Конденсационный
Котлы, вырабатывающие дополнительное тепло за счет конденсации водяного пара из продуктов сгорания. В подобных агрегатах продукты сгорания перед тем, как попадать в дымоход, пропускаются через дополнительный теплообменник, в котором они остужаются, а водяной пар конденсируется и передает тепловую энергию теплоносителю. Это позволяет повысить КПД на 10 – 15 % по сравнению с котлами классической конструкции — вплоть до того, что во многих подобных моделях КПД превышает 100 % (подробнее см. «КПД»).
Конденсационный принцип работы чаще всего встречается в газовых моделях (см. «Источник энергии»); однако выпускаются также твердо- и жидкотопливные котлы с данной особенностью.
Полезная мощность
Полезная мощность котла — а именно мощность нагрева, которую он обеспечивает на максимальном режиме.
От данного параметра напрямую зависит способность устройства обогреть помещение той или иной площади; по мощности можно приблизительно определить площадь обогрева, если этот параметр не указан в характеристиках. Самое общее правило гласит, что для жилого помещения с высотой потолков в 2,5 – 3 м на обогрев 1 м2 площади нужно не менее 100 Вт тепловой мощности. Существуют и более подробные методики расчета, учитывающие специфические факторы: климатическую зону, теплоприток снаружи, конструктивные особенности системы отопления и т. п.; они подробно описаны в специальных источниках. Также отметим, что в двухконтурных котлах (см. «Тип») часть вырабатываемого тепла идет на нагрев воды для ГВС; это нужно учитывать при оценке полезной мощности.
Считается, что котлы мощностью более 30 кВт необходимо устанавливать в отдельных помещениях (котельных).
Мин. мощность
Минимальная тепловая мощность на которой может работать отопительный котел в постоянном режиме. Работа на минимальной мощности позволяет уменьшить количество циклов включения и выключения, которые неблагоприятно сказываются на долговечности отопительных котлов.
Потребляемая мощность
Максимальная электрическая мощность, потребляемая котлом при работе. У неэлектрических моделей (см. «Источник энергии») эта мощность обычно невысока, так как требуется в основном для управляющих схем, и на нее можно не обращать особого внимания. Касательно электрических котлов стоит отметить, что потребляемая мощность в них чаще всего несколько выше полезной, т. к. часть энергии неизбежно рассеивается и не используется на нагрев. Соответственно, по соотношению полезной и потребляемой мощности можно оценить КПД такого котла.
Мин. t теплоносителя
Минимальная температура теплоносителя, обеспечиваемая котлом при включении его в режиме отопления.
Мин. t горячей воды
Минимальная температура горячей воды, выдаваемой двухконтурным котлом в режиме горячего водоснабжения (ГВС). Для сравнения отметим, что вода начинает восприниматься как теплая, начиная с 40 °С, а в централизованных системах горячего водоснабжения температура горячей воды обычно составляет порядка 60 °С (и не должна превышать 75 °С). В то же время в некоторых котлах минимальная температура нагрева может составлять всего 10 °С, а то и 5 °С. Подобный режим работы используется для защиты труб от промерзания в холодное время года: циркуляция воды с плюсовой температурой предотвращает образование внутри льда и повреждение контуров.
Также стоит иметь в виду, что при нагреве до данной температуры разница температур («Δt») может быть разной — в зависимости от исходной температуры холодной воды. А от Δt прямо зависит производительность котла в режиме ГВС; подробнее о производительности см. ниже.
Производительность (Δt ~30 °C)
Производительность двухконтурного котла в режиме горячего водоснабжения при нагреве воды приблизительно на 30 °С сверх изначальной температуры.
Производительность — это наибольшее количество горячей воды, которое агрегат может выдать за минуту. Она зависит не только от мощности нагревателя как такового, но и от того, как сильно нужно греть воду: чем выше разница температур (Δt — «дельта тэ») между холодной и нагретой водой — тем больше энергии требуется для нагрева и тем меньше объемы воды, с которыми в таком режим может справиться котел. Поэтому производительность двухконтурных котлов обязательно указывается для определенных вариантов Δt — а именно 25 °С, 30 °С и/или 50 °С. А выбирать по данному показателю стоит с учетом исходной температуры воды и с учетом того, какая потребность в горячей воде имеется в месте установки котла (сколько точек водоразбора, какие требования к температуре и т. п.); подробные рекомендации по этому поводу можно найти в специальных источниках.
Также напомним, что вода начинает ощущаться человеком как теплая где-то с 40 °С, как горячая — где-то с 50 °С, а температура горячей воды в системах центрального водоснабжения (по официальным нормам) составляет не ниже 60 °С. Таким образом, чтобы котел работал в режиме Δt ~30 °C и выдавал хотя бы теплую воду в 40 °С, изначальная температура холодной воды должна составлять около 10 °С (10+30=40 °С). Подобную температуру вполне можно встретить в скважинах в теплое время года, также до 10 °...С в теплый сезон нередко прогревается холодная вода в централизованном водопроводе. Однако котлы, в том числе двухконтурные, включаются в основном в холода, когда исходная температура воды заметно ниже. Соответственно, если котел применяется как основной водонагреватель — нагрев до заявленных температур (см. «Мин. t горячей воды», «Макс. t горячей воды») нередко требует большей Δt, чем 30 °C, и производительность оказывается меньшей, чем указано в этом пункте. А вот при работе в режиме предварительного нагрева (когда вода догревается до нужной температуры дополнительным устройством вроде бойлера) данный показатель весьма достоверно описывает возможности агрегата.
Режим «теплые полы»
Наличие у котла специального
режима для систем «теплый пол».
От обычных систем отопления теплые полы отличаются в первую очередь более
низкой температурой теплоносителя — иначе пол мог бы оказаться слишком горячим для комфортного использования (плюс для покрытия пола и установленной на нем мебели высокие температуры также нежелательны). Кроме того, котлы с данной функцией отличаются повышенной мощностью насосов — для того, чтобы обеспечить эффективную циркуляцию теплоносителя по разветвленным контурам обогрева, имеющим довольно высокое сопротивление.
Шина управления
Шина управления, с которой совместим котел.
Шина управления представляет собой канал связи, по которому управляющие и управляемые устройства могут обмениваться данными. Поддержка подобного канала заметно упрощает подключение терморегуляторов и другой управляющей автоматики — достаточно, чтобы такие устройства были совместимы с той же шиной, что и котел. Кроме того, многие виды шин позволяют создавать весьма обширные системы контроля и управления и без проблем интегрировать в них разные устройства, в том числе отопительные котлы.
В современной отопительной технике наибольшей популярностью пользуются шины
OpenTherm,
eBus,
Bus BridgeNet и
EMS. Вот их ключевые особенности:
— OpenTherm. Достаточно простой стандарт со скромным функционалом: допускает только прямое соединение управляющего и управляемого устройства, не рассчитан на создание обширных систем. С другой стороны, эта шина имеет достаточно продвинутые возможности по управлению отопительными приборами: в частности, она позволяет регулировать температуру не просто включением/отключением котла, а изменением мощности газовой горелки. Подобный режим работы способствует экономии топлива/энергии, а также снижает износ и увеличивает ресурс нагревателя; а во многих случаях системы из двух устройств (котла и терморегулятора) вполне достаточно для эффективного управле
...ния отоплением. При этом стандарт OpenTherm прост и недорог в реализации, благодаря чему в современных котлах он чрезвычайно популярен. По ряду причин применяется он в основном в моделях на газу.
— eBUS. Шина управления, имеющая довольно впечатляющие практические возможности. Позволяет объединять в одной системе до 25 управляющих и 228 управляемых устройств, с дальностью передачи данных между отдельными компонентами до 1 км. При этом eBUS является открытым стандартом, его реализация (по крайней мере, в рамках основных функций) бесплатно доступна для всех желающих. И хотя в наше время поддержку eBUS можно встретить в основном в технике Protherm и Vaillant, однако в целом в котлах это второй по популярности тип шины управления, после OpenTherm. Такое отставание обусловлено в основном несколько большей стоимостью, притом что продвинутые возможности eBUS реально необходимы не так часто.
— Bus BridgeNet. Фирменная разработка Hotpoint-Ariston, применяемая исключительно в котлах этого бренда. Одним из преимуществ заявлена высокая степень автоматизации: от пользователя требуется лишь задать параметры температуры (причем для разных зон можно выбрать свои варианты) и, при желании, программу на неделю, остальные необходимые расчеты и регулировки осуществит система. Впрочем, такие возможности доступны только в специальных управляющих устройствах вроде терморегуляторов; в котлах же поддержка Bus BridgeNet обычно означает лишь совместимость с подобной автоматикой.
— EMS. Шина управления, используемая в основном в оборудовании Bosch и Buderus. В целом отличается широким функционалом, высокой степенью автоматизации и возможностью создания обширных систем управления. Однако стоит учитывать, что в наше время можно встретить как оригинальную EMS, так и модифицированную EMS Plus, и эти стандарты изначально не совместимы между собой (хотя поддержка их обоих вполне может предусматриваться в отдельных устройствах). Так что конкретную версию шины EMS стоит уточнять отдельно; здесь отметим, что в технике Bosch встречается преимущественно оригинальный вариант, а в устройствах Buderus — EMS Plus (хотя и там, и там возможны исключения).