Поддержка стандартов
Различные стандарты и специальные технологии цифрового звука, с которыми официально совместима звуковая карта. Например, стандарты Dolby и DTS в разных вариациях используются преимущественно для многоканальных аудиодорожек в фильмах, а DirectSound и EAX обеспечивают высококачественный «объёмный» звук в играх. На практике возможности работы с тем или иным стандартом во многом определяются программной частью системы, а не характеристиками звуковой карты; однако официальная совместимость означает как минимум полное соответствие карты требованиям стандарта и минимальный риск возникновения конфликтов на аппаратном уровне.
Разрядность
Разрядность цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) звуковой карты. Под ЦАП в данном случае подразумевается часть схемы, которая преобразует цифровые данные о звуке (машинный код) в аналоговые импульсы, подаваемые непосредственно на внешнее устройство — колонки, наушники и т.п. Разрядность является одним из основных параметров (наряду с частотой дискретизации), описывающих качество работы ЦАП: чем она выше — тем достовернее будет воспроизводиться звук, тем меньше искажений в него будет внесено при преобразовании.
ЦАП разрядностью в
16 бит обычно имеют звуковые карты начального уровня — этого достаточно для хорошего качества звука. В остальных случаях чаще всего встречаются
24-битные преобразователи, а уж для продвинутых моделей, в частности геймерских (см. «Вид») они являются практически обязательными.
Макс. частота дискретизации
Наибольшая частота дискретизации, обеспечиваемая цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП) аудиокарты. О роли ЦАП подробнее см. п. «Разрядность» выше. Здесь же отметим, что качество его работы напрямую зависит от частоты дискретизации: чем она выше, тем меньше искажений возникает при преобразовании звука.
Обычно в звуковых картах встречаются стандартные значения максимальной частоты дискретизации:
44,1 кГц — соответствует качеству звука Audio CD;
48 кГц — DVD;
96 кГц — DVD-Audio 5.1;
192 кГц — DVD-Audio 2.0 (по ряду причин двухканальный звук имеет более высокую частоту дискретизации, чем многоканальный);
384 кГц.
Ещё один специфический момент состоит в том, что качество звука, воспроизводимого на компьютере, не может быть выше возможностей звуковой карты. Иными словами, если звуковой файл записан с большей частотой дискретизации, чем способна обеспечить аудиокарта — качество его звучания будет снижено: например, на 44,1-кГц карте даже звук DVD-Audio будет звучать как Audio CD. Поэтому если Вы хотите в полной мере насладиться высококачественным звучанием — стоит выбрать модель с высокой частотой дискретизации.
Соотношение сигнал/шум
Этот параметр определяет соотношение «чистого» звука, выдаваемого ЦАП на выходе, ко всем посторонним шумам. Таким образом, он является довольно ярким показателем чистоты звука. По соотношению сигнал/шум ЦАП в современных звуковых картах можно разделить следующим образом:
до 90 дБ — начальный уровень;
90-100 дБ — средний уровень, продвинутые «домашние» модели;
более 100 дБ — профессиональный уровень.
Разрядность
Разрядность аналого-цифрового преобразователя (АЦП) звуковой карты. АЦП — это модуль, кодирующий аналоговый аудиосигнал в цифровой формат; именно он отвечает за передачу звука «в компьютер» — например, через микрофон при общении по Skype или со звукоснимателя гитары при записи трека. Разрядность является одним из основных параметров, описывающих качество работы АЦП: чем она выше — тем меньше искажений будет внесено в оцифрованный звук и тем выше максимально возможное качество его записи. Разумеется, свойства фактически записанного звука будет зависеть и от множества других моментов (используемого оборудования, ПО, выставленных настроек, формата файлов и т.п.), однако для высококачественной записи Вам обязательно понадобится хороший АЦП.
Разрядность в
16 бит считается вполне достаточной для повседневного использования, однако даже довольно простые модели аудиокарт всё чаще обзаводятся
24-битными АЦП.
Макс. частота дискретизации
Наибольшая частота дискретизации, которую может обеспечить аналого-цифровой преобразователь (АЦП) звуковой карты при оцифровке звука. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что роль этого параметра практически полностью аналогична разрядности, описанной пунктом выше. А его стандартные значения, встречаемые в современных аудиокартах, соответствуют таким показателям качества звука:
44,1 кГц —Audio CD;
48 кГц — DVD
96 кГц — DVD-Audio 5.1
192 кГц — DVD-Audio 2.0 (по ряду причин двухканальный звук имеет более высокую частоту дискретизации, чем многоканальный), наиболее высокий показатель в современных звуковых картах потребительского уровня.
Соотношение сигнал/шум
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое аналого-цифровым преобразователем (АЦП) звуковой карты в обработанном сигнале. Подробнее об этом соотношении см. одноимённый пункт выше. Здесь же отметим, что в бытовом использовании оно не играет решающей роли, а вот если Вы планируете записывать звук в хорошем качестве, стоит выбрать карту с высоким значением данного показателя.
mini-Jack (3.5 мм)
Количество в конструкции звуковой карты входов, использующих разъёмы стандарта 3.5 мм mini-Jack. Этот разъём, применяемый обычно для передачи аналогового сигнала, является одним из наиболее популярных в современной аудиотехнике. Говоря о входах, стоит отметить, что большинство компьютерных микрофонов предназначены для подключения именно к гнезду 3.5 мм; это также касается отдельных микрофонных штекеров у гарнитур. В то же время конкретное назначение гнёзд mini-jack в разных звуковых картах может быть разным; мало того, в некоторых моделях одно и то же гнездо может перенастраиваться и даже менять назначение (со входа на выход и наоборот). Эти моменты, как правило, уточняются в характеристиках.
К гнезду 3.5 мм можно, при помощи простейшего переходника, подключить и штекер 6.35 мм (Jack).
mini-Jack (3.5 мм)
Количество в конструкции звуковой карты выходов с
разъёмами стандарта 3.5 мм mini-Jack. Именно такой разъём использует подавляющее большинство современных компьютерных наушников и колонок всех ценовых категорий (хотя в топовой технике он встречается относительно редко), да и в других аудиоустройствах потребительского класса он весьма популярен. Поэтому практически все звуковые карты начального и среднего уровня имеют как минимум одно гнездо формата 3.5 мм; отсутствие же таких выходов характерно для специализированных моделей (например, ЦАП, см. «Вид»). Также отметим, что единичный выход mini-jack может работать максимум с двумя каналами, однако этот интерфейс применяется и в системах многоканального звука — в этом случае аудиокарта оснащается несколькими разъёмами, каждый из которых отвечает за свою часть системы. Например, для систем 5.1 один разъём выделяется на центр, один на пару фронтальных каналов, один на пару тыловых и один на сабвуфер.
Как и в случае с входами 3.5 мм (см. выше), выходы этого типа могут иметь разное назначение и даже бывают перенастраиваемыми.