Глубина сканирования
Максимальная глубина, на которой локатор эхолота (см. «Тип») способен эффективно действовать — проще говоря, насколько глубоко под водой способен «видеть» прибор.
Выбирать эхолот по данному параметру стоит с учётом реальных глубин, на которых его планируется использовать. Разумеется, при этом не помещает определённый запас, однако в разумных пределах (15-20%, не больше). К примеру, навряд ли имеет смысл специально брать модель с глубиной сканирования в 200 м для озера с ямами в 30-40 м — стоят такие приборы дорого, при этом реализовать весь их потенциал будет попросту негде, а мощный сигнал может ещё и распугать рыбу. А вот для морского или океанского применения может понадобиться глубина в километр и более; самые продвинутые эхолоты вполне способны её обеспечить.
Частота излучения
Частота (частоты) излучения, на которых способен работать прибор с функцией эхолота (см. «Тип»).
Чем выше частота — тем лучше разрешающая способность и помехоустойчивость прибора, тем лучше он подходит для работы на больших скоростях, однако дальность и ширина охвата при этом страдают. Низкочастотные (до 200 кГц) датчики, наоборот, «достают» глубоко и охватывают широкий угол, но чувствительны к помехам и плохо работают с мелкими деталями рельефа и небольшими объектами. Соответственно, первый вариант считается оптимальным для небольших глубин и высокоточных топографических замеров, второй же — для глубоких водоёмов, а также для поиска рыбы и других задач, требующих широкого охвата.
В моделях с несколькими лучами излучения (см. «Кол-во лучей излучения») для отдельных лучей часто предусматриваются разные частоты, что позволяет совместить в одном приборе достоинства разных вариантов и компенсировать их недостатки.
Мощность излучателя
Мощность, выдаваемая при работе излучателем эхолота (или эхолота-картплоттера, см. «Тип»).
Чем
мощнее излучатель — тем «дальнобойнее» получается прибор, тем больше глубина, на которой он может нормально работать (см. выше). Однако не стоит забывать, что практические возможности эхолота зависят от целого ряда других параметров, начиная от рабочих частот и углов (см. выше) и заканчивая качеством приёмника и особенностями алгоритмов обработки сигнала. Кроме того, разные производители могут указывать в характеристиках разные виды мощностей: в одних случаях это пиковая (максимальная мощность в момент отдельного импульса), в других — RMS (среднеквадратичная мощность, вычисляемая за определённый промежуток времени и получающаяся ниже пиковой). Поэтому можно сказать, что роль данного параметра обычно чисто справочная, и ориентироваться при выборе стоит на более приближённые к практике моменты (например, ту же глубину сканирования).
Цифровая обработка данных
Наличие системы
цифровой обработки данных (DSP) в конструкции эхолота.
Цифровая обработка позволяет разделить полученный сигнал на посторонние шумы и полезные данные. Разумеется, такое деление не является на 100% достоверным; однако уровень шумов в отфильтрованном сигнале всё равно значительно снижается, и на экран поступает максимум полезной информации и минимум посторонней. Недостаток данной функции традиционный: эхолоты с DSP стоят несколько дороже обычных.
Функции
—
3D-карты. Поддержка карт, отрисованных средствами 3D-графики. Это обеспечивает дополнительную наглядность в работе: рельеф на экране можно видеть не в виде условных линий и цветовых пятен, а в виде выступов и впадин, форма которых максимально соответствует реальной форме поверхности. При этом трёхмерное изображение может дополняться цветовой и/или числовой индикацией для уточнения дополнительных данных (например, конкретных значений глубины). Данная особенность характерна для высококлассных моделей с функцией картплоттера (см. «Тип»).
— Звуковая сигнализация. Наличие звуковой сигнализации в конструкции прибора. Типы сигналов и ситуации их срабатывания могут быть разными: обнаружение рыбы, критическое уменьшение глубины (см.
«Мелководье/отмель» ниже), достижение контрольной точки,
человек за бортом (см. ниже) и т.п. Однако в любом случае данный тип уведомления надёжнее, чем графическая индикация на экране — чтобы услышать звук, пользователю не обязательно смотреть на прибор. Это значительно снижает риск пропустить важное сообщение.
—
Определение расстояния до рыбы. Возможность определения расстояния до рыбы, обнаруженной эхолотом. Как правило, речь идёт о расстоянии в глубину, а сама индикация может осуществляться разными способами: в одних моделях метки рыб отображаются напротив шкалы глубин,
...в других может выдаваться конкретное значение для каждой метки отдельно.
— Индикация символов в виде рыбок. Возможность отображать на экране сигнал от обнаруженной эхолотом рыбы в виде, собственно, значков-«рыбок». Такой вариант лучше подходит для непрофессиональных пользователей, чем стандартные значки в форме дуг различной формы: для работы с дугами нужны определённые практические знания, чтобы отличить рыбу от других источников сигнала, а в случае с «рыбками» эту задачу за пользователя решает сам прибор. Разумеется, ни одна подобная система не идеальна, а потому не исключены ложные срабатывания; с другой стороны, технологии распознавания постоянно совершенствуются. Многие эхолоты с данной функцией имеют даже градацию по размеру добычи — крупная, средняя, мелкая.
— Индикация рыбы в реальном времени. В приборах с данной функцией сигналы от рыбы отображаются на экране при попадании рыбы под луч эхолота — и исчезают, когда она из-под луча уходит. Это позволяет максимально оперативно отслеживать перемещения потенциальной добычи и оценивать перспективность той или иной локации — тогда как модели без индикации в реальном времени отображают метки постоянно, по факту обнаружения рыбы, и затрудняют оценку её передвижений.
— Быстрое обновление экрана. От скорости обновления экрана эхолота зависит, насколько равномерно прорисовывается на этом экране «видимый» прибором рельеф. Данный параметр важен при движении на высокой скорости: если экран обновляется медленно, велика вероятность появления «ступенек» с резкими перепадами — из-за того, что прибор не успел обработать и вывести на дисплей данные о пройденном участке дна. Под «быстрым» же обновлением подразумевается такой режим, который позволяет комфортно использовать эхолот на высокой скорости; у разных производителей конкретные значения этой скорости могут различаться, однако, как правило, речь идёт не менее чем о 30 – 40 км/ч, развиваемых мощными моторными лодками.
— Мелководье/отмель. Данная функция обеспечивает сигнализацию о критическом уменьшении глубины, чреватом посадкой на мель со всеми соответствующими неприятными последствиями. Глубину, при которой срабатывает сигнализация, чаще всего можно задавать по желанию пользователя.
— Автоизменение масштаба глубины. Автоматическое изменение масштаба изображения на экране в зависимости от глубины, «видимой» эхолотом. Данная функция подстраивает экран прибора так, чтобы на нём был целиком виден весь сканируемый объём воды от поверхности до дна, и для оценки ситуации не нужно было перемещать изображение вверх-вниз. Например, при глубинах в 35-40 м модель с автоизменением масштаба может использовать 50-метровую шкалу, а при выходе на большие глубины — переключаться на 80- или 100-метровую, на меньшие — на 20-метровую и т.п. При этом автоматическая регулировка «облегчает жизнь» пользователю, избавляя его от необходимости настраивать масштаб вручную.
— Диапазон отображаемой глубины. Возможность вручную выставлять для прибора определённый диапазон глубин, отображаемый на дисплее — таким образом, что пространство выше и ниже этого диапазона окажется за пределами экрана. Данная функция может пригодиться, к примеру, для поиска рыбы, ходящей в определённом диапазоне глубин; при этом ограничение диапазона позволяет получать изображение в более крупном масштабе, чем при просмотре всего пространства от поверхности до дна.
— Определение плотности дна. Возможность использовать эхолот для определения плотности поверхности дна. Прибор с данной функцией позволяет определить, что находится под судном — камень, песок или мягкий ил; подобная информация может пригодиться при ловле некоторых видов рыбы. Кроме того, данные о плотности дна бывают полезны при поиске подводных объектов — например, затонувшие суда часто выделяются «твёрдыми» пятнами на мягкой поверхности.
— Индикация температуры воды. Возможность отображения температуры воды на экране прибора. Конкретные особенности такой индикации могут быть разными: одни модели показывают лишь данные о воде, непосредственно контактирующей с датчиком (то есть, по сути, температуру на поверхности), другие способны также выводить данные о термоклине (слое температурного скачка).
— Индикация скорости. Возможность отображения скорости движения на экране прибора. Эта функция обеспечивает дополнительное информирование и может пригодиться даже на судах, оснащённых собственными спидометрами — получать данные о скорости непосредственно на экран эхолота/картплоттера часто бывает удобнее, чем отвлекаться на отдельный прибор. Эти данные могут поступать из разных источников — например, с модуля GPS или со специализированного датчика (лага).
— Отображение пройденного пути. Возможность отображения пройденного пути на экране прибора. Особенности этой функции могут различаться в зависимости от модели: в простейших устройствах показывается только общая пройденная дистанция, более продвинутые (обычно с функцией картплоттера, см. «Тип») могут также прорисовывать маршрут движения на карте.
— Функция «человек за бортом». В соответствии с названием, данная функция облегчает проведение спасательных операций в случае падения человека за борт. Конкретный функционал, связанный с этим, в разных моделях может быть разным, однако обычно имеется как минимум возможность быстро зафиксировать в приборе место происшествия и перевести его в режим навигации к этой точке. А в более продвинутых моделях может предусматриваться и оповещение по морской радиосвязи DSC, а также приём и обработка подобных сигналов с других суден.Базовая карта
Наличие базовой карты в комплекте поставки прибора.
Базовая карта представляет собой предустановленную карту, прописанную в память устройства. Таким образом, картплоттер в подобной комплектации можно (теоретически) использовать «из коробки», не устанавливая дополнительного ПО. На практике базовые карты хотя и могут различаться в зависимости от модели, производителя и региона, однако же, чаще всего, имеют небольшой масштаб, отображают только наиболее общую информацию (часто устаревшую) и непригодны для профессионального применения. Поэтому данная функция, как правило, не отменяет необходимости установки дополнительных подробных карт (см. ниже).
Кол-во путевых точек
Максимальное количество отдельных путевых точек, которые можно занести в память картплоттера.
Путевые точки могут использоваться как база для прокладки маршрутов, как справочные отметки на карте, такую точку можно задать как непосредственный пункт назначения и т.п.; конкретные варианты использования зависят от модели прибора. Но в любом случае чем больше путевых точек можно одновременно занести в память картплоттера — тем удобнее с ними работать и тем реже придётся чистить эту память для внесения новых меток.
Кол-во маршрутов
Максимальное количество маршрутов, которое может одновременно храниться в памяти картплоттера.
Если приходится регулярно совершать путешествия по фиксированным маршрутам, эти маршруты гораздо удобнее записать в память один раз и затем выбирать нужный вариант, чем в каждом случае заново программировать навигатор. Современные устройства могут хранить несколько десятков, а то и сотен маршрутов; чем больше это число — тем реже придётся освобождать память под новые маршруты.
Кол-во точек в маршруте
Максимальное количество путевых точек, которое можно задать в одном записанном на картплоттер маршруте.
В современных устройствах данное количество может достигать нескольких десятков тысяч. Обилие точек важно при прокладке сложных маршрутов, с множеством поворотов и кривых линий, требующих максимальной точности. Не стоит путать это количество с числом отдельных путевых точек (см. «Кол-во путевых точек»): в данном случае подразумеваются только точки, включенные в конкретный маршрут и не используемые отдельно (их может быть в разы больше).