Байпас (включение напрямую)
Байпас (by-pass) означает такой режим работы ИБП, при котором питание на нагрузку подаётся непосредственно из внешнего источника — электрической сети, дизель-генератора и т.п. — практически без обработки в самом ИБП. Этот режим может включаться как автоматически, так и вручную.
— Автоматический байпас является своего рода мерой безопасности. Он включается в том случае, когда ИБП в штатном режиме не может обеспечить питание нагрузки — например, при перегрузке ИБП за счёт резкого увеличения потребляемой мощности нагрузки.
— Ручной байпас позволяет включить этот режим по желанию пользователя, независимо от параметров работы. Это может быть необходимо, например, для «горячей» замены батареи (подробнее см. ниже) или для пуска оборудования, у которого пусковая мощность превышает мощность ИБП. Технически он также может играть роль меры безопасности, однако автоматические системы в этом смысле надёжнее.
В некоторых ИБП предусмотрены оба варианта включения байпаса.
Пиковая выходная мощность
Максимальная выходная мощность, выдаваемая ИБП, иными словами — наибольшая полная мощность нагрузки, допустимая для данной модели.
Данный показатель измеряется в вольт-амперах (общий смысл этой единицы тот же, что и у ватта, а разные названия применяются для того, чтобы разделить разные виды мощности). Полная потребляемая мощность нагрузки, подразумеваемая в данном случае, является суммой двух мощностей — активной и реактивной. Активная мощность — это фактически эффективная мощность (в характеристиках электроприборов именно она указывается в ваттах). Реактивной называют мощность, расходуемую «впустую» катушками и конденсаторами в устройствах переменного тока; при большом количестве катушек и/или конденсаторов эта мощность может составлять довольно значительную часть от общего энергопотребления. Отметим, что для несложных задач можно пользоваться данными об эффективной мощности (она нередко приводится и для ИБП — см. ниже); но для точных электротехнических расчетов стоит использовать полную.
Простейшее правило выбора по данному показателю звучит так: максимальная выходная мощность ИБП в вольт-амперах должна быть как минимум в 1,7 раз выше, чем общая мощность нагрузки в ваттах. Существуют и более детальные формулы расчета, учитывающие особенности разных типов нагрузки; их можно найти в специальных источниках. Что касается конкретных значений, то самые скромные современные ИБП выдают
700 – 1000 ВА, а то и
...="/list/178/pr-6816/">меньше — этого достаточно для питания ПК средней производительности; а в наиболее «тяжеловесных» моделях этот показатель может составлять
8 – 10 кВа и
выше.
Номинальная выходная мощность
Эффективная выходная мощность ИБП, по сути — максимальная активная мощность нагрузки, которую можно подключать к устройству.
Активная мощность расходуется непосредственно на работу устройства; она обозначается в ваттах. Помимо нее, большинство приборов переменного тока потребляет также реактивную мощность, которая «впустую» (условно говоря) расходуется катушками и конденсаторами. Полная мощность (обозначается в вольт-амперах) как раз и является суммой активной и реактивной мощностей; именно эту характеристику стоит использовать при точных электротехнических расчетах. Подробнее см. «Максимальная выходная мощность»; здесь же отметим, что при подборе ИБП для относительно несложного применения вполне можно пользоваться и одной только эффективной мощностью. Это как минимум проще, чем пересчитывать ватты, заявленные в характеристиках подключаемых устройств, в вольт-амперы полной мощности.
Наиболее скромные современные «бесперебойники» выдают
не более 500 Вт.
501 – 1000 Вт можно считать средним значением,
1,1 – 2 кВт — выше среднего, а в наиболее мощных моделях этот показатель
превышает 2 кВт и может достигать весьма впечатляющих значений (до 1000 кВт и более в отдельных ИБП промышленного класса).
Розеток с резервом
Количество
розеток, подключённых к резерву питания (батарее), предусмотренное в конструкции ИБП. Для того, чтобы ИБП выполнял свою основную роль (обеспечивал резерв питания на случай перебоев с электричеством), соответствующие электроприборы нужно подключать именно к этим розеткам. Розетки имеют стандартную форму и совместимы с абсолютным большинством популярных вилок под сеть 230 В.
Минимально в ИБП предусмотрено
1 или
2 розетки, в более продвинутых их может быть
3 и
больше.
Тип батареи
Тип аккумулятора, установленного в «бесперебойнике».
—
Стеклотканевая (AGM). Продвинутая разновидность свинцово-кислотных АКБ с электролитом в адсорбированном состоянии: отсеки такого аккумулятора заполнены пористым материалом, который и содержит в себе кислоту. При этом корпус батареи герметичен и AGM-модели являются необслуживаемыми. Данная технология является наиболее популярной в аккумуляторах для «бесперебойников»: она идеально подходит для батарей, работающих в буферном режиме (то есть когда разряжаться приходится редко и, как правило, понемногу). Кроме того, она обеспечивает длительный срок службы, да и обходятся AGM-батареи недорого. Из недостатков этого варианта можно отметить невозможность восполнения электролита при его утечке, а также плохую переносимость перезаряда (хотя последнее при качественном контроллере питания становится неактуальным).
—
Гелевая (GEL). Разновидность свинцово-кислотных аккумуляторов, использующая электролит в виде геля. GEL-аккумуляторы лучше всего пригодны для работы в циклическом режиме — то есть когда батарее нужно подолгу питать нагрузку с разрядкой почти до нуля, затем заряжаться и снова обеспечивать длительное автономное питание. А вот для буферного режима, в котором работают большинство ИБП (долгое время стоять наготове, чтобы в случае сбоя ненадолго поддержать энергоснабжение) эта технология по ряду причин подходит плохо. Поэтому приобретать та
...кие батареи имеется смысл лишь в тех случаях, когда «беспребойнику» приходится включаться практически ежедневно — например, в нестабильных сетях с постоянными и длительными перебоями в подаче энергии.
— Литий-ионная (Li-Ion). Ключевыми достоинствами литий-ионных аккумуляторов можно назвать высокую емкость при небольших габаритах и весе. Также батареи Li-Ion не подвержены «эффекту памяти» и способны довольно быстро заряжаться. Разумеется, данный вариант не лишен недостатков — прежде всего, это чувствительность к низким и повышенным температурам, а при перегрузке литий-ионный аккумулятор может загореться или даже взорваться. Впрочем, благодаря использованию встроенных контроллеров вероятность подобных «аварийных» ситуаций чрезвычайно мала и в целом преимущества данной технологии заметно перекрывают недостатки.
— Литий-железо-фосфатная (LiFePO4). Продвинутая модификация литий-ионных аккумуляторов (см. выше), разработанная для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы характеризуются большим количеством рабочих циклов заряда/разряда, химической и термической стабильностью, переносимостью низких температур, непродолжительным временем заряда (в т.ч. высокими токами) и безопасностью в эксплуатации. Вероятность «взрыва» батареи LiFePO4 при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом такие аккумуляторы без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками и держат рабочее напряжение почти до самого полного разряда.Импульсная защита
Максимальная энергия электрического импульса в сети питания, которую способен компенсировать ИБП. Короткие импульсы с высокой энергией время от времени могут возникать практически во всех сетях — например, вследствие наводки от мощных источников излучения или из-за некачественного срабатывания защиты от молний на ЛЭП; для незащищённых приборов такие флюктуации могут оказаться весьма вредны. Чем больше количество поглощаемой энергии — тем выше, соответственно, уровень
импульсной защиты, обеспечиваемый ИБП.