точная цветопередача является для вас решающей — эти подробности стоит уточнить перед покупкой.
Также отметим, что среди отдельных мониторов проще найти экран с обширным цветовым охватом; при этом он еще и обойдется дешевле, чем ноутбук со схожими характеристиками д
...исплея. Так что выбирать именно лэптоп с высококлассным экраном имеет смысл в основном тогда, когда мобильность имеет для вас не меньшее значение, чем качественная цветопередача.AMD совместимость
Поддержка ноутбуком технологии
AMD FreeSync и ее более продвинутых разновидностей (FreeSync Premium, FreeSync Premium Pro). Вот более детально о них:
— AMD FreeSync. Данная функция встречается только в моделях, оснащенных дискретными видеокартами AMD. Она служит для согласования между собой частоты кадров экрана и частоты кадров поступающего сигнала — чтобы частоты совпадали. Это позволяет избежать миганий, подергиваний и других дефектов изображения, которые возникают из-за рассинхронизации сигнала. Данная функция особенно полезна для игр, где кадровая частота видеосигнала может «плавать» в зависимости от нагрузки на графическое ядро; собственно, большинство ноутбуков с FreeSync относятся именно к геймерским.
— AMD FreeSync Premium. Промежуточный вариант между базовой технологией AMD FreeSync и передовой реализацией FreeSync Premium Pro. Версия Premium не имеет поддержки HDR (в отличие от Pro), однако работает с той же частотой кадров (не ниже 120 к/с при разрешении 1920x1080) и использует в деле технологию компенсации низкой частоты кадров LFC.
— FreeSync Premium Pro. Наиболее продвинутая версия технологии FreeSync, ранее известная как AMD FreeSync 2 HDR. Как следует из первоначального названия, одной из изюминок данной редакции является поддержка HDR. Для FreeSync Premium Pro заявлена частота кадров не ниже 120 к/с при разрешении Full HD, а также функция компенсации низкой частоты кадров (LFC). По утверждени
...ю создателей, FreeSync Premium Pro особенно хорошо работает в играх; а многие современные игры изначально создаются в расчете на работу с этой технологией.
В видеокартах NVIDIA применяется аналогичная технология под названием G-Sync.Поддержка NVIDIA G-Sync
Поддержка ноутбуком технологии
NVIDIA G-Sync.
Данная функция встречается только в моделях, оснащенных дискретными видеокартами NVIDIA. Используется она для того, чтобы согласовать между собой частоту кадров экрана и частоту кадров поступающего на него сигнала — так, чтобы эти частоты совпадали. Это позволяет избежать миганий, подергиваний и других дефектов изображения, которые могут возникнуть из-за рассинхронизации. Данная функция особенно полезна для игр, где частота кадров видеосигнала может «плавать» в зависимости от нагрузки на графическое ядро; собственно, большинство ноутбуков с G-Sync относятся именно к геймерским.
Аналогичное решение для видеокарт AMD носит название FreeSync.
Тепловыделение (CPU TDP)
Количество тепла, выделяемое процессором при работе в штатном режиме. Этот параметр определяет требования к системе охлаждения, необходимой для нормальной работы процессора, поэтому иногда его называют TDP — thermal design power, буквально «мощность температурной (охлаждающей) системы». Проще говоря, если процессор имеет тепловыделение в 60 Вт — для него необходима система охлаждения, способная отвести как минимум такое количество тепла. Соответственно чем ниже TDP — тем ниже требования к системе охлаждения.