Назначение
Этот параметр указывается только для специализированных моделей, не относящихся к «ушам»
общего применения. В наше время в наушниках можно встретить такие варианты специализации:
игровые,
для активного спорта,
офисные,
мониторные (они же студийные),
для диджеев,
для детей,
для сна. Вот более подробное описание этих разновидностей:
— Игровые. Наушники, предназначенные в основном для применения в играх — прежде всего с ПК и ноутбуками (для консолей выпускается отдельная разновидность, о ней см. ниже). Внешне выделяются в первую очередь дизайном — обычно довольно ярким и агрессивным. Большинство подобных моделей имеют накладную конструкцию, чаще всего полноразмерного «Over Ear» формата (см. «Конструкция») — это обеспечивает максимальный эффект погружения в игру. Встречаются и другие варианты оформления, однако заметно реже. Практически обязательной деталью является микрофон — для общения голосом в онлайн-играх. Кроме того, именно в данную категорию относится большинство многоканальных моделей (см. «Звук») — подобное звучание наиболее важно именно для игр.
— Для активного спорта. Наушники, хорошо подходящие для занятий спортом. Такие устройства должны, во-первых, иметь дополнительную фиксаци
...ю в ушах или на голове, чтобы не менять свое положение при активных движениях; во-вторых — не бояться пота (а в идеале — дождя, снега и прочих атмосферных осадков). За редкими исключениями наушники для активного спорта не имеют провода, который мог бы создавать неудобства при движении. К спортивным принято относить внутриканальные модели, вкладыши и некоторые накладные наушники. Их общие ключевые черты характера — надежная посадка и наличие хоть какой-то степени влагозащиты IP (см. «Уровень защиты (IP)»).
— Офисные. Офисными называют наушники, предназначенные для консультантов, операторов поддержки и других сотрудников, которым постоянно приходится иметь дело с голосовой связью по телефону или по Интернету. Соответственно, одной из главных особенностей в таких моделях является наличие микрофона. Также среди офисных наушников весьма популярны модели на одно ухо (см. «Звук — моно»), которые позволяют слышать одновременно и собеседника на линии, и окружающую обстановку. Немало «ушей» этого назначения используют соединение по USB (см. «Подключение») — в расчете на то, что недорогие офисные компьютеры могут вообще не иметь специализированных аудиовыходов. При этом прямо на штекере USB может предусматриваться небольшая панель управления для работы с IP-телефонией, она позволяет, в частности, принимать и отклонять вызовы. Встречаются и беспроводные модели (обычно с соединением по радиоканалу, реже по Bluetooth), а также специализированные решения, подключаемые к телефонным аппаратам при помощи специфических разъемов.
— Мониторные (студийные). Наушники, предназначенные для применения в профессиональной звукозаписи и при настройке звукового оборудования. Делаются только проводными. Впрочем, ключевая особенность подобных моделей состоит в другом: они имеют максимально ровную АЧХ, которая дает практически одинаковую громкость звучания всех частотных полос, и обширный рабочий диапазон, нередко превышающий пределы слышимых человеком частот. Благодаря этому наушники данного назначения способны четко выявить все огрехи звукового сигнала — включая нюансы, не заметные на традиционных «ушах»; подобные возможности незаменимы в профессиональной работе со звуком. С другой стороны, по этой же причине нет смысла применять мониторные модели для повседневного прослушивания музыки: они не только выявляют различные недостатки записи, но еще и придают звуку специфическую окраску, непривычную и даже неприятную для рядового пользователя.
— Для DJ. Наушники, изначально предназначенные для использования профессиональными диджеями при сведении треков. Во многом схожи с описанными выше мониторными — в частности, имеют очень ровную АЧХ, обеспечивающую максимально достоверное звучание, и обширный частотный диапазон. Кроме того, диджейские наушники обычно выполняются в закрытом акустическом оформлении и в целом отличаются высоким качеством звукоизоляции, что позволяет сохранять хорошую слышимость даже в довольно шумной обстановке.
— Для детей. От «взрослых» моделей отличаются в первую очередь внешне — как меньшими размерами, так и (в большинстве моделей) характерным ярким оформлением. Кроме того, детский слух более чувствителен к громкому звуку, и слишком высокая громкость для ребёнка крайне нежелательна (в том числе и по психологическим причинам). В свете этого детские наушники могут иметь соответствующие особенности — к примеру, несколько сниженную чувствительность, не позволяющую «раскачать» звук до высокого уровня, или ограничитель громкости, управление которым доступно только взрослому.
— Для сна. Миниатюрные наушники особой анатомической формы, которая позволяет спокойно засыпать лежа на боку без дискомфорта в ухе. Для снижения уровня окружающих шумов в их конструкции обычно предусматриваются пассивное шумоподавление. Такие наушники могут использоваться как для прослушивания музыки, так и для трансляции белого шума, звуков природы или волн. Продвинутые модели вдобавок мониторят качество сна, а функция будильника включает в назначенное время мелодию для пробуждения. Подобные наушники нередко именуются электронными берушами.Радиус действия
Радиус действия наушников, способных работать в беспроводном формате (см. «Тип подключения»).
При оценке радиуса действия нужно учитывать, что данный параметр является довольно условным и фактическая дальность может несколько отличаться от заявленной (обычно в меньшую сторону). Так, при подключении по радиоканалу дальность указывается для идеальных условий — без помех и препятствий на пути следования сигнала. Для Bluetooth-моделей радиус действия зависит еще и от мощность Bluetooth-модуля в устройстве, к которому подключены «уши». А эффективность ИК-канала может снижаться в жаркую погоду или на ярком солнечном свете. Так что при выборе по данному показателю не помешает взять определенный запас.
С другой стороны, стоит отметить два момента. Во-первых, в целом указанный радиус действия достаточно точно описывает возможности наушников, и по нему вполне можно оценивать и сравнивать между собой разные модели. Во-вторых, даже в самых скромных беспроводных «ушах» дальность связи составляет порядка
8 –10 м,
11 – 20 м считается средним показателем, а довольно большое количество устройств способно работать на расстояниях в
десятки и даже сотни метров. Так что обращать внимание на радиус действия имеет смысл в основном в тех случаях, если вы планируете удаляться от источника сигнала на значительное расстояние — от 5 м и более — л
...ибо слушать звук через стены.Звук
Формат звука, поддерживаемый наушниками.
— Стерео. Двухканальное звучание, позволяющее до определённой степени создавать эффект объёмного звука (за счёт разницы в правом и левом канале). Конструкция наушников (два динамика, по одному на каждое ухо) изначально «заточена» именно под стерео, поэтому абсолютное большинство моделей поддерживают именно данный формат звука.
— Моно. Одноканальный звук, не создающий эффекта объемности. Такая маркировка означает, что данная модель оснащена
одним наушником; при этом на рынке встречается две разновидности подобных устройств. Первая — это наушники, изначально имеющие только одну чашечку и предназначенные для ситуаций, когда второе ухо нужно оставить открытым (например, для работы на телефоне в офисе). Вторая — это устройства true wireless (см. «Тип кабеля»), продаваемые по одному, на замену потерянному наушнику из изначальной пары.
— 5.1. Изначально формат 5.1 предназначен для создания объемного звука, который может поступать с любой стороны («surround»). Он предполагает наличие 5 основных каналов (центр, фронт левый/правый, тыл левый/правый) и одного басового. В наушниках эффект подобного звучания достигается за счет использования нескольких динамиков в каждой чашечке. Такие модели очень удобны при просмотре фильмов с многоканальным звуком, а также в играх — они обеспечивают мощный эффект погружения. С другой стороны, обходятся подобные наушники недешево, к тому же они
...требуют специфического способа подключения (например, по USB).
— 5.1 (виртуальный). Модели с поддержкой объёмного звука 5.1 (см. выше), в которых эффект surround достигается не за счёт количества динамиков, а за счёт специальных технологий обработки звука. Это несколько снижает точность по сравнению с «не-виртуальной» многоканальностью, зато позволяет заметно снизить стоимость и вес наушников. Впрочем, динамиков в таких моделях также может быть несколько — например, для разделения по частотам.
— 7.1. Формат 7.1 представляет собой описанный выше многоканальный 5.1, дополненный еще двумя основными каналами. Локализация этих каналов зависит от конкретной разновидности 7.1, однако в любом случае они усиливают эффект объемности. С другой стороны, полноценная поддержка такого формата заметно сказывается на габаритах, весе и цене наушников, а контента со звуком 7.1 выпускается заметно меньше, чем 5.1.
— 7.1 (виртуальный). «Виртуальная» разновидность описанного выше формата 7.1, в котором эффект объемного звука обеспечивается прежде всего за счет специальной обработки сигнала, а не за счет наличия отдельных излучателей под каждый канал. Аналогично виртуальному 5.1, такой формат работы несколько снижает достоверность звучания, однако эта разница часто бывает незаметной, а сами наушники получаются более простыми и недорогими. Поэтому большинство современных 7.1-моделей поддерживают именно виртуальный формат этого звука.
— 9.1 (виртуальный). Дальнейшее развитие идеи многоканального звука: 5 каналов, как в 5.1 (см. выше), дополненные ещё 4 каналами для более точной локализации слышимого звука. Как и в других виртуальных форматах, объёмность в данном случае обеспечивается специальными алгоритмами обработки.
Стоит помнить, что фактическое звучание будет зависеть не только от наушников, но и от источника сигнала: например, монофоническая запись даже в «ушах» 9.1 не станет объёмной.
— 3D звук. Объемное звучание с локализацией источников звука в трехмерном пространстве позволяет глубоко окунуться в атмосферу фильмов либо же погрузиться в виртуальный игровой мир. Механика пространственного 3D-звучания обеспечивает локализацию источников звука вокруг слушателя и в вертикальной плоскости развертки. Алгоритмы реализации 3D-звука в наушниках отличаются по части программной и аппаратной поддержки, однако все они нацелены на достижение эффекта реалистичности происходящего. Объемный звук давно стал стандартом для фильмов, а в последнее время функция 3D-звучания все чаще встречается в играх и музыкальных треках.Импеданс
Импедансом называют номинальное сопротивление наушников переменному току — такому, как аудиосигнал.
При прочих равных более высокий импеданс снижает уровень искажений, однако требует более мощного усилителя — иначе наушники попросту не смогут выдать достаточную громкость. В свете этого выбор по сопротивлению зависит прежде всего от того, к какому источнику сигнала планируется подключать «уши». Так, для портативного гаджета (смартфона, карманного плеера) оптимальным считается показатель в
16 Ом и менее, неплохим —
17 – 32 Ом. Более высокие значения —
33 – 64 Ом и
65 – 96 Ом — потребуют уже достаточно мощных усилителей, вроде тех, что применяются в компьютерах и телевизорах. А модели с сопротивлением
96 – 250 Ом и
выше рассчитаны в основном на аудиотехнику Hi-End класса и профессиональное применение; для таких случаев подробные рекомендации по выбору можно найти в специальных источниках.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, который способны воспроизвести наушники.
Чем
шире этот диапазон — тем полнее наушники воспроизводят спектр звуковых частот, тем ниже вероятность, что слишком низкие или слишком высокие частоты окажутся недоступными. Однако здесь стоит учитывать некоторые нюансы. Прежде всего напомним, что диапазон восприятия человеческого уха составляет в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и для полной картины достаточно, чтобы наушники перекрывали этот диапазон. Однако современные модели могут заметно выходить за эти границы: во многих устройствах нижний порог
не превышает 15 Гц, а то и
10 Гц, а верхняя граница может достигать
25 кГц,
30 кГц и даже
более. Такие обширные диапазоны сам по себе не дают практических преимуществ, однако они обычно свидетельствуют о высоком классе наушников, а иногда приводятся лишь в рекламных целях.
Второй важный момент заключается в том, что обширный частотный диапазон сам по себе не является гарантией хорошего звучания: качество звука зависит еще от целого ряда параметров, прежде всего амплитудно-частотной характеристики наушников.
Чувствительность
Номинальная чувствительность наушников. Технически это громкость, на которой они звучат при подведении к ним определенного стандартного сигнала с усилителя. Таким образом, чувствительность является одним из параметров, определяющих общую громкость звучания наушников: чем она выше — тем громче будет и звук при том же уровне входящего сигнала и прочих равных. Впрочем, не нужно забывать что уровень громкости зависит также от сопротивления (импеданса, см. выше); мало того, подбирать «уши» под конкретное устройство стоит сперва по импедансу, а уже потом — по чувствительности. При этом один параметр можно компенсировать другим: например, модель с высоким сопротивлением и высокой чувствительностью сможет работать даже на сравнительно слабом усилителе.
Что касается конкретных цифр, то наушники с показателями в 100 дБ и менее рассчитаны в основном для использования в тихой обстановке (в некоторых подобных моделях чувствительность
не превышает и 90 дБ). Для применения на улице, в транспорте и других аналогичных условиях желательно иметь наушники почувствительнее — порядка
101 – 105 дБ, а то и
110 дБ. А в некоторых моделях этот показатель может достигать
116 – 120 дБ. и даже
более.
Также стоит отметим, что данный параметр актуален исключительно при проводном подключении по аналоговому стан
...дарту — например, через mini-jack 3.5 mm. При использовании цифровых интерфейсов вроде USB и беспроводных каналов вроде Bluetooth звук проходит обработку во встроенном преобразователе наушников, и если планируется в основном подобное применение — на чувствительность можно не обращать особого внимания.Тип излучателей
Тип звуковых излучателей, установленных в наушниках. Тип определяет принцип работы излучателей и некоторые особенности их конструкции.
—
Динамические. Простейшая разновидность излучателей, работающих по принципу электромагнита. Благодаря сочетанию невысокой стоимости с вполне приличными рабочими характеристиками, является также и самой распространенной, особенно среди наушников начального и среднего уровня. Такой излучатель состоит из магнита, катушки, помещенной в его поле, а также мембраны, закрепленной на катушке. При поступлении на катушку переменного тока (сигнала) она начинает вибрировать, передавая колебания на мембрану и создавая звук. С акустической точки зрения основные достоинства динамических излучателей — это широкий частотный диапазон и хорошая громкость, недостаток — относительно высокая вероятность возникновения искажений, особенно при изношенной мембране.
—
Арматурные. Своеобразная модификация динамических излучателей (см. соответствующий пункт), применяемая в основном в высококлассных наушниках внутриканальной конструкции. Основой конструкции такого излучателя является U-образная металлическая пластина. Один ее конец закреплен неподвижно, второй, подвижный, расположен между полюсов постоянного магнита, и вокруг него же (ближе к поперечине) намотана катушка, по которой проходит ток сигнала. Вибрируя под действием этого тока, подвижная часть пластины передает колебания на
...жесткую мембрану, с которой она связана тонкой иглой. Такая технология позволяет добиться хорошей громкости и низкого уровня искажений при весьма небольшом размере самого наушника. Недостатками арматурных излучателей, помимо высокой стоимости, являются неравномерная АЧХ и относительно узкий частотный диапазон. Впрочем, в дорогих наушниках этого типа может предусматриваться несколько излучателей сразу, в т.ч. по гибридному принципу (см. соответствующий пункт).
— Гибридные. Гибридными обычно называют приспособления, сочетающие в себе динамические и арматурные излучатели. Подробнее об этих разновидностях см. выше; а их сочетание применяется для того, чтобы объединить достоинства и компенсировать недостатки. Как правило, в таких наушниках динамический излучатель один, он отвечает за низкие частоты, а арматурных может быть несколько, они делят между собой СЧ и ВЧ. Это позволяет добиться более равномерной АЧХ, чем в чисто арматурных моделях, однако заметно сказывается на цене.
— Планарные. Конструкция излучателей этого типа включает два мощных постоянных магнита, между которыми расположена мембрана из тонкой пленки. Форма самих наушников может быть как круглой (ортодинамические излучатели), так и прямоугольной (изодинамические). По принципу действия такие системы аналогичны динамическим, с поправкой на то, что катушка в конструкции отсутствует — ее роль играет сама мембрана с нанесенными токопроводящими дорожками, на которые и подается аудиосигнал. Благодаря этому искажения, связанные с неравномерностью колебаний мембраны, практически отсутствуют; кроме того, звук в целом получается чистым и достоверным, а АЧХ — равномерной. Главными недостатками планарно-магнитных наушников являются высокая стоимость, повышенные требования к качеству сигнала, а также довольно крупные размеры. Кроме того, они несколько уступают динамическим по громкости и общему частотному диапазону.
— Электростатические. Как и планарно-магнитные (см. соответствующий пункт), такие излучатели сконструированы по принципу «бутерброда». Однако мембрана в них расположена не между магнитами, а между металлическими сетками, и выполнена из очень тонкой металлизированной пленки. К такой системе особым образом подключается аудиосигнал, и мембрана начинает колебаться за счет притяжения и отталкивания от сеток, создавая звук. Электростатические излучатели позволяют добиться очень высокого качества звука, с низким уровнем искажений и высокой достоверностью, однако они громоздки, сложны и дороги в использовании. И дело не только в высокой стоимости самих наушников — для их работы требуются дополнительные согласующие усилители с размахом напряжений в сотни или даже тысячи вольт, а такие устройства и стоят немало, и габариты имеют соответствующие.Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, выдаваемых данной моделью наушников.
Данный параметр определяет количество нелинейных искажений, вносимых наушниками в воспроизводимый звук. Чем он ниже — тем меньше таких искажений, тем чище и ближе к оригиналу оказывается звучание. Так, показатель в 1 % и более можно считать в лучшем случае терпимым, от 0,5 % до 1 % — хорошим, менее 0,5 % — отличным (такие показатели допустимы даже для мониторных наушников), а менее 0,1 % — практически идеальным.
Стоит учитывать, что сам по себе низкий коэффициент гармоник еще не гарантирует качественного звучания — многое зависит от других особенностей наушников, прежде всего АЧХ.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые может нормально «услышать» собственный микрофон наушников.
Теоретически чем шире этот диапазон — тем более продвинутым и качественным является микрофон, тем ближе звук, передаваемый им, к реальному. На практике же обширный охват по частотам требуется далеко не всегда. Так, рабочий диапазон человеческого уха составляет порядка 16 – 22 000 Гц, да и то верхнюю его часть слышат далеко не все. А человеческая речь обычно охватывает частоты от 500 Гц до 2 кГц, по крайней мере этого диапазона считается вполне достаточно для ее передачи. Так что если микрофон нужен вам для несложных задач вроде общения по голосовой связи в Интернете или игровом чате — на диапазон частот можно не обращать особого внимания: даже в самых скромных моделях он более чем достаточен для нормальной передачи речи.