Система
Система указывает, на какой бренд фотоаппаратов рассчитан данный объектив. Производители фототехники часто используют в своих камерах оригинальные системы крепления, не всегда совместимые между собой; поэтому для нормального использования объектив должен быть изначально предназначен для соответствующей системы. В то же время стоит учитывать, что фактическая совместимость будет зависеть еще и от байонета (см. «Байонет (крепление)»). При этом одна система нередко включает несколько байонетов (например, у Canon и Nikon); бывает и наоборот — один байонет может использоваться сразу в нескольких системах (например,
Micro 4/3 применяют и Olympus, и Panasonic). Вообще же оптимальный порядок выбора таков: сначала уточнить совместимость объектива с системой, затем — с конкретным байонетом.
Отметим также , что сторонние производители (не выпускающие камеры и занимающиеся только объективами) нередко выпускают модели, рассчитанные сразу на несколько разных систем. Подобная совместимость может достигаться как за счет набора переходников (в комплекте поставки или продаваемых отдельно), так и за счет выпуска разных модификаций одного и того же объектива, различающихся только байонетами. Особенности каждой подобной модели стоит уточнять отдельно.
Байонет (крепление)
Тип крепления, используемого для соединения объектива с фотоаппаратом. Название происходит от английского «bayonet», означающего «штык» и соединение штыкового типа. Байонетные крепления используются в абсолютном большинстве современных цифровых камер благодаря надежности и легкости в использовании.
Полная совместимость объектива с камерой гарантирована только в том случае, если типы их креплений совпадают. Некоторые байонеты совместимы друг с другом через переходники, однако такое соединение может ограничить возможности объектива (например, сделает невозможным использование автофокуса) и в целом не считается оптимальным. Стоит учитывать, что в рамках одной системы (см. выше) часто используются разные байонеты, также не совместимые друг с другом.
Так, у производителя Canon существуют байонеты
EF-M,
EF-S,
EF,
RF,
RF-S. У Leica —
Leica M,
Leica SL,
Leica TL. Nikon в своем арсенале имеет
Nikon 1,
Nikon F,
Nikon Z. В оптику Pentax устанавливаются
Pentax 645,
Pentax K,
Pentax Q. Samsung использует крепл
...ения NX-M и NX. В моделях Sony встречаются Sony A и Sony E. Помимо этого, на рынке представлены и другие типы байонетов — как фирменные (Fujifilm G, Fujifilm X, Hasselblad H, Sigma SA), так и универсальные (Four Thirds (4/3), Micro 4/3).
Отметим, что существуют объективы, для которых заявлена совместимость сразу с несколькими байонетами. Такая «всеядность» может быть реализована разными способами. К примеру, одни модели имеют нестандартное крепление на корпусе объектива, а совместимость с различными байонетами обеспечивается за счет использования переходников; эти переходники могут как входить в комплект поставки, так и приобретаться отдельно. Другой вариант — объектив выпускается в нескольких отдельных модификациях, каждая под свой байонет. Эти подробности стоит уточнить перед покупкой.Мин. диафрагма
Диафрагма — конструкция из нескольких лепестков-шторок, позволяющая при необходимости уменьшать диаметр действующего отверстия объектива, фактически уменьшая его светосилу (подробнее см. «Светосила»). Кроме ослабления светового потока (что может быть актуально, например, на ярком солнечном свету), закрытие диафрагмы имеет ещё один эффект — оно увеличивает глубину резкости. Иными словами — «в фокусе» оказывается больший объём пространства, чем при открытой диафрагме.
Значения на шкале диафрагм обычно выбираются из стандартного ряда. Цифры в нём фактически обозначают, какую светосилу объектив будет иметь при закрытой до данного значения диафрагме: например, значение диафрагмы 5.6 будет соответствовать светосиле f/5.6. Чем больше число, обозначающее минимальное значение диафрагмы — тем больше у фотографа вариантов выбора и, соответственно, возможностей по настройке режима съёмки (при прочих равных).
Минимальная дистанция фокусировки
Минимальная дистанция фокусировки (м) – наименьшее расстояние, с которого можно сфокусироваться на объекте и производить фотосъемку. Обычно оно колеблется в диапазоне от 20см для широкоугольных объективов до нескольких метров для теле. В макро режиме фотоаппарата или при помощи макро объективов это расстояние может быть и менее 1го сантиметра.
Максимальное увеличение
Степень увеличения снимаемого предмета при применении
объектива для макросъемки (то есть съемки мелких объектов на максимально возможном приближении, когда расстояние до предмета съемки измеряется в миллиметрах). Под степенью увеличения в данном случае подразумевается соотношение размера изображения объекта, получаемого на матрице фотоаппарата, к реальным размерам снимаемого объекта. Например, при размере объекта 15 мм и коэффициенте увеличения 0,3 изображение этого объекта на матрице будет иметь размер 15х0,3=4,5 мм. При одном и том же размере матрицы чем больше коэффициент увеличения — тем больше размер изображения объекта на матрице, тем больше пикселей приходится на этот объект, соответственно — чем чётче получаемое изображение, тем больше деталей удается на нем передать и тем лучше объектив подходит для макросъемки. Считается, что для получения макроснимков относительно приемлемого качества коэффициент увеличения должен составлять не менее 0,25 – 0,3.
Привод автофокусировки
Тип привода, обеспечивающего движение элементов конструкции объектива при автоматической фокусировке. На сегодняшний день могут применяться такие типы:
—
Ультразвуковой мотор. Наиболее продвинутый на сегодняшний день тип привода. Ультразвуковые моторы работают значительно быстрее обычных, обеспечивают более высокую точность, потребляют меньше энергии и практически бесшумны. Однако и стоимость их довольно высока.
—
Шаговый мотор. Привод управления фокусным расстоянием и трансфокатором (зумом). Данная разновидность моторов используется по большей части лишь в полноразмерных цифровых камерах. В числе преимуществ шагового мотора можно отметить: высокую надежность и точность работы, дополнительно ему не требуется электропитание на удержание фокуса и зума. Разумеется, шаговые моторы не лишены недостатков. Среди минусов можно выделить: медленную скорость работы и повышенный шум. Дополнительно для шагового мотора характерны крупные габариты и достаточно большой вес, что физически не позволяет данному типу привода интегрироваться в оптику мобильных телефонов и ультракомпактных камер.
— Мотор. В данном случае подразумевается электрический
мотор традиционной конструкции. Такие приводы просты, как следствие — недороги. Их недостатками являются относительно небольшая скорость работы, а также производимый при этом шум; последнее иногда может быть критичн
...о — например, при съемке дикой природы. В последнее время конструкторы используют различные ухищрения для нейтрализации этих недостатков, однако в целом характеристики обычных моторов всё равно остаются относительно скромными.
— Отсутствует. Полное отсутствие мотора автофокуса в объективе. Наведение такой оптики на резкость может осуществляться либо системой «отвёртка», либо строго вручную (подробнее о том и другом варианте см. ниже).Внутренняя фокусировка
Объективы, использующие систему
внутренней фокусировки. В таких системах оптике наведение на резкость осуществляется только за счет движения элементов внутри корпуса объектива; наружные детали остаются полностью неподвижными, и размер объектива не изменяется. Это обеспечивает дополнительное удобство — в частности, позволяет без проблем использовать лепестковые бленды и те виды светофильтров, для которых важно правильное положение на объективе (в частности, градиентные). Кроме того, отсутствие снаружи движущихся элементов положительно сказывается на защищенности и стойкости к пыли/осадкам (хотя конкретная степень пылевлагозащиты может быть разной).
Стабилизация изображения
Наличие в объективе собственной системы
стабилизации изображения. Такая система включает гироскопы и подвижные линзы, которые компенсируют мелкие подрагивания объектива и предотвращают появление «шевеленки». Стабилизация особенно актуальна при съемке с рук, особенно на длинных выдержках и и/или на дальних дистанциях с большим увеличением: именно в таких условиях «шевеленка» сильнее всего влияет на качество снимка. В то же время стоит учитывать, что наличие стабилизатора заметно сказывается на весе, габаритах и, прежде всего — цене оптики; при этом некоторые современные камеры имеют собственные системы стабилизации (за счет сдвига матрицы). Поэтому выбирать объектив с данной функцией имеет смысл в том случае, когда максимальная защита от «шевеленки» имеет принципиальное значение.
Конструкция (элементов/групп)
Число элементов (по сути — количество линз), входящих в конструкцию объектива, а также количество групп, в которых объединены эти элементы. Как правило, чем больше элементов предусмотрено в конструкции — тем лучше объектив справляется с искажениями (аберрациями) при прохождении через него света. С другой стороны, большое количество линз увеличивает габариты и вес оптики, снижает светопропускание (подробнее см. «Светосила») а также выдвигает повышенные требования к качеству обработки, что сказывается на стоимости объектива.