Диагональ экрана
Размер дисплея ноутбука по диагонали.
Чем крупнее экран — тем удобнее ноутбук для просмотра кино в высоком разрешении, современных игр, работы с крупноформатными графическими материалами и т. п. Большие экраны особенно важны для мультимедийных и игровых моделей. С другой стороны, диагональ дисплея напрямую сказывается на габаритах и стоимости всего устройства. Так что если ключевое значение имеет удобство в переноске — имеет смысл обратить внимание на сравнительно небольшие решения; тем более что большинство современных лэптопов имеют видеовыходы вроде HDMI или DisplayPort и допускают подключение крупноформатных внешних мониторов.
В свете всего этого фактическим максимумом для ноутбуков в наше время является
17" (17,3"); однако
более крупные устройства (18") вновь начали появляться на начало 2023 года. Стандартным вариантом для ноутбуков общего назначения является
15" (15,6"), реже
16", диагональ в
13" (13,3") или
14" считается небольшой по меркам такой техники. А экраны меньших размеров можно встретить в основном в специфических компактных разновидностях лэптопов — ультрабуках, 2 в 1, трансформерах, нетбуках; среди таких устройств есть решения на
12",
11" и даже
10" и менее....Покрытие экрана
—
Глянцевое. Глянцевая поверхность улучшает общее качество изображения: при прочих равных картинка на таком экране выглядит более яркой и красочной, чем на матовом. С другой стороны, на подобной поверхности сильно заметны загрязнения, а при ярком внешнем освещении на ней возникает множество бликов, способных сильно помешать просмотру. Поэтому вместо классического глянца в ноутбуках все чаще применяется антибликовая разновидность такого покрытия (см. ниже). Тем не менее, данный вариант все еще не теряет популярности: обходится он несколько дешевле «антиблика», а при мягком, относительно неярком освещении — даже может обеспечить более приятное глазу изображение.
—
Матовое. Матовое покрытие обходится недорого и не образует бликов даже от довольно яркого освещения. С другой стороны, картинка на таком экране получается заметно тусклее, чем на аналогичном глянцевом дисплее. Впрочем, этот момент можно компенсировать различными конструктивными решениями (прежде всего хорошим запасом яркости); так что данный вариант можно встретить во всех категориях современных ноутбуков — от бюджетных моделей для работы с документами до топовых игровых конфигураций.
—
Глянцевое (антибликовое). Разновидность описанного выше глянцевого покрытия, разработанная с таким расчетом, чтобы снизить количество бликов от внешних источников освещения. Такие экраны действительно бликуют заметн
...о меньше традиционных глянцевых (а то и вовсе не дают бликов); при этом по качеству изображения они как минимум превосходят матовые. Так что именно этот тип покрытия в наше время пользуется наибольшей популярностью.Время отклика
Время отклика экрана на управляющий сигнал — иными словами, время между поступлением на матрицу такого сигнала и переключением пикселей в заданный режим.
Теоретически чем ниже время отклика — тем лучше экран справляется с динамичными сценами, тем большей частоты кадров на нем можно добиться. В то же время стоит отметить, что практически все современные матрицы имеют достаточную скорость отклика для того, чтобы эффективно обработать классическую частоту кадров в 60 Гц — а ее, напомним, вполне достаточно для большинства случаев. Так что обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если вы приобретаете продвинутую игровую модель, экран которой работает на частоте кадров более 60 Гц. В остальных же случаях время отклика нередко и вовсе не указывается.
Частота смены кадров
Частота смены кадров, поддерживаемая экраном ноутбука. Фактически речь в данном случае идет о максимальной частоте; реальная скорость смены кадров может быть и ниже этого значения, в зависимости от отображаемого контента — но не выше.
В теории чем выше частота кадров — тем плавнее будет выглядеть движение на экране, тем меньше будут смазываться движущиеся объекты. На практике ситуация такова, что даже в сравнительно скромных современных ноутбуках устанавливаются
матрицы на 60 Гц — в целом этого вполне достаточно для человеческого глаза, так как дальнейшее повышение скорости (
90 Гц и выше) не дает заметного улучшения видимой «картинки». Тем не менее, в высококлассных геймерских и мультимедийных моделях, рассчитанных на требовательных пользователей, встречаются и более высокие значения —
120 Гц,
144 Гц,
165 Гц и даже
выше, а именно
240 Гц и
300 Гц.
Поддержка NVIDIA G-Sync
Поддержка ноутбуком технологии
NVIDIA G-Sync.
Данная функция встречается только в моделях, оснащенных дискретными видеокартами NVIDIA. Используется она для того, чтобы согласовать между собой частоту кадров экрана и частоту кадров поступающего на него сигнала — так, чтобы эти частоты совпадали. Это позволяет избежать миганий, подергиваний и других дефектов изображения, которые могут возникнуть из-за рассинхронизации. Данная функция особенно полезна для игр, где частота кадров видеосигнала может «плавать» в зависимости от нагрузки на графическое ядро; собственно, большинство ноутбуков с G-Sync относятся именно к геймерским.
Аналогичное решение для видеокарт AMD носит название FreeSync.
Датчик освещения
Датчик, отслеживающий интенсивность внешнего освещения при работе с ноутбуком. Используется в основном для автоматического управления яркостью. Так, в затемненном помещении подсветка экрана приглушается, что уменьшает утомляемость глаз и способствует экономии энергии; а на ярком свету яркость дисплея также увеличивается, дабы изображение оставалось видимым.
Отметим, что технически для оценки окружающего освещения и регулировки яркости экрана может использоваться веб-камера (см. ниже). Однако чаще всего это не является штатным способом ее применения; так что наличие датчика освещения указывается в основном для тех устройств, где за эту функцию отвечает отдельный специализированный сенсор.
Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ноутбука в тесте Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, более подробный и достоверный, чем популярный 3DMark06 (см. выше). Он проверяет не только игровые возможности CPU, но и его производительность в других режимах, на основании чего и выводит общий балл; по этому баллу можно довольно достоверно оценить процессор в целом (чем больше баллов — тем выше производительность).
Тепловыделение (GPU TDP)
Количество тепла, выделяемое графическим процессором (GPU) в штатном режиме работы. Показатель TDP выражается в ваттах. Он позволяет оценить тепловые характеристики ноутбука и определить его потенциал для работы с высокими графическими нагрузками. Чем выше значение GPU TDP, тем больше мощности потребляет графический процессор, что может потребовать использования более эффективной системы охлаждения во избежание перегрева и обеспечения стабильной работы устройства. Ноутбуки с более высоким показателем тепловыделения GPU лучше подходят для геймеров или профессионалов в области графики и видеопродакшена.
Интерфейс накопителя M.2
Интерфейс подключения, используемый установленным в ноутбуке SSD-модулем с разъемом M.2 (см. «Тип накопителя»).
Одной из особенностей разъема M.2 и накопителей под него является то, что они могут использовать два разных интерфейса подключения: PCI-E (в той или иной разновидности) или SATA. Подчеркнем, что в данном пункте указываются данные SSD-модуля; в самом разъеме могут предусматриваться и другие варианты интерфейса, в том числе более продвинутые — см. «Интерфейс разъема M.2» (например, накопитель с подключением
PCI-E 3.0 может быть размещен в разъеме, поддерживающем также более быстрый
PCI-E 4.0). Однако в любом случае разъем подключения обычно позволяет реализовать все возможности установленного накопителя; так что данный пункт позволяет вполне достоверно оценить возможности штатного модуля M.2.
Что касается конкретных интерфейсов, то в наше время можно встретить в основном такие варианты:
— SATA 3. Интерфейс SATA изначально был создан для традиционных жестких дисков. Третья версия этого интерфейса является последней; она обеспечивает скорость передачи данных до 600 МБ/с. Это значительно меньше, чем у PCI-E, и в целом очень немного по меркам SSD-накопителей. Поэтому M.2-подключение с использованием SATA характерно в основном для недорогих модулей начального уровня. Тем не менее, даже такие носители в целом работают быстрее большинства HDD.
— PCI-E. Универсальны
...й интерфейс для подключения внутренней периферии. Обеспечивает в целом более высокие скорости, чем SATA, благодаря чему лучше подходит для SSD-модулей: теоретически PCI-E позволяет реализовать весь потенциал твердотельных накопителей, даже самых быстрых. На практике же поддерживаемая скорость передачи данных может быть разной — в зависимости от версии интерфейса и числа линий (каналов передачи данных). Вот варианты, наиболее актуальные для современных ноутбуков:
- PCI-E 3.0 2x. Подключение с использованием 2 линий PCI-E версии 3.0. Эта версия обеспечивает скорость около 1 ГБ/с на линию; соответственно, две линии дают максимум чуть менее чем в 2 ГБ/с.
- PCI-E 3.0 4x. Подключение с использованием 4 линий PCI-E версии 3.0. Обеспечивает максимальную скорость около 4 ГБ/с.
- PCI-E 4.0 4x. Подключение с использованием 4 линий PCI-E версии 4.0. В этой версии пропускная способность, по сравнению с PCI-E 3.0, была увеличена вдвое — таким образом, 4 линии дают максимальную скорость около 8 МБ/с.
Отметим, что в случае разъемов M.2 разные вариации PCI-E обычно вполне совместимы между собой — разве что скорость подключения при работе с «неродным» разъемом будет ограничиваться возможностями самого медленного компонента. Например, при подключении SSD-модуля PCI-E 3.0 4x в слот PCI-E 3.0 2x эта скорость будет соответствовать возможностям разъема, а при подключении к PCI-E 4.0 4x — возможностям накопителя.