Рейтинг DxOMark
Результат, показанный фотоаппаратом в рейтинге DxOMark.
DxOMark — один из наиболее популярных и авторитетных ресурсов, посвященных экспертному тестированию камер. По результатам тестов камера получает определенное число баллов; чем больше баллов — тем выше итоговая оценка.
Фокусное расстояние
Фокусное расстояние объектива камеры.
Фокусным расстоянием называют такое расстояние между матрицей фотокамеры и оптическим центром объектива, сфокусированного на бесконечность, при котором на матрице получается чёткое и резкое изображение. Для моделей со сменной оптикой (
беззеркальных камер и MILC, см. «Тип фотокамеры») данный параметр указывается в том случае, если камера поставляется с объективом (комплектация «kit»); напомним, что при желании на такую камеру можно установить оптику с другими характеристиками.
Чем больше фокусное расстояние — тем меньше угол обзора объектива, тем выше степень приближения и крупнее видимые в кадре предметы. Поэтому данный параметр является одним из ключевых для любого объектива и во многом определяет его применение (конкретные примеры приведены ниже).
Чаще всего в современных цифровых камерах применяются объективы с переменным фокусным расстоянием: такие объективы способны увеличивать и уменьшать изображение (подробнее см. «Оптическое увеличение»). Для «зеркалок» и MILC выпускается специализированная оптика с неизменным фокусным расстоянием (фикс-объективы). А вот в цифровых компактах «фиксы» используются крайне редко, обычно такой объектив является признаком высококлассной модели со специфическими характеристиками.
Стоит учитывать, что в характеристиках камеры обычно приводится фактическое фокусное расстояние объектива. А углы обзора и общее назначение опти
...ки определяются не только этим параметром, но ещё и размером матрицы, с которой используется оптика. Зависимость выглядит так: при тех же углах обзора объектив под более крупную матрицу будет иметь большее фокусное расстояние, чем объектив для небольшого сенсора. Соответственно, напрямую сравнивать между собой по фокусному расстоянию объективов можно только камеры с одинаковым размером матрицы. Впрочем, для облегчения сравнений в характеристиках может приводиться т.н. ЭФР — фокусное расстояние в эквиваленте 35 мм: это фокусное расстояние, которое имел бы объектив для full frame матрицы, имеющий те же углы обзора. Сравнивать по ЭФР можно объективы под любой размер матрицы. Существуют формулы, позволяющие самостоятельно вычислить эквивалент 35 мм, их можно найти в специальных источниках.
Если же говорить о конкретной специализации, то ЭФР до 18 мм соответствует сверхширокоугольным объективам типа «fisheye». Широкоугольной считается «фиксированная» оптика с ЭФР до 28 мм, а также вариообъективы с минимальным ЭФР до 35 мм. Показатель до 60 мм соответствует оптике «общего назначения», 50 – 135мм считаются оптимальным показателем для съёмки портретов, а более высокие фокусные расстояния встречаются в телеобъективах. Более подробные данные о специфике различных фокусных расстояний можно найти в специальных источниках.Оптическое увеличение
Кратность увеличения, обеспечиваемая фотоаппаратом за счёт использования возможностей объектива (а именно за счёт изменения его фокусного расстояния). В моделях со сменной оптикой (см. «Тип фотокамеры») указывается для комплектного объектива, если таковой имеется в наличии.
Стоит учитывать, что в данном случае кратность указывается не относительно изображения, видимого невооружённым глазом, а относительно изображения, выдаваемого объективом на минимальном увеличении. К примеру, если в характеристиках указано оптическое увеличение 3х — это значит, что на максимальном увеличении предметы в кадре будут втрое крупнее, чем на минимальном.
Степень оптического увеличения напрямую связана с диапазоном фокусных расстояний (см. выше). Определить эту степень можно, поделив максимальное фокусное расстояние объектива на минимальное, например 360мм/36мм=10х увеличение.
На сегодняшний день оптическое увеличение даёт наилучшее качество «приближённого» изображения и считается предпочтительнее цифрового (см. ниже). Это связано с тем, что при таком формате работы постоянно задействуется вся площадь матрицы, что позволяет на полную использовать её возможности. Поэтому даже среди бюджетных моделей аппараты без оптического увеличения являются большой редкостью.
Стабилизация изображения
Способ стабилизации изображения, предусмотренный в камере. Отметим, что системы оптического типа и со сдвигом матрицы иногда объединяют под термином
«true» стабилизация — благодаря их эффективности. Подробнее об этом см. ниже.
Сама по себе стабилизация (независимо от принципа работы) позволяет компенсировать эффект «шевеленки» при нестабильном расположении камеры — прежде всего при съемке с рук. Это особенно актуально при съемке со значительным увеличением либо на больших выдержках. Однако в любом случае данная функция снижает риск испортить кадр, поэтому
фотоаппараты со стабилизацией чрезвычайно распространены. Принципы же работы могут быть такими:
— Электронная. Стабилизация, осуществляемая за счет своеобразного «резерва» — участка по краям матрицы, который изначально не участвует в формировании окончательного изображения. Однако если электроника камеры обнаруживает колебания, она компенсирует их, отбирая нужные фрагменты изображения из резерва. Электронные системы предельно просты, компактны, надежны и в то же время недороги. Однако для их работы приходится выделять довольно значительную часть матрицы — а снижение полезной площади сенсора повышает уровень шумов и ухудшает качество изображения. А в некоторых моделях электронная стабилизация включается только на пониженных разрешениях и недоступна при полном размере кадра. Поэтому в чистом виде данный вариант встречается в основном в срав
...нительно недорогих камерах с несменной оптикой.
— Оптическая. Стабилизация, осуществляемая при прохождении света через объектив — за счет системы подвижных линз и гироскопов. В результате изображение попадает на матрицу уже стабилизированным, и под него можно задействовать всю площадь сенсора. Поэтому оптические системы, несмотря на сложность и довольно высокую стоимость, считаются более предпочтительными для высококачественной съемки, чем электронные. Отдельно отметим, что в зеркальных и MILC-камерах (см. «Тип фотокамеры») наличие данной функции зависит от установленного объектива; поэтому для таких моделей оптическая стабилизация в нашем каталоге не указывается в принципе (даже если комплектный объектив оснащен стабилизатором).
— Со сдвигом матрицы. Стабилизация, осуществляемая за счет смещения матрицы «вслед» за сдвинувшимся изображением. Как и описанная выше оптическая, считается довольно продвинутым вариантом, хотя в целом несколько менее эффективна. С другой стороны, у систем со сдвигом матрицы есть и серьезные преимущества — прежде всего то, что такая стабилизация будет работать независимо от характеристик объектива. Для камер с несменной оптикой это значит, что в объективе можно обойтись без оптического стабилизатора и сделать оптику проще, дешевле и надежнее. В зеркальных и MILC-камерах сдвиг матрицы позволяет с удобством применять даже «не-стабилизированные» объективы, а при установке «стабилизированной» оптики обе системы работают совместно, и их эффективность получается очень высокой. Кроме того, сдвиг матрицы несколько проще и дешевле, чем традиционные оптические стабилизаторы.
— Оптическая и электронная. Стабилизация, совмещающая оба описанных выше варианта: изначально она действует по оптическому принципу, а когда возможностей объектива не хватает — подключается электронная система. Это позволяет повысить общую эффективность в сравнении с чисто оптическими или чисто электронными стабилизаторами. С другой стороны, недостатки обоих вариантов в таких системах также объединяются: оптика получается сравнительно сложной и дорогой, а матрица задействуется не вся. Поэтому подобное сочетание встречается редко, в основном в отдельных продвинутых цифрокомпактах.
— Со сдвигом матрицы и электронная. Еще одна разновидность комбинированных систем стабилизации. Как и «оптическая+электронная», улучшает общую эффективность стабилизации, однако в то же время объединяет и недостатки двух способов (они также аналогичны: усложнение и удорожание камеры плюс уменьшение полезной площади матрицы). Поэтому данный вариант применяется крайне редко — в единичных моделях цифровых ультразумов и продвинутых компактов.Порты подключения
— USB C. Универсальный интерфейс USB, использующий разъем типа Type C. Сами по себе порты USB (всех типов) применяются в основном с целью подключения камеры к компьютеру для копирования отснятых материалов, для управления настройками, обновления прошивки и т. п. Конкретно же разъем Type C сравним по размерам с более ранними miniUSB и microUSB, однако имеет двустороннюю конструкцию, позволяющую вставлять штекер любой стороной. Кроме того, USB C нередко работает по стандарту USB 3.1, который позволяет добиться скорости подключения до 10 Гбит/с — полезная возможность при копировании большого объема контента.
—
HDMI. Комплексный цифровой интерфейс, позволяющий по одному кабелю передавать видео (в т.ч. высокого разрешения) и звук (вплоть до многоканального). Наличие такого порта дает возможность использовать камеру в качестве плеера: ее можно напрямую подключить к телевизору, монитору, проектору и т.п. и просматривать отснятые материалы на большом экране. При этом возможности трансляции могут включать не только проигрывание видео, но и демонстрацию отснятых фото в режиме слайд-шоу. Входы HDMI присутствуют в большинстве современной видеотехники, и подключение обычно не составляет проблем.
В наше время на рынке представлено несколько версий интерфейса HDMI:
- v 1.4. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий, выпущенная в 2009 году. Тем не менее, поддерживает 3D-видео, способна работать с разрешениями вплоть до 4096х2160 на...скорости в 24 к/с, а в разрешении Full HD частота кадров может достигать 120 к/с. Помимо оригинально v.1.4, встречаются также улучшенные модификации — v.1.4a и v.1.4b; они аналогичны по основным возможностям, в обоих случаях улучшения коснулись преимущественно работы с 3D-контентом.
- v 2.0. Значительное обновление HDMI, представленное в 2013 году. В этой версии максимальная частота кадров в 4K выросла до 60 к/с, также из нововедений можно упомянуть поддержку ультраширокого формата 21:9. В обновлении v.2.0a к возможностям интерфейса была добавлена поддержка HDR, в v.2.0b эта функция была улучшена и расширена.
- v 2.1. Несмотря на схожесть по названию с v.2.0, данная версия, выпущенная в 2017 году, стала весьма масштабным обновлением. В частности, в ней добавилась поддержка 8K и даже 10 K на скорости до 120 к/с, а также еще более расширились возможности по работе с HDR. Под эту версию был выпущен собственный кабель — HDMI Ultra High Speed, все возможности v.2.1 доступны только при использовании кабелей этого стандарта, хотя базовые функции можно использовать и с более простыми шнурами.
— Выход на наушники. Аудиовыход, позволяющий подключить к камере наушники. Как правило, представлен классическим 3.5-миллиметровым мини-джеком. Наличие такого разъема обеспечивает возможность мониторинга звука во время видеозаписи в режиме реального времени. Это особенно важно при съемке интервью, видеоблогов и прочих подобных проектов.
— Вход микрофона. Специализированный вход для подключения к камере внешнего микрофона. Внешние микрофоны значительно превосходят встроенные по качеству звука. Во-первых, они не так чувствительны к «собственным» звукам камеры — от кнопок, колес управления, моторов фокусировки и т.п. (а если микрофон использует длинный провод и не крепится на корпусе, этих звуков вообще не будет слышно). Во-вторых, сами по себе внешние микрофоны имеют более продвинутые характеристики. С другой стороны, их применение оправдано в основном при профессиональной видеозаписи; поэтому наличие микрофонного входа, как правило, соответствует о продвинутых возможностях видеосъёмки
Коммуникации
—
GPS-модуль. Наличие у фотоаппарата встроенного модуля спутниковой навигации GPS. В цифровых камерах модуль GPS применяется прежде всего для постановки т.н. геометок (geo-tagging) к фотографиям: в служебную информацию о каждом снимке записываются данные о конкретных географических координатах места съёмки. Однако этим дело не ограничивается, и модели с данной функцией могут иметь множество дополнительных возможностей — начиная от классической навигации и заканчивая специальными программами вроде базы данных по достопримечательностям с подсказками на основе текущего местоположения.
—
Wi-Fi. Беспроводной стандарт, изначально разработанный для создания компьютерных сетей, однако с недавних пор допускающий и прямое соединение между устройствами. Способы применения Wi-Fi в фотоаппаратах могут быть разными. Так, наиболее популярный вариант — подключение к смартфону, планшету или другому подобному устройству для дистанционного управления (см. ниже) и/или передачи отснятых материалов на внешнее устройство. Некоторые камеры имеют встроенное ПО, позволяющее напрямую подключаться к Интернету через беспроводные точки доступа и «заливать» фото и видео на популярные сетевые сервисы. А в моделях под управлением Android (см. выше) конкретные возможности зависят только от установленного ПО и могут включать полноценный доступ к социальным сетям через клиентские программы (см. ниже) и даже веб-серфинг через браузер.
...
— Bluetooth. Беспроводной интерфейс, применяемый для связи между собой различных электронных устройств. В фотокамерах Bluetooth чаще всего применяется для соединения с компьютером или ноутбуком и передачи отснятого материала; кроме того, он позволяет пользоваться функцией прямой печати на принтерах, оснащенных Bluetooth. Радиус действия связи Bluetooth — до 10 м, при этом устройства не обязательно должны находиться в прямой видимости друг друга.
— NFC-чип. NFC (Near-Field Communication) — технология беспроводной связи, предназначенная для соединения различных портативных устройств между собой на расстоянии до нескольких сантиметров. В фотоаппаратах играет вспомогательную роль, предназначена для облегчения соединения с другими устройствами (смартфонами, планшетами и т.п) по более «дальнобойному» стандарту (Wi-Fi или Bluetooth). Вместо того, чтобы копаться в настройках — искать устройства, соединять их вручную — достаточно поднести NFC-камеру к гаджету, оборудованному таким же чипом, и подтвердить запрос на соединение.
— Управление со смартфона. Возможность дистанционного управления камерой при помощи смартфона, планшета или другого аналогичного гаджета. Соединение камеры с управляющим устройством обычно осуществляется по Wi-Fi (см. выше), при этом для управления применяется специальное приложение, а экран гаджета играет роль видоискателя. Конкретные возможности такого управления могут быть разными — спуск затвора по команде, выбор параметров экспозиции и других настроек съемки, фокусировка по касанию и т. п. Нередко предусматривается также возможность «слить» отснятые материалы на управляющее устройство и, через него — в Интернет. Отметим, что для камер, применяемых с мобильными телефонами (см. «Тип фотокамеры»), данная функция не указывается: такую камеру обычно крепят прямо на аппарате, и о дистанционном управлении речи не идет.Подключение внешней вспышки
Возможность
подключения к камере внешней вспышки. Внешние вспышки обычно мощнее и имеют больше продвинутых функций, чем встроенные, поэтому функцию подключения внешней вспышки могут иметь как камеры без встроенной вспышки, так и оснащённые ею (см.
Встроенная вспышка). Для подключения обычно применяется стандартный разъём типа «горячий башмак» («hot shoe»). Чаще всего
подключение внешней вспышки предусматривается в зеркальных и MILC-камерах (см. Тип камеры); в обычных цифровых фотоаппаратах эта функция встречается довольно редко, преимуществанно в наиболее продвинутых моделях («псевдозеркалках»).
Снимков на заряде
Максимальное количество фотографий, которое камера способна отснять на одном элементе питания, без его перезарядки/замены. На практике это число обычно оказывается меньше (иногда довольно ощутимо) за счёт того, что часть заряда «съедает» работа механики объектива, использование дисплея, изменение настроек через меню и т.п. Тем не менее, данный параметр является неплохим показателей автономности аппарата, и разные модели вполне можно сравнивать по нему между собой.