Покрытие карты
Регион мира, для которого доступны картографические данные на навигационном устройстве. Покрытие карты определяет, какие географические области и страны могут быть отображены и использованы для навигации на конкретном устройстве. Отметим, что покрытие может варьироваться по детализации и содержанию: некоторые предустановленные карты могут содержать подробную информацию о дорогах, достопримечательностях, магазинах, автозаправочных станциях и тому подобных объектах в глобальном масштабе, в то время как другие нередко ограничиваются базовой дорожной сетью для отдельной страны или региона.
Для удобства поиска подходящего решения по покрытию карты регистраторы можно условно разделить на несколько подкатегорий по территориальному признаку:
Европа,
Африка,
весь мир.
Пожизненное обновление карт
Наличие
пожизненного обновления карт в данной модели навигатора.
Покупая навигатор с такой особенностью, пользователь приобретает еще и подписку на обновления карт, поставляемых в комплекте. Подобная подписка, по сути, является бессрочной: обновления доступны все время, пока навигатор вообще работает. Таким образом, данная услуга позволяет постоянно иметь в своем распоряжении самые свежие карты. Встречается она преимущественно в автомобильных и мотоциклетных моделях: именно для этих областей применения регулярные обновления наиболее актуальны, т. к. дорожная обстановка может изменяться очень быстро. Правда, стоит учитывать, что стоимость подписки на обновления закладывается в цену устройства и сказывается на ней, иногда — весьма заметно.
Количество путевых точек
Максимальное количество путевых точек, которые можно сохранить в навигаторе.
Путевая точка — это точка на карте с определенными координатами, заданными пользователем. Такие точки можно использовать как для обозначения отдельных важных мест (работы/дома, регулярно посещаемых учреждений в городе, лагеря или родника на природе и т. п.), так и при прокладке маршрутов (путевыми точками удобно обозначать промежуточные пункты, через которые обязательно должен проходить маршрут). Чем больше точек способен «запомнить» навигатор — тем шире его возможности; в наиболее продвинутых моделях это количество может достигать 10 000 и даже более. С другой стороны, обширная память и стоить будет дороже.
Функции навигации (ассистенты)
Специальные навигационные функции, предусмотренные в приборе.
—
Ограничение скорости. Функция, позволяющая использовать навигатор для получения данных об ограничении скоростного режима на той или иной дороге. Чаще всего ограничение скорости применяется в режиме оперативных подсказок: прибор заранее предупреждает водителя о приближении к участку дороги, на котором скоростной режим отличается от текущего, а также выдает предупреждение в том случае, если водитель разгоняется сверх допустимого предела. Это может предотвратить не только неприятный разговор с дорожной полицией, но и серьезное ДТП.
—
Пробки в реальном времени. Функция, позволяющая водителю видеть на экране прибора данные о дорожном трафике в реальном времени. Как правило, в моделях с функцией отслеживания пробок выдается подробная информация об интенсивности дорожного движения в целом. Причем эта информация отслеживается и обновляется постоянно, в режиме реального времени, и сразу же учитывается навигатором — вплоть до того, что при возникновении затруднений на заранее проложенном маршруте устройство может автоматически перепроложить его в объезд заторов. В то же время стоит учесть, что данные о пробках в реальном времени передаются обычно через сеть TMC (см. «TMC-приемник»), а она имеется далеко не везде.
—
GPS-информатор. Функция для снабжения водителя различной полезной информаци
...ей, связанной с текущим местонахождением. В соответствии с названием, координаты при этом определяются при помощи GPS. Один из наиболее распространенных способов применения информатора — предупреждение о приближении к дорожным камерам, стационарным постам дорожной полиции и системам контроля скоростного режима. Помимо этого, могут предусматриваться и другие функции — например, информирование о выезде на участок дороги с повышенной аварийностью или отдельной крупной яме на дорожном полотне. Для работы GPS-информатора в память прибора вносится база данных по соответствующим объектам. При покупке навигатора не помешает уточнить, что именно содержит эта база, насколько она свежа и допускается ли возможность ее обновления.
— Выбор полосы движения. Функция, предоставляющая водителю подсказки касательно выбора полосы движения. Такие подсказки делают движение более удобным и безопасным: навигатор заранее предупреждает водителя о необходимости сменить полосу для поворота/разворота (или наоборот, для того, чтобы проехать мимо поворота прямо). Это позволяет избежать «промахов» на дороге и экстренных перестроений, которые нередко создают аварийные ситуации. Особенно актуальна данная функция для сложных развязок на многополосных трассах.
— Парковки в реальном времени. В соответствии с названием, эта функция позволяет определять наличие поблизости возможностей для парковки транспортного средства. Кроме того, навигаторы с поддержкой функции парковки в реальном времени способны выводить еще и различную вспомогательную информацию, например, тип парковки, стоимость стоянки, способы оплаты и т.п.
— Обратный путь. Функция использования записи пройденного пути как маршрута для возврата от точки финиша к точке старта. Благодаря ей пользователь может вернуться назад тем же путем, по которому он добрался до текущей точки. Подобная возможность особенно важна в условиях сложной местности и отсутствия дорог — например, во время туристических походов или поездок на джипах по бездорожью: возвращаться уже разведанным путем нередко бывает проще и безопаснее, чем искать новый маршрут. Собственно, обратный путь встречается в основном среди универсальных карманных навигаторов (см. «Область применения»), хотя бывают и исключения — например, те же автомобильные модели.
— «Где я?». Функция, помогающая пользователю определить свое текущее местонахождение. При этом речь идет не только о точке на карте и географических координатах — кроме этих данных навигатор при включении функции «Где я?» выводит различную дополнительную информацию: адрес ближайшего здания, данные о ближайшем перекрестке, находящихся поблизости важных объектах (заправках, больницах, отделениях полиции и т.п.).
— Цены на АЗС в реальном времени. Функция, предоставляющая информацию о текущих ценах на топливо на различных заправочных станциях по маршруту поездки. Она может оказаться полезной для водителей, так как позволяет находить наиболее выгодные или ближайшие АЗС для заправки и экономии денег.
— Погода в реальном времени. Функция, позволяющая навигатору получать данные о погоде в реальном времени. Это может быть как информация о текущих погодных условиях в том или ином месте на карте, так и прогноз на определенный срок. Помимо базовой информации о погоде (температура, осадки, ветер, влажность, туман и т.п.), в рамках данного сервиса могут поддерживаться расширенные данные — штормовые предупреждения, сообщения о наводнениях или оползнях. Необходимые данные могут поступать разными способами — чаще всего через спутник или специальный радиоканал. Эти подробности стоит уточнять отдельно.
— Наблюдение за детьми. Функция, позволяющая водителю при помощи экрана навигатора наблюдать за задним сиденьем машины, не оборачиваясь и не отвлекаясь от дороги. Чаще всего она используется для наблюдения за ребенком, который находится на заднем сидении. Разумеется, для использования функции наблюдения за детьми потребуется не только навигатор, но и совместимая с ним камера.TMC-приемник
Наличие
TMC-приемника в конструкции навигатора.
TMC (Traffic Message Channel) — это технология передачи информации о неблагоприятных ситуациях на дорогах — пробках, авариях, погодных условиях и т.п. Передачи чаще всего осуществляются в FM-диапазоне аналогично обычному радиовещанию; таким образом, для получения важной дорожной информации не нужно заходить в Интернет, хотя некоторые услуги TMC и могут быть платными.
Стоит иметь в виду, что для использования TMC необходима сеть соответствующих станций. Такие сети существуют во многих европейских государствах, однако на постсоветском пространстве их развитие началось сравнительно недавно. Поэтому перед покупкой навигатора с данной функцией нужно уточнить, имеется ли TMC-покрытие в вашем регионе.
Дисплей
Параметры дисплея, установленного в навигаторе.
— Диагональ дисплея. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее будет представлена эта информация. С другой стороны, размеры дисплея заметно сказываются на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем выше разрешение (при той же диагонали) — тем более детализированное и четкое изображение способен выдать экран. К тому же на дисплеях высокого разрешения лучше видны мелкие детали, что повышает комфорт просмотра информации. Слишком высокого разрешения для дисплеев GPS-навигаторов обычно не требуется: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 800х480 пикселей при размерах экрана по диагонали порядка 6” считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Тип матрицы. Этот параметр указывается в основном для тех случаев, когда экран использует высококлассную матрицу типа
IPS. Данная технология обеспечивает высокое качество цветопередачи, хорошую яркость и обширные углы обзора, к тому же IPS-экраны относительно недорого обходятся в производстве.
— Сенсорный. Поддержка экраном сенсорного управления. Отдавать команды устройству можно прикосновениями к значкам на самом дисплее — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление открывае
...т гораздо больше возможностей, чем классическое, и обеспечивает гибкость работы с навигатором. В частности, прикосновениями к экрану можно задавать точки на маршруте, приближать или отдалять карту и т.п.
— Цветность. Данный параметр определяет, относится экран к цветным или монохромным (черно-белым). Черно-белые дисплеи просты, недороги, потребляют немного энергии и вполне подходят для отображения базовой навигационной информации. В то же время цветные экраны более функциональны: на картах нередко используется выделение отдельных объектов при помощи разных цветов, что было бы недоступно на монохромных дисплеях. Как следствие, черно-белые экраны среди современных навигаторов встречаются довольно редко — в основном среди наиболее компактных и недорогих моделей.
— Подсветка. Наличие в экране собственной системы подсветки. Данная функция делает устройство независимым от внешнего освещения: подсвеченное изображение будет нормально видно как в сумерках, так и даже в полной темноте. Также стоит отметить, что во многих ЖК-экранах подсветка имеется по умолчанию, активируется она вместе с включением самого экрана и работает независимо от внешнего освещения — без нее изображение на матрице просто невозможно было бы разглядеть. В частности, такой принцип работы используется в матрицах типа IPS, которые обрели популярность в современной портативной электронике (включая навигаторы).Дополнительно
—
GSM/GPRS-модуль. Встроенный модуль беспроводной сотовой связи, аналогичный тем, что установлены в мобильных телефонах стандарта GSM. Однако, в отличие от телефонов, в GPS-навигаторах такая связь предназначена исключительно для доступа в Интернет. Чаще всего она используется для получения информации о пробках на дорогах, хотя в некоторых продвинутых моделях может быть предусмотрена возможность полноценного просмотра Интернет-страниц через встроенный браузер. Для использования GSM/GPRS-модуля, как и в случае с мобильным телефоном, необходимо приобрести SIM-карту мобильного оператора.
—
Цифровая камера. Наличие у навигатора собственной цифровой камеры; в некоторых моделях таких камер может быть даже две, с обеих сторон корпуса. Конкретный функционал цифровой камеры (камер) может быть разным, в зависимости от возможностей самого устройства. Так, большинство моделей с функцией видеорегистратора используют именно встроенную камеру (подробнее см. «Встроенный видеорегистратор»). При наличии телефонного модуля (см. соответствующий пункт) камера может пригодиться для видеосвязи. Многие навигаторы с данной функцией можно применять и для классической фото/видеосъемки; качество изображения, правда, обычно оказывается сравнительно невысоким.
—
Видеопроигрыватель. Возможность использования навигатора для воспроизведения видеофайлов. Как правило, речь идет о проигрывани
...и видео на собственном дисплее — соответственно, сам дисплей для этого делается цветным и довольно крупным. Данная функция встречается в основном среди автомобильных навигаторов (см. «Область применения»), ее особенно ценят водители, которым приходится много времени проводить в ожидании — в частности, таксисты и дальнобойщики.
— Голосовое управление. Возможность управления навигатором при помощи голосовых команд. Данная функция особенно удобна для автомобильных и мотоциклетных устройств: она позволяет управлять устройством, не снимая рук с управления и не отвлекаясь от дороги. Правда, перед покупкой такой модели не помешает уточнить, какие именно языки для голосового управления она поддерживает.
— Воспроизведение изображений. Возможность использовать экран навигатора для просмотра графических файлов; по умолчанию подразумевается поддержка JPG, другие графические форматы встречаются несколько реже. Навигатор с такой функцией можно использовать в качестве цифровой фоторамки — подключить внешний носитель и просматривать картинки напрямую, без участия компьютера. Эта функция может пригодиться, например, для просмотра отснятых во время путешествия фото (когда не хочется ждать возвращения к компьютеру), или для более специфических целей — например, уточнения навигационных данных по скану бумажной карты.
— MP3-плеер. Возможность воспроизведения навигатором аудиофайлов (чаще всего формата MP3, отсюда и название). Воспроизведение может происходить через наушники или внешнюю аудиосистему (если предусмотрена возможность их подключения) либо через собственный динамик навигатора. Храниться такие файлы могут в собственной флэш-памяти устройства либо на сменных картах памяти.
— FM-трансмиттер. Маломощный FM-передатчик с эффективной дальностью в несколько метров. Является одним из простейших способов подключения навигатора к акустической системе автомобиля — достаточно настроить FM-приемник автомагнитолы на частоту трансмиттера. Таким образом можно использовать автомобильную акустику, например, для воспроизведения голосовых подсказок, музыки (см. MP3-плеер) или звуковой дорожки воспроизводимого фильма (см. Видеопроигрыватель).
— Барометр. Вспомогательная функция, позволяющая измерять атмосферное давление. Часто применяется как дополнительный инструмент в навигаторах с функцией измерения высоты по сигналам со спутников — это обеспечивает повышенную точность получаемых данных. Кроме того, данные с барометра могут пригодиться при прогнозировании погоды на ближайшее время: к примеру, резкое падение давления обычно означает ухудшение погоды — вплоть до шторма или даже урагана.Интерфейсы
—
Wi-Fi. Технология, изначально предназначенная для подключения к Интернету через беспроводные точки доступа; с этой же целью Wi-Fi чаще всего используется и в навигаторах. Отметим, что роль точки доступа может не только стационарный роутер, но и смартфон — многие подобные гаджеты имеют соответствующий режим. А вот конкретные возможности такого подключения могут быть разными. Одна из самых популярных функций — загрузка свежих данных о пробках и других особенностях дорожной ситуации (см. «Функции»). Помимо этого, в навигаторах может предусматриваться обновление карт и прошивки через Интернет. А у моделей с полноценными ОС (см. «Операционная система») способы применения Wi-Fi весьма разнообразны: веб-серфинг, доступ к соцсетям и мессенджерам, «социальные» игры, предполагающие общение с другими игроками, и т. п. По сути, в навигаторах с ОС возможности Wi-Fi ограничиваются лишь набором установленных приложений.
—
USB. Наличие в устройстве разъема USB. Чаще всего современные навигаторы оснащаются компактными портами вроде miniUSB или microUSB, а основным назначением таких портов является зарядка аккумулятора и подключение к компьютеру — например, для обновления карт. В наиболее продвинутых моделях может также предусматриваться подключение внешней периферии (например, флешки с обновлением карт или 3G-модема для доступа в Интернет), однако подобные возможности встречаются довольно редко, в основном среди нав
...игаторов с полноценной ОС (см. «Операционная система»).
— Слот для карт памяти. Приспособление для чтения сменных карт памяти — чаще всего в форм-факторе SD или microSD; конкретные типы поддерживаемых карт стоит уточнять отдельно. Такое приспособление (картридер) выполняет две основные функции. Во-первых, оно позволяет расширить встроенную память навигатора, дополнив ее внешним носителем; при этом вместимость карты можно выбрать на свое усмотрение (с учетом максимального объема — см. ниже). Во-вторых, картридер облегчает обмен данными с другими устройствами — смартфонами, планшетами, ноутбуками и т. п.; это может пригодиться, к примеру, для загрузки карт и других навигационных данных, для копирования записанных треков и т. п. Конкретный функционал картридера стоит уточнять отдельно.
— Выход на наушники. Наличие в навигаторе специального разъема для подключения наушников. Обычно роль такого выхода играет стандартный порт 3.5 мм. Наушники могут применяться для любых задач, связанных со звуковым сопровождением — голосовых подсказок, разговора по телефону или через Интернет (по Skype, Viber и т.п.), прослушивания музыки и просмотра видеороликов и т. п. (в зависимости от того, какие функции предусмотрены в самом навигаторе). При этом «уши» особенно удобны в двух ситуациях: в шумной обстановке, когда динамик навигатора может быть не слышен за фоновыми звуками, а также тогда, когда желательно избежать лишних звуков (например, если в машине спят пассажиры).
— Bluetooth. Технология беспроводной связи, разработанная для прямого соединения различных устройств друг с другом. Способ применения такого соединения может быть разным, один из наиболее популярных вариантов в навигаторах — подключение беспроводной гарнитуры. Через такую гарнитуру можно слышать голосовые подсказки навигатора и отдавать ему команды, общаться по телефону, слушать музыку и т. п. (конкретные возможности, разумеется, зависят от функционала самого навигатора). Правда, гарнитуры дороже проводных наушников и имеют ограниченное время работы (периодически нужно заряжать аккумулятор); зато они заметно удобнее.
— ANT+. Данный стандарт применяется преимущественно для передачи информации спортивного и медицинского характера — частоты пульса, пройденного расстояния, скорости движения и т. п. Отличается низким энергопотреблением, однако имеет невысокую пропускную способность — до 60 кбит/с. Для работы ANT+ его должен поддерживать не только гаджет, но и смартфон или другое устройство, к которому он подключен. При этом отметим, что, помимо прямого соединения с внешним девайсом, данный стандарт позволяет строить сети из ANT+-совместимых устройств — в т.ч. встраивать их в системы «умного дома».
— AV-вход. Вход для подключения композитного (аудио+видео) аналогового сигнала. При наличии такого входа к навигатору можно подключить внешний источник сигнала, например портативный DVD-плеер, камеру заднего вида (в автомобильных навигаторах), эхолот (в морских) и т. п.Макс. объем карты памяти / флешки
Максимальный объем карты памяти или USB-накопителя (флешки), поддерживаемый навигатором.
Сменные носители могут применяться с разными целями: загрузка карт и программных обновлений, выгрузка пройденных треков, проигрывание или копирование музыки и фильмов (в моделях с соответствующими возможностями) и т. п. Конкретные варианты применения таких носителей для каждой модели стоит уточнять отдельно. А ограничения по объему связаны в первую очередь с тем, что более вместительные карты памяти и флешки требуют более мощной аппаратной «начинки». Так что превышать это ограничение не стоит: в лучшем случае накопитель будет работать некорректно, в худшем — возможны аппаратные поломки.