Время переключения на батарею
Время, необходимое для переключения нагрузки с питания от сети на питание от батареи. В резервных и
интерактивных ИБП (см. Тип) в этот момент происходит кратковременное пропадание напряжения — соответственно, чем меньше время переключения на батарею, тем более равномерное питание обеспечивает источник при пропадании напряжения. В идеале время переключения для традиционной частоты переменного тока 50 Гц должно составлять не более 5 мс (четверть одного периода синусоиды). У инверторных ИБП время переключения по определению равно нулю.
Диапазон входного напряжения
В данном случае подразумевается диапазон входного напряжения, в котором ИБП способен выдавать на нагрузку стабильное напряжение только за счёт собственных регуляторов, не переключаясь на батарею. У резервных ИБП (см. «Тип») этот диапазон довольно невелик, приблизительно от 190 до 260 В; у интерактивных и особенно инверторных он значительно шире. Некоторые модели ИБП позволяют вручную задавать диапазон входного напряжения.
Пиковая выходная мощность
Максимальная выходная мощность, выдаваемая ИБП, иными словами — наибольшая полная мощность нагрузки, допустимая для данной модели.
Данный показатель измеряется в вольт-амперах (общий смысл этой единицы тот же, что и у ватта, а разные названия применяются для того, чтобы разделить разные виды мощности). Полная потребляемая мощность нагрузки, подразумеваемая в данном случае, является суммой двух мощностей — активной и реактивной. Активная мощность — это фактически эффективная мощность (в характеристиках электроприборов именно она указывается в ваттах). Реактивной называют мощность, расходуемую «впустую» катушками и конденсаторами в устройствах переменного тока; при большом количестве катушек и/или конденсаторов эта мощность может составлять довольно значительную часть от общего энергопотребления. Отметим, что для несложных задач можно пользоваться данными об эффективной мощности (она нередко приводится и для ИБП — см. ниже); но для точных электротехнических расчетов стоит использовать полную.
Простейшее правило выбора по данному показателю звучит так: максимальная выходная мощность ИБП в вольт-амперах должна быть как минимум в 1,7 раз выше, чем общая мощность нагрузки в ваттах. Существуют и более детальные формулы расчета, учитывающие особенности разных типов нагрузки; их можно найти в специальных источниках. Что касается конкретных значений, то самые скромные современные ИБП выдают
700 – 1000 ВА, а то и
...="/list/178/pr-6816/">меньше — этого достаточно для питания ПК средней производительности; а в наиболее «тяжеловесных» моделях этот показатель может составлять
8 – 10 кВа и
выше.
Номинальная выходная мощность
Эффективная выходная мощность ИБП, по сути — максимальная активная мощность нагрузки, которую можно подключать к устройству.
Активная мощность расходуется непосредственно на работу устройства; она обозначается в ваттах. Помимо нее, большинство приборов переменного тока потребляет также реактивную мощность, которая «впустую» (условно говоря) расходуется катушками и конденсаторами. Полная мощность (обозначается в вольт-амперах) как раз и является суммой активной и реактивной мощностей; именно эту характеристику стоит использовать при точных электротехнических расчетах. Подробнее см. «Максимальная выходная мощность»; здесь же отметим, что при подборе ИБП для относительно несложного применения вполне можно пользоваться и одной только эффективной мощностью. Это как минимум проще, чем пересчитывать ватты, заявленные в характеристиках подключаемых устройств, в вольт-амперы полной мощности.
Наиболее скромные современные «бесперебойники» выдают
не более 500 Вт.
501 – 1000 Вт можно считать средним значением,
1,1 – 2 кВт — выше среднего, а в наиболее мощных моделях этот показатель
превышает 2 кВт и может достигать весьма впечатляющих значений (до 1000 кВт и более в отдельных ИБП промышленного класса).
Напряжение 1-го аккумулятора
Величина рабочего напряжения одного комплектного аккумулятора. В большинстве случаев составляет 12 В, немного реже встречаются ИБП с 24-вольтовыми аккумуляторами.
Общая емкость батарей
Емкость батареи, установленной в ИБП. Для моделей с несколькими батареями это одновременно и общая рабочая емкость, и емкость каждой отдельной батареи: аккумуляторы в таких устройствах обычно подключаются последовательно, так что их общая емкость соответствует емкости каждого отдельного элемента.
Теоретически более высокая емкость батареи означает возможность дольше питать нагрузку определенной мощности. Однако на практике данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым. Дело в том, что фактическое количество энергии, накапливаемое батареей, зависит не только от емкости в ампер-часах, но и от напряжения в вольтах; это напряжение часто не уточняется в характеристиках, притом что для точных расчетов его необходимо знать. Так что при выборе стоит ориентироваться на более «приближенные к жизни» характеристики — прежде всего на прямо заявленное время работы в разных режимах (см. выше).
Тип батареи
Тип аккумулятора, установленного в «бесперебойнике».
—
Стеклотканевая (AGM). Продвинутая разновидность свинцово-кислотных АКБ с электролитом в адсорбированном состоянии: отсеки такого аккумулятора заполнены пористым материалом, который и содержит в себе кислоту. При этом корпус батареи герметичен и AGM-модели являются необслуживаемыми. Данная технология является наиболее популярной в аккумуляторах для «бесперебойников»: она идеально подходит для батарей, работающих в буферном режиме (то есть когда разряжаться приходится редко и, как правило, понемногу). Кроме того, она обеспечивает длительный срок службы, да и обходятся AGM-батареи недорого. Из недостатков этого варианта можно отметить невозможность восполнения электролита при его утечке, а также плохую переносимость перезаряда (хотя последнее при качественном контроллере питания становится неактуальным).
—
Гелевая (GEL). Разновидность свинцово-кислотных аккумуляторов, использующая электролит в виде геля. GEL-аккумуляторы лучше всего пригодны для работы в циклическом режиме — то есть когда батарее нужно подолгу питать нагрузку с разрядкой почти до нуля, затем заряжаться и снова обеспечивать длительное автономное питание. А вот для буферного режима, в котором работают большинство ИБП (долгое время стоять наготове, чтобы в случае сбоя ненадолго поддержать энергоснабжение) эта технология по ряду причин подходит плохо. Поэтому приобретать та
...кие батареи имеется смысл лишь в тех случаях, когда «беспребойнику» приходится включаться практически ежедневно — например, в нестабильных сетях с постоянными и длительными перебоями в подаче энергии.
— Литий-ионная (Li-Ion). Ключевыми достоинствами литий-ионных аккумуляторов можно назвать высокую емкость при небольших габаритах и весе. Также батареи Li-Ion не подвержены «эффекту памяти» и способны довольно быстро заряжаться. Разумеется, данный вариант не лишен недостатков — прежде всего, это чувствительность к низким и повышенным температурам, а при перегрузке литий-ионный аккумулятор может загореться или даже взорваться. Впрочем, благодаря использованию встроенных контроллеров вероятность подобных «аварийных» ситуаций чрезвычайно мала и в целом преимущества данной технологии заметно перекрывают недостатки.
— Литий-железо-фосфатная (LiFePO4). Продвинутая модификация литий-ионных аккумуляторов (см. выше), разработанная для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы характеризуются большим количеством рабочих циклов заряда/разряда, химической и термической стабильностью, переносимостью низких температур, непродолжительным временем заряда (в т.ч. высокими токами) и безопасностью в эксплуатации. Вероятность «взрыва» батареи LiFePO4 при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом такие аккумуляторы без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками и держат рабочее напряжение почти до самого полного разряда.Время полной зарядки
Время, затрачиваемое на полную зарядку батареи ИБП. Отметим, что в данном случае это время считают по особенным правилам: не от 0 до 100 % заряда, а от состояния, в котором невозможно поддерживать половинную нагрузку, до 90 % заряда. Разумеется, полная зарядка займёт несколько больше времени. Однако эти данные более приближены к практике, чем подсчёт «от 0 до 100 %»: невозможность работы с половинной нагрузкой делает ИБП практически бесполезным, и это состояние можно принять за ноль, а 90% аккумулятора уже способны дать неплохую гарантию на случай сбоя электропитания.
Холодный старт
Возможность включения бесперебойника в режиме «холодного старта».
Холодным стартом называют такой режим включения, при котором внешнее питание отсутствует, а подключённая к ИБП нагрузка запитывается сразу от батареи бесперебойника (которая, разумеется, должна быть заряжена). Подобный режим бывает особенно полезен в экстренных случаях — например, если нужно срочно напечатать документ, а света нет.