Значение светосилы
Светосила объектива — характеристика, определяющая, насколько объектив ослабляет проходящий через него световой поток. Зависит от двух основных характеристик — диаметра действующего отверстия объектива и фокусного расстояния — и в классическом виде записывается как соотношения первой ко второй, при этом диаметр действующего отверстия принимается за единицу: например,
1/2.8. Часто при записи характеристик объектива единица вообще опускается, такая запись выглядит, например, так:
f/1.8 или
f/2.0. При этом чем больше число в знаменателе — тем меньше значение светосилы: объективы
f/4.0 будут выдавать более затемненную картинку нежели
модели со светосилой f/1.4, не говоря уже про
светосильные объективы f/1.2.
Объективы с изменяемым фокусным расстоянием, как правило, характеризуются разным значением светосилы для разных фокусных расстояний. В таком случае в характеристиках указывается два значения светосилы, для минимального и максимального фокусного расстояния соответственно, например: f/4.5-5.6
Чем больше светосила объектива, тем более короткие выдержки он позволяет использовать при съёмке. Это особенно важно при съёмке быстродвижущихся объектов, съёмке со слабым освещением и т.п. А в случае необходимости пропускаемый объективом поток света можно ослабить при
...помощи диафрагмы (см. ниже).
Ещё один момент, напрямую зависящий от данного показателя — глубина резкости (глубина пространства, которое при съёмке находится в фокусе). Чем выше светосила, тем меньше глубина резкости, и наоборот. Поэтому для съёмки с художественным размытием фона (боке) требуется светосильная оптика, а для большой глубины резкости приходится прикрывать диафрагму.Мин. диафрагма
Диафрагма — конструкция из нескольких лепестков-шторок, позволяющая при необходимости уменьшать диаметр действующего отверстия объектива, фактически уменьшая его светосилу (подробнее см. «Светосила»). Кроме ослабления светового потока (что может быть актуально, например, на ярком солнечном свету), закрытие диафрагмы имеет ещё один эффект — оно увеличивает глубину резкости. Иными словами — «в фокусе» оказывается больший объём пространства, чем при открытой диафрагме.
Значения на шкале диафрагм обычно выбираются из стандартного ряда. Цифры в нём фактически обозначают, какую светосилу объектив будет иметь при закрытой до данного значения диафрагме: например, значение диафрагмы 5.6 будет соответствовать светосиле f/5.6. Чем больше число, обозначающее минимальное значение диафрагмы — тем больше у фотографа вариантов выбора и, соответственно, возможностей по настройке режима съёмки (при прочих равных).
Минимальная дистанция фокусировки
Минимальная дистанция фокусировки (м) – наименьшее расстояние, с которого можно сфокусироваться на объекте и производить фотосъемку. Обычно оно колеблется в диапазоне от 20см для широкоугольных объективов до нескольких метров для теле. В макро режиме фотоаппарата или при помощи макро объективов это расстояние может быть и менее 1го сантиметра.
Максимальное увеличение
Степень увеличения снимаемого предмета при применении
объектива для макросъемки (то есть съемки мелких объектов на максимально возможном приближении, когда расстояние до предмета съемки измеряется в миллиметрах). Под степенью увеличения в данном случае подразумевается соотношение размера изображения объекта, получаемого на матрице фотоаппарата, к реальным размерам снимаемого объекта. Например, при размере объекта 15 мм и коэффициенте увеличения 0,3 изображение этого объекта на матрице будет иметь размер 15х0,3=4,5 мм. При одном и том же размере матрицы чем больше коэффициент увеличения — тем больше размер изображения объекта на матрице, тем больше пикселей приходится на этот объект, соответственно — чем чётче получаемое изображение, тем больше деталей удается на нем передать и тем лучше объектив подходит для макросъемки. Считается, что для получения макроснимков относительно приемлемого качества коэффициент увеличения должен составлять не менее 0,25 – 0,3.
Внутренняя фокусировка
Объективы, использующие систему
внутренней фокусировки. В таких системах оптике наведение на резкость осуществляется только за счет движения элементов внутри корпуса объектива; наружные детали остаются полностью неподвижными, и размер объектива не изменяется. Это обеспечивает дополнительное удобство — в частности, позволяет без проблем использовать лепестковые бленды и те виды светофильтров, для которых важно правильное положение на объективе (в частности, градиентные). Кроме того, отсутствие снаружи движущихся элементов положительно сказывается на защищенности и стойкости к пыли/осадкам (хотя конкретная степень пылевлагозащиты может быть разной).
Конструкция (элементов/групп)
Число элементов (по сути — количество линз), входящих в конструкцию объектива, а также количество групп, в которых объединены эти элементы. Как правило, чем больше элементов предусмотрено в конструкции — тем лучше объектив справляется с искажениями (аберрациями) при прохождении через него света. С другой стороны, большое количество линз увеличивает габариты и вес оптики, снижает светопропускание (подробнее см. «Светосила») а также выдвигает повышенные требования к качеству обработки, что сказывается на стоимости объектива.
Кол-во лепестков диафрагмы
Количество лепестков, предусмотренных в конструкции диафрагмы (подробнее см. «Минимальная диафрагма»). На практике этот параметр имеет значение при съёмке сцен с ярко выраженным боке (размытым фоном) и небольшой глубиной резкости: чем больше лепестков имеет диафрагма — тем более сглаженными получатся блики от объектов вне фокуса, тогда как при небольшом количестве лепестков они могут походить на многоугольники. На прочие параметры съёмки количество лепестков диафрагмы почти не влияют. Современные объективы имеют в среднем 7-9 лепестков; обеспечиваемое ими сглаживание в большинстве случаев считается вполне достаточным.