Основное назначение
Основное назначение проектора.
Этот параметр является достаточно условным, он во многом зависит от того, как устройство позиционируется производителем; тем не менее, для максимально комфортного использования лучше всего следовать именно заявленному назначению. Варианты здесь могут быть такими:
универсальный,
для презентаций,
для домашнего кинотеатра,
профессиональный,
портативный,
игровой. Вот более подробное описание каждого из вариантов:
— Универсальный. Простейшая разновидность проекторов, грубо говоря — все модели, не относящиеся ни к одной из описанных ниже специализаций. Большинство из них имеет несменную оптику, проекционное расстояние в пределах 1 – 12 м, диагональ изображения порядка 1 – 7 м (см. ниже), а также относительно невысокую стоимость.
— Для презентаций. Проекторы, предназначенные преимущественно для применения в деловой сфере, в частности — при проведении презентаций. Как правило, имеют небольшое проекционное расстояние при довольно крупной диагонали, что позволяет применять их в небольших помещениях; способны работать как с широкоэкранными, так и с обычными форматами изображения (см. ниже), а также поддерживают разрешения, характерные для компьютерных видеокарт — например, 1280х800. При этом само по себе реальное разрешение (
...см. ниже) может быть довольно невысоким. Кроме того, практически обязательной особенностью данной разновидности проекторов (за единичными исключениями) является наличие входа D-Sub 15 pin (см. «Разъемы»).
— Для домашнего кинотеатра. Проекторы, предназначенные в первую очередь для кинопросмотра. Основным критерием для отнесения той или иной модели в данную категорию является то, как проектор позиционируется самим производителем (проще говоря, указано ли данное назначение в официальной документации). Однако есть и некоторые общие черты: кинематографические модели, как правило, поддерживают широкоэкранные форматы изображения, имеют высокое реальное разрешение (см. ниже), позволяющее работать с HD-видео, а также оснащаются соответствующими интерфейсами (см. «Разъемы»).
— Профессиональный. Высококлассные проекторы c продвинутыми параметрами, обилием функций и, соответственно, немалой стоимостью. Характеризуются высокими показателями контрастности изображения, поддерживают видео высокого разрешения (включая кинематографические форматы изображения), обладают оптическим зуммированием для масштабирования картинки без потери качества, предусматривают подключение многоканальных звуковых систем и многое другое. Конкретный набор опций на борту профессиональных проекторов может варьироваться в зависимости от модели, но в любом случае это максимально заряженные устройства с топовыми характеристиками.
— Портативный проектор. Ультракомпактная разновидность проекторов: большинство моделей имеет размеры, позволяющие переносить их в кармане. Предназначены такие устройства прежде всего для проведения импровизированных презентаций. Формат работы и питания может быть разным. Так, одни модели выполняются в виде отдельных устройств с собственными встроенными накопителями и аккумуляторами (а иногда — даже с полноценной мобильной ОС вроде Androidна борту). Другие по конструкции похожи на внешние чехлы или приставки и при работе надеваются непосредственно на мобильный телефон, используя его в качестве источника сигнала и питания. Однако в любом случае портативные проекторы вследствие небольших габаритов имеют довольно скромные технические характеристики — так, не отличаются ни яркостью, ни контрастностью изображения. Время автономной работы (в моделях с собственными аккумуляторами), как правило, составляет от 40 минут до полутора часов. Также для данной разновидности характерны экономичные LED-лампы (см. ниже).
— Игровой. Специализированные проекторы, предназначенные для использования в видеоиграх. Внешне нередко выделяются характерным «агрессивным» дизайном, при этом оформление может выполняться в стиле определённой линейки игровых ПК или ноутбуков. Что касается практических характеристик, то они, в соответствии с названием, направлены прежде всего на обеспечение качественной игровой «картинки». Для этого в проекторах данного назначения предусматриваются, в частности, высокое реальное разрешение (не ниже 1920х720, а чаще 1920х1080 и более), цветопередача на уровне 1 млрд цветов, поддержка частоты кадровой развёртки (см. ниже) до 120 Гц включительно, а также как минимум один вход HDMI для приёма цифрового сигнала с компьютерной видеокарты. Кроме того, в таких моделях нередко предусматривается поддержка 3D. Максимальная диагональ изображения может достигать 7,5 м и более; при этом в данной категории встречаются и сверхширокоугольные устройства, способные обеспечить диагональ изображения порядка 3 м с расстояния порядка полуметра.Динамическая контрастность
Динамическая контрастность изображения, обеспечиваемая проектором.
Динамическая контрастность — это соотношение между самым ярким белым и самым темным черным цветом, которые способен выдать проектор. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми. Однако динамическая контрастность является довольно специфическим параметром. Дело в том, что при ее подсчете учитывается самый яркий белый на максимальных настройках яркости и самый темный черный — на минимальных. В результате цифры в данной графе могут быть весьма впечатляющими, однако добиться такой контрастности в пределах одного кадра невозможно.
Введя этот параметр, производители пошли на определенную хитрость. Однако нельзя сказать, что динамическая контрастность не имеет вообще никакого отношения к качеству изображения. В проекторах может применяться автоматическое управление яркостью, при котором общая яркость в зависимости от «картинки» на экране может повышаться или снижаться. Такой формат работы основан на том, что человеческому глазу не нужны слишком яркие участки на общем темном фоне и очень темные — на ярком, изображение нормально воспринимается и без этого. Максимальный перепад яркости, достижимый в таком режиме работы, как раз и описывается динамической контрастностью.
Цветопередача
Количество отдельных цветовых оттенков, которое способен отобразить проектор.
Минимальным показателем для современной проекционной техники фактически является 16 млн цветов (точнее, 16,7 млн — это стандартное число, связанное с особенностями цифровой обработки изображения). В наиболее продвинутых моделях это значение может превышать 1 млрд. Однако здесь стоит учитывать два нюанса: во-первых, человеческий глаз способен распознать всего около 10 млн цветовых оттенков, во-вторых, ни одно современное устройство вывода изображения (проекторы, мониторы и т.п.) не способно охватить весь спектр цветов, видимых человеческим глазом. Поэтому впечатляющие характеристики цветопередачи являются скорее маркетинговым ходом, нежели реальным показателем качества изображения, и на практике имеет смысл обращать внимание на другие характеристики — прежде всего яркость и контрастность (см. выше), а также специфические данные вроде диаграммы цветового охвата.
Частота строчной развертки
Частота строчной развертки, поддерживаемая проектором.
Этот параметр актуален при работе с аналоговым видеосигналом. В таком видео изображение формируется построчно: по очереди подсвечивается каждый пиксель в строчке, затем подсвечивается следующая строчка и т. д. Частота строчной развертки описывает, сколько раз в секунду луч подсветки пробегает от края до края экрана. Для нормального воспроизведения проектор должен поддерживать ту же частоту развертки, с которой записан входящий сигнал. Впрочем, в большинстве моделей поддерживается довольно обширный диапазон частот, и проблем с поддержкой не возникает. Также отметим, что если вы не являетесь профессионалом, то при выборе проектора вполне можно ориентироваться на частоту кадровой развертки (см. ниже) — этот параметр более прост и нагляден, а поддержка определенной частоты кадров автоматически означает поддержку соответствующей частоты строк.
Частота кадровой развертки
Частота кадровой развертки, проще говоря — частота смены кадров, поддерживаемая проектором.
Для нормального воспроизведения крайне желательно, чтобы частота кадров у проектора совпадала с изначальной частотой кадров видеосигнала. Впрочем, большинство современных моделей поддерживает не конкретную частоту кадров, а целый диапазон частот, причем довольно обширный.
Отметим, что для просмотра большинства видеоматериалов вполне достаточно диапазона от 24 до 60 кадр/сек. Исключением является 3D-контент — для него может потребоваться удвоенная частота кадров, до 120 Гц (подробнее см. «
Поддержка 3D»).
Максимальное разрешение видео
Фактическое максимальное разрешение кадра, которое проектор способен обработать и вывести на экран.
Многие модели допускают трансляцию изображений в более высокой разрешающей способности, чем реальное разрешение матрицы проектора (см. выше). Например, видео формата 1920х1080 вполне можно вывести на устройстве с размером кадра 1024х768. Однако качество такого изображения будет заметно ниже, чем на проекторе, который изначально имеет разрешение 1920х1080.
Максимальное разрешение тесно вяжется как с общим качеством картинки, так и с диагональю проекционного экрана. Чем выше разрешающая способность, тем более четкими становятся детали изображения. Разумеется, в учет следует брать и сам размер экрана. Дело в том, что на проекционной поверхности 40 – 50″ особой разницы между форматами Quad HD и 4K не будет. Картинка с высоким разрешением сможет проявить себя на действительно большом экране.
Поддержка форматов изображения
Форматы изображения, поддерживаемые проектором.
Под форматом в данном случае подразумевается соотношение сторон изображения. Общее правило в данном случае таково: проектор должен поддерживать тот же формат, в котором записан исходный контент. В противном случае изображение будет либо растянутым по высоте или ширине, либо с черными полосами по бокам или сверху-снизу. Конкретно же форматы можно поделить на три основных категории:
— Традиционные, или
прямоугольные. Классические форматы, в которых высота картинки не намного меньше ширины. Наиболее популярные варианты — 4:3, широко применявшийся в аналоговом ТВ, и 5:4, распространенный в компьютерной технике. Традиционные форматы хорошо подходят для презентаций, работы с документами и графиками и других аналогичных задач.
—
Широкоэкранные — форматы, в которых ширина кадра значительно (более чем в 1,5 раза) превышает высоту. Самые популярные из таких стандартов — 16:9 и 16:10. Такие соотношения сторон хорошо подходят для игр и фильмов; в частности, большинство контента в высоком разрешении (HD 720p и выше) записано именно в широкоэкранном формате.
—
Сверхширокие. Форматы еще большей ширины, чем описанные выше широкоэкранные — например, 21:9. Используются преимущественно в кинематографе.
Стоит отметить, что немало современных проекторов способны работать сразу с несколькими вида
...ми форматов — например, с классическим 4:3 и широкоугольным 16:9.Улучшение цвета
Поддержка проектором той или иной
технологии улучшения цвета.
Такие технологии обычно предполагают программную обработку изображения — для обеспечения более ярких и/или достоверных цветов. Конкретные способы обработки могут быть разными, некоторые производители вообще не уточняют технических подробностей, ограничиваясь рекламными заявлениями. Эффект от использования таких технологий тоже может различаться: в некоторых случаях он хорошо заметен, в других — почти отсутствует, в зависимости от особенностей картинки.
Проекционное расстояние, мин
Наименьшее расстояние до экрана, на котором можно использовать проектор. Как правило, указывается минимальное расстояние, при котором изображение с проектора остается сфокусированным.
Данный параметр особенно важен в том случае, если устройство предстоит размещать на небольшой дистанции от экрана (например, в тесном помещении). Некоторые современные проекторы способны нормально работать уже на расстоянии в 10 – 20 см. Также отметим, что проекционные расстояния определяются прежде всего объективом, и если изначальный диапазон этих расстояний вас не устраивает — возможно, ситуацию можно решить заменой оптики.