Потребляемая мощность
Потребляемая мощность сварочного аппарата, выраженная в киловольт-амперах.
кВА — единица мощности, применяемая в сварочных аппаратах наряду с более традиционными киловаттами. Физический смысл обеих единиц один и тот же — ток, умноженный на напряжение; однако ими обозначаются разные параметры. Так, в киловаттах записывают лишь часть общей потребляемой мощности — активную мощность (идет на совершение работы и на потери за счет нагрева отдельных деталей); по этому показателю удобно рассчитывать практические возможности аппарата. А киловольт-амперами обозначают общее энергопотребление — оно учитывает также реактивную мощность (идет на потери в катушках и конденсаторах при работе схем переменного тока). Эти данные удобны для расчета общей нагрузки на сеть или другой источник питания.
Полная потребляемая мощность в кВА всегда будет больше мощности в кВт. Однако некоторые производители идут на хитрость и указывают полную мощность не на полной, а на частичной (например, половинной) нагрузке. Это создает впечатление экономичности, однако является некорректным с технической точки зрения. Что касается соотношения энергопотреблений, то активная мощность в кВт чаще всего на 20 – 30 % ниже полной мощности в кВА. Так что по киловольт-амперам вполне можно оценить и рабочие характеристики агрегата.
Что касается конкретных значений, то в наиболее скромных моделях они
не превышают 3 кВА. Показатель
до 5 кВА...считается невысоким, до 7 кВА — средним, а в наиболее мощных агрегатах потребляемая мощность может достигать 10 кВА и даже более.Макс. ток сварки
Наибольший ток, который сварочный аппарат способен выдать через электроды при работе. В целом чем выше этот показатель — тем более толстые электроды способно использовать устройство и тем больше толщина деталей, с которыми оно может работать. Разумеется, не всегда имеет смысл гнаться за высокими токами — тонким деталям они скорее повредят. Однако если Вам предстоит иметь дело с масштабными работами и большой толщиной свариваемых материалов, без аппарата с соответствующими характеристиками просто не обойтись. Оптимальные сварочные токи в зависимости от материалов, вида работ (см. «Вид сварки»), типа электродов и т.п. можно уточнить по специальным таблицам. Что касается конкретных значений, то в наиболее «слабых» моделях максимальный ток
не достигает и 100 А, в наиболее мощных он может превышать
225 А и даже
250 А.
Дополнительно
—
Горячий старт (Hot Start). Функция, облегчающая зажигание дуги: при прикосновении электрода к месту сварки сварочный ток на короткое время повышается, а при выходе аппарата на режим — возвращается к стандартным параметрам.
—
Форсирование дуги (Arc Force). Аппараты с этой функцией способны увеличивать сварочный ток при критическом сокращении расстояния между электродом и свариваемыми деталями. Благодаря этому повышается скорость плавления электрода и глубина сварочной ванны, что позволяет избежать залипания.
—
Защита от залипания (Anti-Stick). В данном случае подразумевается защитная мера на тот случай, если залипания электрода избежать всё же не удалось: автоматика сварочного аппарата значительно снижает сварочный ток (или вообще отключает его), что позволяет с лёгкостью отсоединить электрод, а кроме того — избежать излишних затрат энергии и перегрева устройства.
—
Снижение напряжения х. х. (VRD). Данная функция используется для того, чтобы заметно снизить напряжение холостого хода аппарата. При включении VRD на разомкнутые электроды поступает не стандартное напряжение в несколько десятков или даже сотен вольт, а всего 9 – 12 В. При этом рабочие параметры восстанавливаются автоматически — при прикосновении электрода к заготовке и возникновении высокого тока; а при потухании дуги напряжение вновь падает до ми
...нимальных значений. Подобный формат работы дает два основных преимущества. Во-первых, он обеспечивает дополнительную безопасность: в частности, замыкание контактов рукой или другой частью тела не приводит к серьезному поражению электротоком, к тому же снижается риск такого поражения при повышенной влажности. Во-вторых, сниженное напряжение способствует экономии энергии.
— Импульсная сварка. Как правило, здесь подразумевается дуговая сварка в среде защитных газов (MIG/MAG или TIG), осуществляемая в так называемом импульсном режиме. При таком формате работы основной сварочный ток, сравнительно невысокий, дополняется импульсами высокой силы (в 7 – 10 раз выше фонового тока), которые следуют с частотой несколько десятков в секунду. Существуют также различные модификации импульсного режима, с более сложным управлением токами; однако базовый принцип остается тем же. В любом случае достоинствами импульсной сварки являются равномерность как самой дуги, так и полученного шва, а также улучшение общего качества соединения: импульсы способствуют перемешиванию металла в сварочной ванне и устранению пор, оксидов и других дефектов. Недостаток данной функции традиционен — увеличение стоимости сварочных аппаратов.
— 2/4-тактный режим. Возможность выбирать режим управления аппаратом — двухтактный или четырехтактный. Это позволяет дополнительно подстроить управление под особенности ситуации. Напомним, в двухтактном режиме аппарат работает, пока нажата кнопка, и отключается при ее отпускании; это удобно прежде всего для коротких швов и других аналогичных задач, когда сварку не нужно держать включенной долго. В свою очередь, при четырехтактном формате управления первое нажатие-отпускание включает сварку, второе — отключает. Такой способ бывает незаменим при длительных работах, когда постоянно держать кнопку нажатой было бы утомительно.
— Cинергетическое управление. Функция, применяемая в основном при работе в описанном выше импульсном режиме. Синергетическое управление также можно назвать «интеллектуальным»: оно осуществляется при помощи встроенных электронных микроконтроллеров, которые управляют большинством настроек и автоматически меняют их при необходимости. На практике это выглядит следующим образом: сварщику достаточно задать ряд вводных (тип и толщина материала, состав защитного газа, толщина проволоки и т. п.), и на основании этого аппарат автоматически подберет оптимальные рабочие параметры (выходное напряжение, конфигурацию импульсов, скорость подачи проволоки и др.). При этом если по ходу работы одна из вводных меняется — соответственно изменяются и другие параметры работы.
Синергетическое управление заметно упрощает работу с аппаратом и в то же время повышает ее качество, снижая вероятность прожогов и других серьезных ошибок. Это особенно удобно для малоопытных сварщиков, не привыкших иметь дело с полностью ручной настройкой параметров; однако даже профессионалы ценят простоту и скорость регулировки, характерную для синергетических моделей. Главный недостаток этой функции состоит в том, что она заметно влияет на стоимость.
— Цифровой дисплей. Наличие собственного дисплея в конструкции сварочного аппарата. Это, как правило, простейший сегментный экран, рассчитанный на отображение 2 – 3 цифр и некоторых спецсимволов. Однако даже такие экраны являются более информативными, чем световые и другие аналогичные сигналы: на них могут выводиться самые разнообразные данные (входное и рабочее напряжение, время до отключения «на отдых», коды неполадок и т.п.). А преимущества перед стрелочными индикаторами заключаются в небольших размерах и универсальности — дисплей может отображать разные виды информации. В итоге данная функция способна значительно упростить работу со сварочным аппаратом.
— Разъем для пульта ДУ. Разъем для подключения к аппарату пульта дистанционного управления. В зависимости от модели, речь может идти как о традиционных ручных пультах, так и о педалях, нажимаемых ногой. В любом случае подобный аксессуар обеспечивает дополнительное удобство в некоторых ситуациях — в частности, он позволяет включать и выключать питание, а то и менять отдельные параметры работы, не подходя всякий раз к устройству. Правда, чаще всего сварочные аппараты поставляются без пульта — однако это дает определенные преимущества: такую принадлежность можно выбрать на свое усмотрение (главное — убедиться в совместимости).
— Жидкостное охлаждение. Наличие в комплектации сварочного аппарата системы жидкостного охлаждения. Такое охлаждение является более эффективным, чем воздушное, оно интенсивно отводит тепло от «начинки» аппарата, горелки и позволяет достигать очень высокой периодичности включения (см. выше) — до 100 %, причём при токах 200 А и более. Его недостатками являются сложность, высокая стоимость, громоздкость и значительный вес. В свете последнего жидкостные блоки охлаждения нередко выполняются отдельно от самих сварочных аппаратов и могут подключаться/отключаться в зависимости от того, что в данный момент важнее — эффективное охлаждение или портативность. Также отметим, что для многих моделей производителем рекомендуется использовать специализированные охлаждающие жидкости, и вот они как раз в комплект поставки чаще всего не включаются.
— Встроенный компрессор. Компрессор для подачи воздуха, встроенный прямо в аппарат. Данная особенность встречается исключительно в моделях, работающих в режиме PLASMA. Напомним, такой режим предполагает резку металла при помощи мощной струи сильно нагретого и ионизированного воздуха; для создания нужного давления и необходим компрессор. Он может быть и внешним; однако встроенный компрессор позволяет не только постоянно иметь при себе все необходимое оборудование, но еще и уменьшить общие габариты этого оборудования. Кроме того, с таким оснащением не нужно переживать о совместимости аппарата и системы подачи воздуха. К недостаткам моделей со встроенными компрессорами можно отнести увеличенную стоимость, а также габариты и вес всего корпуса.
— Запуск двигателя авто. Возможность использовать аппарат для запуска двигателя авто, а именно для питания стартера. Иными словами, модели с этой функцией способны работать еще и в режиме пускового устройства. Подобная возможность будет полезна, если штатный аккумулятор автомобиля сел, вышел из строя или отсутствует, однако рядом есть источник питания (сеть или генератор), от которого можно запитать сварочный аппарат. Отметим, что чаще всего в данном случае подразумевается запуск автомобилей с 12-вольтовыми бортовыми сетями — легковушек, легких грузовиков и бусов; однако технически ничто не мешает предусмотреть совместимость и с тяжелой техникой (фуры, автобусы), работающей на 24 вольтах. Эти подробности стоит уточнять отдельно.
— Транспортировочные колеса. Наличие в конструкции сварочного аппарата специальных колёс, облегчающих транспортировку. Вес некоторых современных моделей может достигать нескольких десятков килограмм, и переносить подобное устройство вручную затруднительно даже нескольким людям. Наличие же колёс позволяет обойтись силами одного человека даже при значительном весе агрегата.