Модель
Модель звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем. Звукосниматель является одной из самых важных деталей любого винилового проигрывателя, именно от его качества во многом зависит качество получаемого звука. Зная название модели, можно найти подробные данные по ней и определить, насколько Вас устраивает конкретно этот картридж.
Форма иглы
Форма иглы в звукоснимателе (картридже), которым укомплектован проигрыватель.
—
Коническая. Еще может иметь назвать сферическая. Наиболее простая разновидность игл для виниловых проигрывателей. Такие иглы стоят недорого, однако и качество звука при их использовании относительно невысокое — за счёт того, что форма иглы довольно слабо совпадает с формой канавки на пластинке.
—
Эллиптическая. Эллиптические иглы имеют более узкую форму по сравнению с коническими (сферическими), что улучшает контакт и позволяет, в частности, точнее воспроизводить высокие частоты, а также снижает износ пластинки. Благодаря неплохому соотношению стоимости и качества данный вариант весьма популярен.
—
Линейная. Наиболее продвинутая разновидность: остро заточенные иглы сложной формы, максимально точно повторяющие контуры бороздок на пластинке и имеющие наибольшую среди всех типов площадь контакта. Обратной стороной этого является сложность в производстве и, соответственно, высокая стоимость.
Уровень выходного сигнала
Уровень сигнала на выходе звукоснимателя, поставляемого в комплекте с проигрывателем, по сути — мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя на фонокорректор. Данный параметр необходим прежде всего в тех случаях, когда проигрыватель планируется подключать к внешнему фонокорректору: такое оборудование должно быть рассчитано на соответствующую мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя.
Прижимная сила
Сила нажима иглы на пластинку, на которую рассчитан комплектный звукосниматель (картридж).
Эта сила зависит от жёсткости (податливости) иглы: чем больше прижимная сила, тем, соответственно, жёстче картридж, тем менее он податлив. Также считается, что меньшая сила нажима меньше изнашивает запись, однако нельзя сказать, что «лёгкие» картриджи однозначно лучше — существует множество других нюансов. Так что на практике информация о силе нажима комплектного звукоснимателя необходима в основном на случай его замены. Как правило, в этих же пределах регулируется сила нажима, обеспечиваемая тонармом проигрывателя, так что новый картридж должен также быть рассчитан на те же значения прижимной силы — иначе есть вероятность, что проигрыватель не удастся правильно отъюстировать.
Вес звукоснимателя
Вес звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем.
Вес картриджа определяет особенности балансировки тонарма для выставления оптимальной прижимной силы. Впрочем, комплектные звукосниматели обычно оптимально совместимы с соответствующими тонармами, так что с юстировкой проигрывателя проблем не возникает. А вот при покупке сменного картриджа на данный параметр стоит обратить внимание: желательно, чтобы новый звукосниматель не слишком отличался по весу от комплектного, иначе диапазона регулировки тонарма может не хватить для правильного баланса.
Фонокорректор
Фонокорректором называют предусилитель особой конструкции, используемый при работе со звукоснимателями для виниловых пластинок. Изначально звук на таких пластинках записан с искажением амплитудно-частотной характеристики, а именно с нарастанием громкости от низких частот к высоким; это связано с техническими особенностями процесса записи. Соответственно, фонокорректор не только усиливает сигнал до уровня, достаточного для подачи на усилитель мощности, но также корректирует амплитудно-частотную характеристику, «вытягивая» басы и снижая громкость ВЧ. А
встроенный фонокорректор позволяет подключать проигрыватель к усилителю мощности напрямую, без использования промежуточного оборудования. Правда, по характеристикам встроенные предусилители-корректоры уступают внешним. Поэтому в некоторых моделях с данной функцией может предусматриваться
режим «байпас», позволяющий пускать сигнал в обход встроенного фонокорректора на внешний, более продвинутый. А также встречаются и вовсе
проигрыватели винила без фонокорректора.
Регулировка темпа
Наличие в проигрывателе электронного модуля, позволяющего изменять тональность проигрываемого звука, иными словами — делать его выше или ниже на определенный интервал, проще говоря изменять скорость проигрывания. Также данная функция известна как
«контроллер питча».. Она актуальна прежде всего для диджейских «вертушек», поскольку позволяет сводить треки, записанные в разных тональностях. Некоторые домашние проигрыватели также имеют регулятор темпа, однако его возможности значительно скромнее, а реальная необходимость в подобной функции возникает редко.
Подключение
—
Порт USB B. Разъем, предназначенный для подключения проигрывателя к компьютеру в качестве периферийного устройства. Такое подключение применяется в основном для переписывания виниловых пластинок в цифровой аудиоформат, например MP3. При этом компьютерная обработка позволяет «почистить» запись от щелчков и других посторонних помех; необходимое для этого ПО может даже поставляться в комплекте.
—
Bluetooth. Наличие встроенного модуля Bluetooth в конструкции проигрывателя. Данная технология предназначена для прямой беспроводной связи с другими устройствами на расстоянии до 10 м. Возможности такой связи могут быть разными, в зависимости от поддерживаемых протоколов Bluetooth. Наиболее популярное применение этой функции в проигрывателях — трансляция звука на беспроводные наушники или колонки. Такое подключение может несколько уступать проводному по качеству звука, зато не требует возни с кабелями и подбора совместимых разъемов; а разница в качестве чаще всего непринципиальна, особенно с учетом особенностей звука с винила. Технически возможны и другие варианты использования Bluetooth — например, дистанционное управление со смартфона или планшета — однако они встречаются крайне редко.
—
Аудиовход. Наличие аудиовхода в конструкции проигрывателя; обычно в данном случае подразумевается линейный аналоговый аудиовход. В разных моделях он может исп
...ользовать разные типы разъемов — например, 3.5 мм mini-Jack или «тюльпаны» RCA. Однако, независимо от типа разъёма, назначение такого входа везде одинаково — он предназначен для подключения внешнего источника звука и обработки этого звука встроенными инструментами проигрывателя. Например, к аудиовходу можно подсоединить портативный плеер и вывести звук через встроенный усилитель «вертушки».
— Цифровой аудиовыход. Наличие цифрового аудиовыхода в конструкции проигрывателя. Как правило, этот выход выполняется в виде разъема S/P-DIF — оптического или электронного; первый вариант меньше подвержен помехам, второй — не требует особой деликатности при обращении с кабелем. Данный разъём может пригодиться для подключения к проигрывателю внешних аудиоустройств с цифровыми входами. В некоторых случаях цифровое подключение предпочтительнее аналогового — например, если линейных входов во внешнем устройстве нет или они все заняты. В то же время цифровой интерфейс требует наличия в «вертушке» аналого-цифрового преобразователя, а это — дополнительные электронные схемы и потенциальный источник помех. Поэтому в аппаратуре аудиофильского класса подобные выходы не используются.
— Выход на наушники. Наличие отдельного выхода на наушники в конструкции проигрывателя. Обычно такой выход использует разъем 3.5 мм mini-Jack либо 6.35 мм Jack. Первая разновидность встречается в большинстве современных наушников, вторая более надежна и характерна для профессиональных моделей; при этом оба интерфейса совместимы через простейший переходник. В любом случае подключение наушников может пригодиться в двух ситуациях: когда желательно соблюдать тишину и не беспокоить музыкой окружающих, либо наоборот, когда вокруг шумно и звук из колонок был бы плохо слышен. Теоретически второй вариант применения популярен среди ди-джеев — в общем звуке важно слышать, что именно играет в данный момент «вертушка». Однако на практике ди-джеи предпочитают подключать «уши» не к самому проигрывателю, а к внешней аппаратуре. Поэтому собственный выход на наушники характерен в основном для моделей потребительского класса.Частота дискретизации АЦП
Частота дискретизации аналого-цифрового преобразователя, установленного в проигрывателе. Для прослушивания винила по обычной схеме (картридж – фонокорректор – усилитель мощности – акустика) преобразование аналогового сигнала, поступающего со звукоснимателя, в цифровой формат не требуется. Эта функция (и, соответственно, характеристики АЦП) актуальны лишь при записи на компьютер или сменный носитель, а также при применении цифрового аудиовыхода (см. «Возможности»).
Аналоговый звук при оцифровке раскладывается на отдельные «кусочки» (сэмплы), и данные по каждому сэмплу записываются в цифровом виде. Частота дискретизации описывает, сколько сэмплов приходится на каждую секунду конвертируемого звука; чем она выше (при прочих равных) — тем ближе к оригиналу будет цифровой аудиосигнал. Самые скромные преобразователи в современных «вертушках» способны работать на частоте дискретизации 44 (точнее, 44,1) кГц — качество такой записи соответствует Audio CD и уже может быть неотличимо от высококлассного винила. А в наиболее продвинутых этот показатель достигает 48 кГц (уровень DVD и DAT).