Модель
Модель звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем. Звукосниматель является одной из самых важных деталей любого винилового проигрывателя, именно от его качества во многом зависит качество получаемого звука. Зная название модели, можно найти подробные данные по ней и определить, насколько Вас устраивает конкретно этот картридж.
Тип
Тип звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем.
—
MM (с движущимся магнитом). Наиболее распространённая в наше время разновидность картриджей. Электрический сигнал в таких устройствах создаётся за счёт колебания подвижного магнита, связанного с иглой звукоснимателя, между специальными катушками. Такие картриджи дают хороший уровень выходного сигнала, благодаря чему совместимы с простейшими фонокорректорами, они просты в настройке, а иглы во многих моделях допускают замену силами самого пользователя.
—
MC (с движущейся катушкой). Звукосниматели, в которых магниты сделаны неподвижными, а создание сигнала обеспечивает подвижная катушка, колеблющаяся от колебаний иглы. Подобная конструкция позволяет уменьшить массу подвижных частей (по сравнению с MM), что положительно сказывается на точности и достоверности звукопередачи: MC-картриджи способны передавать практически все нюансы звучания. С другой стороны, уровень выходного сигнала у них невелик, что выдвигает повышенные требования к качеству фонокорректоров и заметно сказывается на стоимости. Так что звукосниматели этого типа характерны в основном для высококлассной техники.
— MI (с подвижным железным элементом). Довольно экзотический тип звукоснимателей: катушки и магниты в них сделаны неподвижными, а вибрация иглы приводит в движение миниатюрный кусочек магнитного материала (например, железа), который
...движется между катушек и изменяет их индуктивность. В теории такие картриджи способны соперничать с MC по общему качеству и детализации звука, при этом технология MI позволяет добиться высокого уровня сигнала на выходе, благодаря чему не требует дорогих фонокоррекоров. Однако на практике подобные звукосниматели по ряду причин встречаются редко.
В любом случае для нормальной работы проигрывателя необходим фонокорректор под соответствующий тип звукоснимателя; фонокорректор может быть и встроенным (см. «Возможности»), однако если используется внешнее оборудование, для его подбора необходимо знать тип звукоснимателя.Форма иглы
Форма иглы в звукоснимателе (картридже), которым укомплектован проигрыватель.
—
Коническая. Еще может иметь назвать сферическая. Наиболее простая разновидность игл для виниловых проигрывателей. Такие иглы стоят недорого, однако и качество звука при их использовании относительно невысокое — за счёт того, что форма иглы довольно слабо совпадает с формой канавки на пластинке.
—
Эллиптическая. Эллиптические иглы имеют более узкую форму по сравнению с коническими (сферическими), что улучшает контакт и позволяет, в частности, точнее воспроизводить высокие частоты, а также снижает износ пластинки. Благодаря неплохому соотношению стоимости и качества данный вариант весьма популярен.
—
Линейная. Наиболее продвинутая разновидность: остро заточенные иглы сложной формы, максимально точно повторяющие контуры бороздок на пластинке и имеющие наибольшую среди всех типов площадь контакта. Обратной стороной этого является сложность в производстве и, соответственно, высокая стоимость.
Уровень выходного сигнала
Уровень сигнала на выходе звукоснимателя, поставляемого в комплекте с проигрывателем, по сути — мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя на фонокорректор. Данный параметр необходим прежде всего в тех случаях, когда проигрыватель планируется подключать к внешнему фонокорректору: такое оборудование должно быть рассчитано на соответствующую мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя.
Прижимная сила
Сила нажима иглы на пластинку, на которую рассчитан комплектный звукосниматель (картридж).
Эта сила зависит от жёсткости (податливости) иглы: чем больше прижимная сила, тем, соответственно, жёстче картридж, тем менее он податлив. Также считается, что меньшая сила нажима меньше изнашивает запись, однако нельзя сказать, что «лёгкие» картриджи однозначно лучше — существует множество других нюансов. Так что на практике информация о силе нажима комплектного звукоснимателя необходима в основном на случай его замены. Как правило, в этих же пределах регулируется сила нажима, обеспечиваемая тонармом проигрывателя, так что новый картридж должен также быть рассчитан на те же значения прижимной силы — иначе есть вероятность, что проигрыватель не удастся правильно отъюстировать.
Вес звукоснимателя
Вес звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем.
Вес картриджа определяет особенности балансировки тонарма для выставления оптимальной прижимной силы. Впрочем, комплектные звукосниматели обычно оптимально совместимы с соответствующими тонармами, так что с юстировкой проигрывателя проблем не возникает. А вот при покупке сменного картриджа на данный параметр стоит обратить внимание: желательно, чтобы новый звукосниматель не слишком отличался по весу от комплектного, иначе диапазона регулировки тонарма может не хватить для правильного баланса.
Эффективная длина тонарма
Эффективная длина комплектного тонарма — расстояние от точки крепления (оси вращения) до иглы.
Данный показатель важен в первую очередь для поворотных тонармов: чем больше длина — тем ниже угловая погрешность, тем меньше несовпадение между направлением движения дорожки и продольной осью звукоснимателя (подробнее см. «Тип») и тем ниже уровень соответствующих искажений. Кроме того, большая длина снижает резонансную частоту и уменьшает вероятность появления искажений. С другой стороны, более длинный тонарм получается более тяжёлым, что требует определённых технических ухищрений и также может отрицательно повлиять на чистоту звука. Поэтому большая длина далеко не всегда является гарантией высокого качества — стоит обращать внимание ещё и на вес (см. ниже).
Переключение скоростей
Способ переключения скорости вращения диска, предусмотренный в проигрывателе.
—
Ручное. Данный вариант встречается только в моделях с ременным приводом (см. выше). Он предусматривает перебрасывание пассика на другой шкив, за счёт чего меняется передаточное число и, соответственно, скорость вращения. Подобный способ не так быстр и удобен, как автоматика, однако позволяет обойтись без лишних электронных схем (подобную особенность ценят многие аудиофилы, т.к. дополнительная электроника может создавать помехи и ухудшать качество звучания).
—
Электронное. Переключение скоростей, осуществляемое за счёт изменения параметров работы электродвигателя — как правило, пользователю достаточно нажать на кнопку или передвинуть регулятор. Такой способ намного быстрее и удобнее механического, а для моделей с прямым приводом (см. выше) вообще является единственным возможным вариантом. Однако электроника, отвечающая за переключение скорости, сказывается на стоимости проигрывателя и может стать источником дополнительных помех; впрочем, последнее можно компенсировать установкой управляющих схем во внешнем блоке питания (см. ниже).
Крышка
Наличие в конструкции проигрывателя либо пылезащитной
крышки, либо приспособлений для её установки (сама крышка при этом не входит в комплект).
И виниловые пластинки, и оборудование для их проигрывания требует защиты от пыли: оседая на дорожках, пыль приводит к появлению посторонних шумов и повышенному износу пластинок и иглы. В свете этого для обычного прослушивания музыки крайне рекомендуется иметь проигрыватель с крышкой — иначе придётся регулярно устраивать уборку. А вот для диджейской «вертушки» крышка, наоборот, является излишеством.