Основное применение
Общее назначение является довольно условным, и на практике применение оптики не ограничивается заявленным направлением — всё зависит от навыков и фантазии фотографа. Тем не менее, информация о специализации может заметно облегчить выбор. Учитывая такие оригинальные варианты как
кинообъектив и
многофукнциональный.
—
Архитектурный. Объективы, рассчитанные в первую очередь на съёмку зданий. Большинство таких моделей оснащается системой Tilt-Shift (см. ниже). В данном случае эта функция предназначена для коррекции перспективы при съемке высоких строений. На фотографии, сделанной обычным объективом, прямые линии могут получиться искривленными, что недопустимо в тех случаях, когда требуется точное отображение здания на снимке. Использование системы Tilt-Shift позволяет избежать этого явления и получить достоверное изображение, не требующее дополнительной коррекции в фоторедакторе.
—
Пейзажный. К пейзажным в данном случае относятся короткофокусные (широкоугольные) объективы, которые, согласно результатам тестов, обеспечивают хорошую резкость изображения. Иными словами, к пейзажным относятся не все «широкоугольники», а только те, которые фактически способны обеспечить четкое, резкое изображение.
—
Портретный. Отличительными чертами классического портретного объектива
...являются: во-первых, фиксированное фокусное расстояние, которое обычно составляет более 50 мм (экв.35 мм); во-вторых, высокая светосила (чаще всего не ниже f/2.8, хотя изредка встречаются и исключения). Такое сочетание характеристик позволяет снимать портреты с красивым размытием фона, размещая камеру на довольно значительном расстоянии; последнее может пригодиться в студиях, где используется дополнительное оборудование для освещения — камеру желательно устанавливать за осветительными приборами, дабы она не давала тени. Говоря же о фиксированном фокусном расстоянии, стоит напомнить, что «фиксы» проще, легче и дешевле зум-объективов, а возможность настраивать увеличение при съёмке портретов требуется редко — чаще всего можно вполне обойтись «зумом ногами».
— Многофункциональный. К данному направлению отнесены объективы универсального типа (см. выше), предлагающие покупателю хорошее соотношение цены и качества; проще говоря — многоцелевые модели с хорошими рабочими характеристиками и при этом сравнительно недорогие (именно «сравнительно», фактическая цена может быть довольно высокой). При выборе моделей в данную категорию качество съёмки оценивалось по результатам реальных тестов.
— Кинообъектив. Главной особенностью кинообъективов является возможность тонкой настройки апертуры. Диафрагму можно закрыть/открыть на 0,1 или даже 0,01 мм, тогда как в фотообъективах шаг настройки диафрагмы не может быть менее 1 мм. Дополнительно в кинообъективах светосила выражается Т-числом, а в фотообъективах используется F-число. Оператор может снимать множеством кинообъективов с одной светосилой, при этом отпадает необходимость изменять освещение. А при использовании фотообъективов с одинаковой светосилой нередко приходится настраивать освещение под каждую оптику в отдельности. Кинообъективы предполагают съемку со штатива, что отражается на их конструктивных особенностях и дизайне — такие модели обычно крупнее и тяжелее аналогов для фотосъемки.Углы обзора
Этот параметр определяет размеры участка снимаемой сцены, попадающей в кадр. Чем шире углы обзора — тем больший участок может запечатлеть объектив за один снимок. Они напрямую связаны с фокусным расстоянием объектива (см. «Фокусное расстояние»), а также зависят от размера конкретной матрицы, с которой применяется оптика: для одного и того же объектива чем меньше матрица — тем меньше углы обзора, и наоборот. На нашем сайте в характеристиках оптики обычно указываются углы обзора при использовании с той матрицей, на которую объектив рассчитан изначально (подробнее см. «Размер матрицы»).
Минимальная дистанция фокусировки
Минимальная дистанция фокусировки (м) – наименьшее расстояние, с которого можно сфокусироваться на объекте и производить фотосъемку. Обычно оно колеблется в диапазоне от 20см для широкоугольных объективов до нескольких метров для теле. В макро режиме фотоаппарата или при помощи макро объективов это расстояние может быть и менее 1го сантиметра.
Максимальное увеличение
Степень увеличения снимаемого предмета при применении
объектива для макросъемки (то есть съемки мелких объектов на максимально возможном приближении, когда расстояние до предмета съемки измеряется в миллиметрах). Под степенью увеличения в данном случае подразумевается соотношение размера изображения объекта, получаемого на матрице фотоаппарата, к реальным размерам снимаемого объекта. Например, при размере объекта 15 мм и коэффициенте увеличения 0,3 изображение этого объекта на матрице будет иметь размер 15х0,3=4,5 мм. При одном и том же размере матрицы чем больше коэффициент увеличения — тем больше размер изображения объекта на матрице, тем больше пикселей приходится на этот объект, соответственно — чем чётче получаемое изображение, тем больше деталей удается на нем передать и тем лучше объектив подходит для макросъемки. Считается, что для получения макроснимков относительно приемлемого качества коэффициент увеличения должен составлять не менее 0,25 – 0,3.
Привод автофокусировки (отвёртка)
Наличие в объективе привода
автофокуса типа «отвертка». Объективы такой конструкции вообще не имеют собственного мотора для автофокусировки — он размещается в камере. Сменная оптика же несет на борту лишь сам механизм фокусировки и имеет специальное гнездо, с которым при установке объектива стыкуется ось моторчика камеры.
Исторически «отвертка» является одним из первых типов автофокуса, однако объективы и камеры с этой функцией широко распространены до сих пор, в частности у Pentax и Sony Alpha. Причин для этого несколько: хотя «отвертки» и проигрывают ультразвуковым приводам, но в большинстве своем они превосходят по характеристикам объективы с традиционными моторами; при этом, благодаря переносу двигателя в камеру, уменьшаются вес и габариты объектива.
Внутренняя фокусировка
Объективы, использующие систему
внутренней фокусировки. В таких системах оптике наведение на резкость осуществляется только за счет движения элементов внутри корпуса объектива; наружные детали остаются полностью неподвижными, и размер объектива не изменяется. Это обеспечивает дополнительное удобство — в частности, позволяет без проблем использовать лепестковые бленды и те виды светофильтров, для которых важно правильное положение на объективе (в частности, градиентные). Кроме того, отсутствие снаружи движущихся элементов положительно сказывается на защищенности и стойкости к пыли/осадкам (хотя конкретная степень пылевлагозащиты может быть разной).
Стабилизация изображения
Наличие в объективе собственной системы
стабилизации изображения. Такая система включает гироскопы и подвижные линзы, которые компенсируют мелкие подрагивания объектива и предотвращают появление «шевеленки». Стабилизация особенно актуальна при съемке с рук, особенно на длинных выдержках и и/или на дальних дистанциях с большим увеличением: именно в таких условиях «шевеленка» сильнее всего влияет на качество снимка. В то же время стоит учитывать, что наличие стабилизатора заметно сказывается на весе, габаритах и, прежде всего — цене оптики; при этом некоторые современные камеры имеют собственные системы стабилизации (за счет сдвига матрицы). Поэтому выбирать объектив с данной функцией имеет смысл в том случае, когда максимальная защита от «шевеленки» имеет принципиальное значение.
Конструкция (элементов/групп)
Число элементов (по сути — количество линз), входящих в конструкцию объектива, а также количество групп, в которых объединены эти элементы. Как правило, чем больше элементов предусмотрено в конструкции — тем лучше объектив справляется с искажениями (аберрациями) при прохождении через него света. С другой стороны, большое количество линз увеличивает габариты и вес оптики, снижает светопропускание (подробнее см. «Светосила») а также выдвигает повышенные требования к качеству обработки, что сказывается на стоимости объектива.
Пыле-, влагозащищенный
Объективы с защитой от попадания внутрь пыли и влаги. «Защищенная» оптика пригодится в первую очередь тем, кому приходится много снимать вне помещений: она намного более устойчива к непогоде, чем обычная, многие такие объективы спокойно работают под дождем, морскими брызгами и т. п. Однако конкретная степень защиты у разных моделей может ощутимо различаться, этот момент стоит отдельно уточнять в официальной документации производителя. Отметим также, что если вы намерены постоянно снимать в сложных внешних условиях, пылевлагозащитой должен обладать не только объектив, но и сам фотоаппарат.