Совместимость с платформами
Игровые платформы, с которыми совместим манипулятор.
Игровую платформу можно описать как перечень устройств, с которыми можно использовать данную модель. В наше время можно встретить контроллеры под такие виды платформ:
— компьютеры:
ПК (PC), в основном под Windows, а также
Mac от Apple;
— настольные игровые приставки: Playstation (
PS3,
PS4,
PS5),
Xbox, Nintendo (
Wii,
Switch);
— портативные устройства: прежде всего смартфоны и планшеты под
Android и
iOS;
— другие специфические виды устройств (в частности, телеприставки
Apple TV).
Отметим, что многие модели делаются совместимыми одновременно с несколькими платформами. А вот более подробное описание каждого из упомянутых выше вариантов:
— ПК. В данном случае под ПК подразумеваются PC — настольные компьютеры и ноутбуки под управлением Windows, а иногда также других операционных систем, прежде всего Linux. Не входят сюда только устройства под macOS от Apple, они вынесены в отдельную категорию. Как бы то ни было, проводные манипуляторы для ПК (см. «Подключение») обычно используют интерфейс USB, беспроводные — Blue
...tooth, реже радио.
— Android. Портативные гаджеты под управлением ОС Android. Отметим, что подобная совместимость встречается не только в специализированных накладных геймпадах и оружии виртуальной реальность (см. «Тип устройства»), но и в более традиционных манипуляторах — прежде всего геймпадах классических. При этом особенности подключения и совместимость с конкретными игровыми устройствами может быть разной, она зависит как от типа контроллера, так и от более специфических особенностей. Так, традиционные геймпады обычно подключаются через Bluetooth и могут использоваться с любым Android-гаджетом, на который установлена игра с программной поддержкой таких манипуляторов. Аналогично, для VR-оружия и накладных геймпадов нужны совместимые игры, но такие аксессуары предназначаются почти исключительно для смартфонов (не планщетов) и оснащаются соответствующими креплениями.
— Mac. Под этим термином объединяют компьютерную технику фирмы Apple, которая использует фирменную настольную ОС macOS. Прежде всего это десктопы и ноутбуки из разных линеек Mac и MacBook соответственно. Такая техника имеет программные и аппаратные особенности, заметно отличающие ее от других видов ПК и лэптопов; поэтому подобная совместимость для игровых аксессуаров уточняется отдельно.
— iOS. Портативные гаджеты от Apple, работающие под фирменной мобильной «операционкой» iOS — смартфоны iPhone, планшеты iPad и плееры iPod touch. Особенности игровых контроллеров под такую электронику полностью аналогичны описанным выше моделям под Android; собственно, многие аксессуары для мобильных игр изначально делаются совместимыми с обеими этими платформами. А накладные геймпады (см. «Тип устройства») механической конструкции являются универсальными по определению.
— AppleTV. Семейство «умных» телевизионных приставок, выпускаемое Apple. Начиная с 4 поколения (2015 год), такие приставки позволяют устанавливать приложения из соответствующего раздела App Store, а разработчики ПО могут не только создавать свои приложения под эту платформу, но и без особых трудностей портировать на нее готовые программы для iOS (см. выше). Как следствие, в наше время для AppleTV доступны и игры — соответственно, выпускаются игровые контроллеры для таких приставок. Подключаются такие аксессуары только беспроводным способом; многие из них могут применяться не только для игр, но еще и как замена штатному пульту ДУ.
— Switch. Игровая консоль от Nintendo, имеющая гибридный формат работы. Состоит из планшета, который можно использовать отдельно, и настольного адаптера для подключения планшета к ТВ, благодаря чему может использоваться и как настольная, и как портативная. Как следствие, и контроллеры для этой платформы весьма разнообразны. К примеру, «родной» манипулятор Joy-Con состоит из двух контроллеров движений, которые могут использоваться по отдельности двумя игроками, удерживаться одним игроком в двух руках, объединяться в один геймпад для игры в настольном формате или крепиться по бокам планшета для использования «на ходу». «Половинки» Joy-Con встречаются в продаже по отдельности. Прочие аксессуары для Switch могут быть схожими по конструкции либо менее универсальными: в частности, среди них встречаются традиционные геймпады, накладные геймпады для планшетной части консоли, а также контроллеры для аркад (см. «Тип устройства»).
— Wii. Семейство настольных игровых приставок от Nintendo, предшественник Switch. Оригинальная Wii, выпущенная еще в 2006 году, стала первой массовой консолью с управлением за счет контроллеров движения (см. «Тип устройства») и фактически задала стандарты подобного управления для всего рынка. Следующая модель, Wii U, появилась в 2012 году. Она представила собственный оригинальный манипулятор — геймпад со встроенным дисплеем, на который (в отдельных играх) можно транслировать изображение с консоли и играть без телевизора; при этом полностью сохранилась совместимость с контроллерами движения от предшествующей консоли. В целом приставки семейства Wii считаются устаревшими в свете выхода в 2017 году описанной выше Switch; новые контроллеры для них почти не выпускаются.
— Xbox. Целая линейка настольных игровых консолей от Microsoft; одна из наиболее популярных платформ на этом рынке, напрямую конкурирует с PlayStation. По состоянию на 2020 год включает 4 поколения: оригинальную Xbox (2001 год), Xbox 360 (2005), Xbox One (2013) и Xbox Series X/S (2020). Актуальными из них (на тот же 2020 год) фактически являются последние два, причем они используют один протокол для связи с беспроводными контроллерами. Поэтому современные аксессуары под Xbox, как правило, совместимы с обеими поколениями. А «родной» беспроводной геймпад от моделей образца 2020 года поддерживает Bluetooth и допускает работу с мобильными устройствами, но вот для сторонних аксессуаров такая возможность не гарантируется. В целом же список манипуляторов для Xbox включает преимущественно геймпады (проводные и беспроводные) и рули. Также в свое время популярностью пользовался контроллер движения Kinect, способный отслеживать перемещения всего тела, однако его выпуск (в игровой версии) был прекращен в 2017 году.
— PlayStation. Серия игровых приставок от Sony; еще один из главных игроков рынка настольных консолей, наряду с описанной выше Xbox. Под брендом PlayStation (PS) выпускались и портативные гаджеты, однако в 2019 году Sony полностью отказалась от их производства. Настольные версии включают несколько поколений, не полностью взаимно совместимых; так что выбирать для такой консоли стоит такие аксессуары, у которых прямо заявлена возможность работы с соответствующим поколением. С другой стороны, многие контроллеры изначально делаются сразу под несколько версий PS, так что поиск совместимой модели особых проблем не возникает. Классические виды таких манипуляторов — проводные и беспроводные геймпады, а также контроллер движения PS Move (см. «Тип устройства»); однако выпускаются и другие виды аксессуаров — прежде всего рули, хотя ими дело не ограничивается. Что касается конкретных поколений, то вот наиболее актуальные варианты:
- PlayStation 3. Третье поколение PlayStation, представленное Sony в 2006 году. Именно здесь был впервые применен вышеупомянутый PS Move — правда, лишь в 2010 году. Также была весьма успешной, выпускалась в течение 11 лет. По состоянию на конец 2020 года в продаже можно найти немало контроллеров, совместимых с этой платформой — причем среди них встречаются не только модели под новые поколения с возможностью работы на PS3, но и аксессуары, предназначенные только для этой версии.
- PlayStation 4. Поколение, выпущенное в 2013 году с обновлением модельного ряда в 2016 году. По состоянию на конец 2020 года является наиболее популярной версией PS и второй самой продаваемой настольной консолью всех времен (после PS2); продолжает выпускаться. Соответственно, и контроллеров под эту платформу на рынке представлено великое множество.
- PlayStation 5. Новейшее поколение PS, представленное в 2020 году. Штатный геймпад для этой версии получил название DualSense, его конструкция основана на предшественнике DualShock с рядом модификаций: курки с силовой отдачей, встроенный набор микрофонов и улучшенный динамик, позволяющие общаться с другими игроками прямо через контроллер, а также сенсорная панель (отсюда и название; подробнее об этой функции см. ниже). Других аксессуаров конкретно под данную платформу пока еще крайне немного, но, учитывая уровень спроса на саму консоль, стоит ожидать быстрого изменения ситуации. Отметим, что производителем заявлена ограниченная совместимость с контроллерами предыдущего поколения, но в собственных играх для PS5 можно использовать только манипуляторы под эту версию приставки.
Радиус действия
Радиус действия беспроводного подключения, предусмотренного в игровом манипуляторе.
Практически все современные беспроводные модели уверенно работают на расстоянии минимум в 2 – 3 метра. Так что обращать внимание на данный параметр нужно в основном тогда, когда устройство планируется использовать на большем удалении от компьютера. При этом, оценивая радиус действия, стоит учитывать, что он указывается для идеальных условий: отсутствие помех и препятствий на пути сигнала, полный заряд батареи и т. п. На практике дальность связи может оказаться несколько меньше, поэтому при выборе стоит брать определенный запас. Тем не менее, по заявленному радиусу действия вполне можно оценивать практические возможности разных моделей и сравнивать их между собой.
Манипулятор D-pad
Наличие манипулятора
D-Pad в конструкции контроллера; также здесь может уточняться тип такого манипулятора.
D-Pad используется для движения персонажа, курсора и т. п. в строго заданных, стандартных направлениях. В некоторых случаях это бывает удобнее, чем использовать аналоговые рычаги, отклоняемые в любую сторону (см. ниже). Что касается разновидностей, то в наше время встречаются такие варианты:
— 4-позиционный. Классический D-Pad, появившийся еще на заре игровых консолей и не теряющий популярности в наше время. Может выполняться в виде набора из 4 кнопок в характерной крестообразной компоновке, либо же в виде одной сплошной «многосторонней» кнопки. В любом случае такое приспособление предусматривает 4 фиксированных направления: вверх, вниз, вправо, влево. А вот для перемещения по диагонали нужно выбрать сразу 2 соответствующих направления; это не всегда удобно, так что в данном плане 4-позиционные D-Pad’ы считаются несколько менее практичными, чем описанные ниже 8-позиционные. С другой стороны, они также вполне функциональны, при этом более просты по конструкции, надежны и недороги; а строго диагональные перемещения требуются не так часто, как горизонтальные и вертикальные. Так что данный тип D-Pad’ов можно встретить даже в аксессуарах под новейшие поколения игровых консолей.
—
8-позиционный. Разновидность D-Pad, в которой 4 стандартных направления (2
...горизонтальных, 2 вертикальных) дополнены 4 промежуточными — диагональными. При этом речь обычно идет именно о полноценных фиксированных положениях манипулятора; иными словами, для перемещения по диагонали нужно нажимать не на два стандартных направления, а на одно промежуточное. Классическая конструкция D-Pad этого типа — многосторонняя кнопка, это наиболее подходящий в данном случае вариант. Однако к данной разновидности также относят некоторые решения на 4 отдельных кнопки — при условии, что эти кнопки размещены очень близко, и нажать сразу две одним пальцем не составляет труда. В любом случае 8-позиционные манипуляторы несколько дороже, однако удобнее 4-позиционных.Материал исполнения
Основной материал (материалы), используемые в конструкции манипулятора.
Как правило, из материала, указанного в данном пункте, изготовляется и корпус устройства, и элементы управления — кнопки, рычаги, ручка джойстика и т. п. Исключение составляют лишь рули (см. «Тип устройства») — для них в пункте «Материал руля» (см. выше) нередко уточняется тип покрытия.
Вот основные материалы, актуальные на сегодня:
— Пластик. Применяется в подавляющем большинстве современных игровых контроллеров — от бюджетных до высококлассных; при этом даже в недорогих устройствах могут использоваться достаточно качественные сорта пластика. В целом данный материал сочетает в себе невысокую стоимость, практичность и удобство в оформлении: пластиковым элементам можно с легкостью придавать сложные формы, а также любые оттенки и узоры. Из недостатков этого варианта можно отметить разве что некоторую склонность к царапинам; однако это чисто эстетический момент, почти не имеющий практической значимости.
— Резиновое покрытие. Дополнительное покрытие, используемое обычно на пластиковых устройствах. Резина отличается мягкостью и эластичностью, к тому же она менее склонна скользить, чем гладкая пластиковая поверхность. Это обеспечивает более комфортное и надежное удержание в руках. Кроме того, на таком материале менее заметны царапины. Обратной стороной этих достоинств является некоторое увеличение стоимости и габаритов контроллера (последнее, в...прочем, можно компенсировать уменьшением размера пластиковой основы).
— Софт-тач. Особая разновидность пластика, своего рода переходной вариант между традиционным гладким пластиком и резиной. Поверхность такого материала имеет особую фактуру, благодаря чему на ощупь он ощущается как мягкий (отсюда и название), к тому же практически не скользит в руках. Правда, по ряду причин такой материал не получил особой популярности в игровых манипуляторах.
— Прорезиненный пластик, прорезиненное покрытие. Под этими терминами в разных моделях могут подразумеваться разные материалы: в одних случаях это пластик с полноценным резиновым покрытием, в других — софт-тач поверхность. Подробнее о том и другом см. выше; а о чем конкретно идет речь — стоит уточнять отдельно.
— Резина. Словом «резина» в данном случае принято обозначать отдельные элементы, выполненные из этого материала — прежде всего кнопки и дополнительные вставки. Такие элементы обычно сочетаются с основой корпуса, выполненной из пластика (см. выше). А применяется резина для дополнительного удобства: с таких кнопок пальцы не так соскальзывают, как с пластиковых, вставки же предотвращают скольжение самого контроллера в руке.
— Металл. В случае игровых контроллеров металл относится к материалам премиум-класса: он прочен, солидно смотрится, однако и стоит недешево. А в некоторых видах манипуляторов — например, геймпадах (см. «Тип устройства») — применение этого материала не оправдано с практической точки зрения. Как следствие, из металла выполняются в основном отдельные высококлассные рули, джойстики/штурвалы и авиаприборы, созданные в расчете как на функциональность, так и на реализм внешнего вида и пользовательских ощущений. При этом даже если в характеристиках указан только металл — конструкция, как правило, все равно включает отдельные элементы из других материалов: к примеру, накладка на рычаг джойстика может выполняться из резины или пластика, для дополнительного комфорта и надежности.
— Алюминий. Один из видов описанного выше металла — со всеми характерными особенностями. Алюминий нередко воспринимается как продвинутый и дорогой материал (в частности, он широко применяется в авиации); поэтому иногда в характеристиках это название уточняют в рекламных целях.
Источник питания
Источник питания, используемый игровым манипулятором.
Данный параметр напрямую зависит от типа соединения (см. «Подключение»). Так, питание от
USB-порта или
сети (блока питания) предусматривается в основном в проводных моделях, а устройства с возможностью беспроводного подключения (как чисто беспроводные, так и комбинированные) практически гарантированно будут использовать
аккумулятор или
батарейки. Вот более детальное описание каждого из этих вариантов:
— USB-порт. Питание от USB-порта — как правило, того же, через который контроллер непосредственно взаимодействует с консолью, ПК или другим игровым устройством. Такой способ подключения позволяет обойтись без лишних проводов. С другой стороны, мощность питания от USB относительно невысока, из-за чего этот вариант слабо подходит для контроллеров с мощными системами обратной связи (в частности, продвинутых рулей) — с такими аксессуарами приходится использовать отдельные БП (см. ниже).
Также отметим, что данный способ питания встречается и в отдельных беспроводных моделях — обычно контроллерах для мобильных устройств, которые взаимодействуют с гаджетом по Bluetooth, а питание получают от USB-порта этого же гаджета. Такой формат работы позволяет обойтись без батарей в самом контроллере, однако дополнительно расходует заряд основного устройства.
— Сеть. Питание от о
...бычной розетки с использованием отдельного блока питания (БП). Используется преимущественно в высококлассных проводных рулях (см. «Тип устройства»), которым высокая мощность питания требуется для эффективной работы систем обратной связи. Теоретически данный вариант не очень удобен, так как требует поиска дополнительной розетки; однако на практике с этим обычно не возникает особых трудностей (в крайнем случае можно воспользоваться удлинителем).
— Аккумулятор. Питание от встроенного аккумулятора, не относящегося к стандартным типоразмерам (в отличие от батареек), а нередко — еще и несъемного. Это наиболее популярный в наше время способ питания беспроводных манипуляторов. Его главное преимущество перед батарейками заключается в том, что данный вариант не требует лишних затрат денег и сил: аккумулятор изначально входит в комплект поставки, его не нужно покупать отдельно, а при исчерпании заряда достаточно зарядить контроллер. Правда, эта процедура требует определенного времени; однако время полной зарядки редко превышает пару часов, тогда как время работы может измеряться уже сутками (хотя встречаются и более скромные показатели). Кроме того, многие контроллеры можно использовать, не отключая зарядного устройства; это несколько ограничивает подвижность, но данный момент обычно не является критичным.
— Батарейки (АА, ААА). Питание от сменных элементов стандартного типоразмера — обычно «пальчиковых» АА или «мизинчиковых» ААА. Количество используемых элементов может быть разным; однако общие особенности такого питания во всех контроллерах одинаковы. С одной стороны, батарейки допускают быструю замену, что позволяет играть с минимумом перерывов: при исчерпании заряда достаточно просто установить свежие элементы питания вместо севших. При этом у пользователя есть выбор: либо регулярно покупать одноразовые батарейки, либо потратиться на перезаряжаемые аккумуляторы с внешним зарядным устройством. А если приобрести два комплекта таких аккумуляторов — можно держать один комплект на зарядке, пока второй используется. С другой стороны, применение батареек неизбежно связано с дополнительными затратами: элементы питания обычно не входят в комплект, и перед первым использованием их нужно докупить отдельно. В итоге данный тип питания используется заметно реже, чем аккумуляторы, хотя его можно встретить и в довольно продвинутых и известных устройствах — в частности, штатных геймпадах для Xbox 360, Xbox One и даже Xbox Series X|S.Время работы
Время непрерывной работы контроллера с автономным питанием (см. выше) без подзарядки или замены элементов питания. При выборе по данному показателю стоит учитывать, что он является довольно приблизительным, т.к. на практике время работы зависит от интенсивности игры, частоты срабатываний обратной связи и т.п., а в моделях с питанием от сменных батареек — ещё и от качества этих батареек. Поэтому фактическая автономность может быть меньше, а иногда — и больше заявленной. Тем не менее, разные модели контроллеров вполне можно сравнивать по приведённому в характеристиках времени работы на заряде.
Порт для зарядки
Наличие стандартного разъема для зарядки.
—
microUSB. Одна из миниатюрных версий разъема USB, до сих пор популярная в гаджетах, несмотря на появление более продвинутого USB C. Имеет сравнительно скромные возможности (в частности, уступает USB C по максимально возможной мощности зарядки), однако этот момент редко оказывается критичным. При этом кабелей и зарядников под microUSB существует великое множество.
—
USB C. Относительно новый тип USB разъема, активно набирающий обороты. Как и microUSB, имеет миниатюрные размеры, однако отличается более удобной двусторонней конструкцией и расширенными возможностями, в частности способностью передавать более высокую мощность, что благоприятно сказывается на времени зарядки.