Вид
—
Обычная. В данную категорию включены все звуковые карты, не имеющие ярко выраженной специализации и не относящиеся ни к одному описанному ниже виду. Как правило, имеют набор характеристик начального или среднего уровня и предназначены для несложных повседневных задач: прослушивания музыки и игрового звука через обычные колонки или наушники, общения в Сети через микрофон и т.п. Обычные звуковые карты оснащаются как цифро-аналоговым, так и аналого-цифровым преобразователем, они могут быть как внутренними, так и внешними.
—
Аудиофильская (Hi-Fi). Звуковые карты, рассчитанные на любителей высококачественного звука; также они могут пригодиться специалистам, которые занимаются профессиональной обработкой аудио и нуждаются в максимально точном воспроизведении полученного сигнала. Соответственно, модели этого типа отличаются высоким качеством сборки, продвинутыми компонентами, а также наличием дополнительного оснащения, обилием интерфейсов и расширенными возможностями по настройке (причём как программными, так и аппаратными, включая даже возможность замены отдельных компонентов схемы). Однако и стоят такие карты соответственно.
—
Геймерская. Звуковые карты, изначально созданные как компоненты для продвинутых игровых систем. Соответственно, главным назначением таких моделей является высококачественная передача игрового звука, в т.ч. трёхмерного и многоканально
...го. Обычно геймерские аудиокарты оснащаются продвинутыми ЦАП и поддерживают различные специальные стандарты (см. ниже); кроме того, они могут иметь дополнительное оснащение вроде выносных модулей управления (см. ниже). Абсолютное большинство моделей этого типа делается внутренними, однако они часто имеют довольно оригинальное оформление (что пригодится любителям моддинга, использующим прозрачные корпуса).
— ЦАП. Аббревиатура от «цифро-аналоговый преобразователь». Обычно под этим термином подразумевают составляющий элемент звуковой карты, однако в данном случае имеется в виду отдельный вид аудиокарт, отличительной чертой которых является отсутствие аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Соответственно, ЦАП способны только передавать звук с компьютера на наушники, колонки и т.п., и не могут использоваться для оцифровки звука с микрофона или другого внешнего источника сигнала. Отметим, что в эту категорию входят самые разные модели — от простейших адаптеров «USB-наушники», размером с «флэшку», до продвинутых решений аудиофильского класса.
— Аудиоинтерфейс. Своего рода противоположность вышеописанному ЦАП: аудиоинтерфейсы предназначены в первую очередь для оцифровки поступающего на вход звука (например, с микрофона или электрогитары). Соответственно, они не только в обязательном порядке оснащаются аналого-цифровыми преобразователями — как правило, эти АЦП имеют весьма продвинутые характеристики и обширные возможности по подстройке звука (а в некоторых моделях для этого предусматриваются даже аппаратные переключатели). В то же время аудиоинтерфейсы могут работать и в режиме конвертации цифрового звука в аналоговый (проще говоря — на вывод звука на наушники/колонки). Стоимость таких устройств обычно довольно высока, поэтому приобретать их имеет смысл только тем, кто планирует много работать с записью звука.Количество каналов
Наиболее продвинутый формат многоканального звука, который звуковая карта способна выдавать на выход.
—
2. Стандартный стереозвук на два канала — левый и правый. Такой формат позволяет обеспечить ощущение объёмности звучания (особенно при использовании наушников), чего вполне достаточно для большинства несложных задач. Однако он ощутимо проигрывает многоканальному звуку по «эффекту погружения», что может оказаться критичным для требовательных геймеров и аудиофилов.
—
5.1. Классический и наиболее популярный на сегодня формат многоканального объёмного звука: центральный канал, два фронтальных и два тыловых позволяют добиться полноценного «эффекта окружения», а отдельный канал под сабвуфер обеспечивает насыщенное звучание низких частот.
—
7.1. Формат 7.1 отличается от 5.1 наличием двух дополнительных каналов. Вариантов по локализации этих каналов существует несколько — например, пара боковых колонок, пара дополнительных динамиков над фронтальными и т.п. В любом случае формат 7.1 обеспечивает более достоверную передачу объёмного звука, чем 5.1, однако стоят такие карты дороже, а специализированного контента под 7.1 существует меньше.
При выборе звуковой карты по количеству каналов стоит учесть такие моменты. Во-первых, многоканальные варианты способны выдавать звук и более простых форматов (так, карта 7.1 мож
...ет использоваться для акустики 5.1), а вывод стереозвука поддерживается вообще всеми моделями. Во-вторых, современное мультимедийное ПО (в частности, кодеки) позволяет выводить многоканальный звук через карту с меньшим количеством каналов — например, проигрывать звук 5.1 через двухканальную карту со стереодинамиками без потери качества. В-третьих, для полноценной работы многоканального звука Вам понадобится не только карта, но и соответствующая акустика; а потому не имеет смысла специально искать многоканальную модель, если Вы планируете пользоваться исключительно стереоколонками.Поддержка Mac
Возможность работы звуковой карты c компьютерами Mac.
К Mac (Macintosh) в данном случае можно отнести как одноимённую линейку настольных компьютеров, выпускаемых компанией Apple, так и ноутбуки MacBook. И те, и другие имеют определённые аппаратные отличия от «обычных» PC и
ноутбуков, кроме того, изначально созданы под собственную операционную систему MacOS от той же Apple. Всё это обусловило специфические требования к периферийным устройствам, в т.ч. и звуковым картам — далеко не все модели способны нормально работать с Mac. Поэтому, если Вы приобретаете звуковую карту под такой компьютер или ноутбук — стоит убедиться, что для выбранной модели прямо заявлена
поддержка Mac.
Отметим, что продукция Apple имеет очень ограниченные возможности по замене внутренней периферии силами пользователя, а звуковые карты в список заменяемых компонентов вообще не входят. Поэтому модели с поддержкой Mac обычно относятся к внешним (см. «Тип»).
Для iPhone/iPod/iPad
Возможность использования звуковой карты для прямого воспроизведения с портативных устройств Apple — плееров iPod, смартфонов iPhone и планшетов iPad. Подключение при этом осуществляется через фирменный интерфейс; это не только улучшает качество звука, но и обеспечивает некоторые дополнительные возможности (например, можно переключать трек не на самом гаджете, а через систему управления звуковой картой, что часто оказывается удобнее). Аудиокарта с этой функцией может оказаться весьма полезной, если Вы планируете часто слушать музыку
с устройств Apple.
Дополнительное питание
Необходимость подключения к звуковой карте дополнительного питания.
Большинство как внутренних, так и внешних (см. «Тип») звуковых карт получают питание непосредственно через разъём подключения (см. «Интерфейс подключения»). В то же время для нормальной работы продвинутых моделей (к примеру, аудиофильских и геймерских, а также некоторых ЦАП; см. «Вид») этой мощности может быть недостаточно, что требует дополнительного источника питания. Во внутренних аудиокартах оно осуществляется от блока питания компьютера, во внешних — непосредственно от сети 220 В.
Динамический диапазон
Динамическим диапазоном ЦАП называют соотношение между самым громким звуком, который способен выдать преобразователь, и самым тихим. Чем шире динамический диапазон — тем богаче будет звучание, тем ниже вероятность того, что негромкие звуки, дополняющие общую картину, окажутся заглушены при преобразовании. В то же время стоит отметить, что практически все современные звуковые карты обеспечивают динамический диапазон, вполне достаточный для комфортного повседневного использования, и во многих моделях этот параметр может вообще не указываться. Обращать же на него внимание стоит при выборе продвинутой специализированной аудиокарты — например, геймерской (см. «Вид»). Минимумом для профессиональных моделей считается 90 дБ, на практике же среди подобных решений этот показатель обычно составляет 120 дБ и более.
Разрядность
Разрядность аналого-цифрового преобразователя (АЦП) звуковой карты. АЦП — это модуль, кодирующий аналоговый аудиосигнал в цифровой формат; именно он отвечает за передачу звука «в компьютер» — например, через микрофон при общении по Skype или со звукоснимателя гитары при записи трека. Разрядность является одним из основных параметров, описывающих качество работы АЦП: чем она выше — тем меньше искажений будет внесено в оцифрованный звук и тем выше максимально возможное качество его записи. Разумеется, свойства фактически записанного звука будет зависеть и от множества других моментов (используемого оборудования, ПО, выставленных настроек, формата файлов и т.п.), однако для высококачественной записи Вам обязательно понадобится хороший АЦП.
Разрядность в
16 бит считается вполне достаточной для повседневного использования, однако даже довольно простые модели аудиокарт всё чаще обзаводятся
24-битными АЦП.
Макс. частота дискретизации
Наибольшая частота дискретизации, которую может обеспечить аналого-цифровой преобразователь (АЦП) звуковой карты при оцифровке звука. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что роль этого параметра практически полностью аналогична разрядности, описанной пунктом выше. А его стандартные значения, встречаемые в современных аудиокартах, соответствуют таким показателям качества звука:
44,1 кГц —Audio CD;
48 кГц — DVD
96 кГц — DVD-Audio 5.1
192 кГц — DVD-Audio 2.0 (по ряду причин двухканальный звук имеет более высокую частоту дискретизации, чем многоканальный), наиболее высокий показатель в современных звуковых картах потребительского уровня.
Динамический диапазон
Динамическим диапазоном АЦП называют соотношение между самым громким и самым тихим звуком, который способен воспринять и обработать преобразователь. Чем больше этот параметр — тем полнее будет картина преобразованного в цифровой формат звука, тем меньше тихих деталей (которые, тем не менее, влияют на общее звучание) останется при оцифровке «за кадром». В то же время отметим, что критичным этот параметр является разве что для профессиональной записи, а потому указывается в характеристиках довольно редко, обычно лишь в моделях соответствующей специализации (в частности, аудиоинтерфейсах, см. «Вид»).