Модель
Модель звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем. Звукосниматель является одной из самых важных деталей любого винилового проигрывателя, именно от его качества во многом зависит качество получаемого звука. Зная название модели, можно найти подробные данные по ней и определить, насколько Вас устраивает конкретно этот картридж.
Форма иглы
Форма иглы в звукоснимателе (картридже), которым укомплектован проигрыватель.
—
Коническая. Еще может иметь назвать сферическая. Наиболее простая разновидность игл для виниловых проигрывателей. Такие иглы стоят недорого, однако и качество звука при их использовании относительно невысокое — за счёт того, что форма иглы довольно слабо совпадает с формой канавки на пластинке.
—
Эллиптическая. Эллиптические иглы имеют более узкую форму по сравнению с коническими (сферическими), что улучшает контакт и позволяет, в частности, точнее воспроизводить высокие частоты, а также снижает износ пластинки. Благодаря неплохому соотношению стоимости и качества данный вариант весьма популярен.
—
Линейная. Наиболее продвинутая разновидность: остро заточенные иглы сложной формы, максимально точно повторяющие контуры бороздок на пластинке и имеющие наибольшую среди всех типов площадь контакта. Обратной стороной этого является сложность в производстве и, соответственно, высокая стоимость.
Уровень выходного сигнала
Уровень сигнала на выходе звукоснимателя, поставляемого в комплекте с проигрывателем, по сути — мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя на фонокорректор. Данный параметр необходим прежде всего в тех случаях, когда проигрыватель планируется подключать к внешнему фонокорректору: такое оборудование должно быть рассчитано на соответствующую мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя.
Прижимная сила
Сила нажима иглы на пластинку, на которую рассчитан комплектный звукосниматель (картридж).
Эта сила зависит от жёсткости (податливости) иглы: чем больше прижимная сила, тем, соответственно, жёстче картридж, тем менее он податлив. Также считается, что меньшая сила нажима меньше изнашивает запись, однако нельзя сказать, что «лёгкие» картриджи однозначно лучше — существует множество других нюансов. Так что на практике информация о силе нажима комплектного звукоснимателя необходима в основном на случай его замены. Как правило, в этих же пределах регулируется сила нажима, обеспечиваемая тонармом проигрывателя, так что новый картридж должен также быть рассчитан на те же значения прижимной силы — иначе есть вероятность, что проигрыватель не удастся правильно отъюстировать.
Модель
Модель тонарма — подвижного рычага, на котором крепится звукосниматель — поставляемого в комплекте с проигрывателем. Тонарм отвечает за правильное положение иглы и точность её движения по канавкам, что является критичным для качества звука. Поэтому многие меломаны стараются уточнять не только общие данные по тонарму, но и его специфические особенности в каждой конкретной «вертушке»; для того, чтобы можно было найти эту информацию, в характеристиках и приводится название тонарма.
Фонокорректор
Фонокорректором называют предусилитель особой конструкции, используемый при работе со звукоснимателями для виниловых пластинок. Изначально звук на таких пластинках записан с искажением амплитудно-частотной характеристики, а именно с нарастанием громкости от низких частот к высоким; это связано с техническими особенностями процесса записи. Соответственно, фонокорректор не только усиливает сигнал до уровня, достаточного для подачи на усилитель мощности, но также корректирует амплитудно-частотную характеристику, «вытягивая» басы и снижая громкость ВЧ. А
встроенный фонокорректор позволяет подключать проигрыватель к усилителю мощности напрямую, без использования промежуточного оборудования. Правда, по характеристикам встроенные предусилители-корректоры уступают внешним. Поэтому в некоторых моделях с данной функцией может предусматриваться
режим «байпас», позволяющий пускать сигнал в обход встроенного фонокорректора на внешний, более продвинутый. А также встречаются и вовсе
проигрыватели винила без фонокорректора.
Диапазон частот
Диапазон частот, которые проигрыватель способен выдавать на выход при использовании штатного звукоснимателя.
Чем обширнее частотный диапазон — тем полнее будет картина звука, тем меньше низких и/или высоких частот останется за кадром. Однако с практической точки зрения расширять диапазон за пределы значений 16 – 22000 Гц, не имеет смысла — именно в этих пределах слышит звук человеческое ухо (да и то не всякое). В высококлассной аудиотехнике, включая проигрыватели, встречаются и более обширные диапазоны; однако такие характеристики являются своего рода «побочным эффектом» высококлассной техники, который производители используют в рекламных целях.
Кроме того, отметим, что обширный диапазон частот ещё не является гарантией высококачественного звучания: звуковая картина зависит от множества других параметров, начиная от амплитудно-частотной характеристики и заканчивая посторонними наводками.
Отношение сигнал/шум
Соотношение между полезным сигналом и посторонними шумами на выходе проигрывателя. В просторечии называется также «электрический шум» (хотя это не совсем верно).
Чем выше этот показатель — тем тише шумы (полностью устранить их невозможно), тем более чистым будет сигнал. В случае виниловых проигрывателей считается, что отношение сигнал/шум должно составлять не менее 50 дБ; а в наиболее высококачественных устройствах оно может превышать 90 дБ.
Отметим, что в данном пункте дополнительно может указываться значение механического шума. Несмотря на схожесть в названии, это совсем другой показатель — он описывает громкость посторонних звуков, выдаваемых мотором, приводом и другими движущимися частями «вертушки». Соответственно, для механического шума чем меньше децибел — тем лучше. Оценить его приблизительный уровень можно по специальным сравнительным таблицам.
Коэффициент детонации
Максимальный коэффициент детонации, которому подвержен проигрыватель в нормальных условиях.
Детонацией в данном случае называют искажения звучания, связанные с кратковременными периодическими неравномерностями вращения диска. Чем ниже коэффициент детонации — тем ниже уровень подобных искажений; считается, что для техники аудиофильского класса он не должен превышать 0,2%, хотя в более скромных моделях может быть и выше.
Отметим, что для разных скоростей воспроизведения коэффициенты детонации также могут быть разными. Производители в таких случаях могут указывать минимальное значение, притом что оно может достигаться не на привычных 33 об/мин, а на 45 или даже 78 об/мин. Поэтому при выборе высококлассной «вертушки» не помешает уточнить этот момент.