Форм-фактор
Форм-фактор корпуса компьютера характеризует прежде всего внутренний объем. Основные форм-факторы ПК:
—
Midi Tower. Представитель семейства tower (корпуса с вертикальной установкой) средних размеров — около 45 см в высоту при ширине 15-20 см, с количеством внешних отсеков от 2 до 4. Наиболее популярен для домашних ПК среднего класса.
—
Mini Tower. Наиболее компактный «вертикальный» тип корпуса, при ширине 15-20 см имеет высоту около 35 см и (обычно) не более 2 отсеков с внешним доступом. Используется в основном для офисных ПК, не требующих высокой производительности.
—
Full Tower. Корпус с установкой в вертикальном положении, один из наиболее крупных форм-факторов для ПК на сегодняшний день: ширина составляет 15-20 см, высота — 50-60 см, количество отсеков с внешним доступом может достигать 10. Чаще всего в этом форм-факторе выполняются продвинутые ПК высокой производительности.
—
Desktop. Корпуса, рассчитанные на установку непосредственно на рабочем столе. Часто имеют возможность горизонтальной установки — с таким расчетом, чтобы сверху на корпус можно было поставить монитор — хотя встречаются и модели, устанавливаемые строго вертикально. В любом случае «десктопные» модели имеют относительно небольшие размеры.
—
Cube Case. Корпуса, имеющие кубическую ил
...и близкую к ней форму. Могут иметь разные размеры и предназначаться под разные типы материнских плат, этот момент в каждом случае стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, подобные корпуса имеют довольно оригинальный внешний вид, отличающийся от традиционных «тауэров» и «десктопов».Чипсет
Модель чипсета, используемого в штатной комплектации ПК.
Чипсет можно описать как набор микросхем, обеспечивающий совместное функционирование центрального процессора, оперативной памяти, устройств ввода-вывода и т.п. Именно такой набор микросхем лежит в основе любой материнской платы. Зная модель чипсета, можно найти и оценить его подробные характеристики; большинству пользователей такая информация незачем, однако для специалистов она бывает весьма полезной.
Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ПК в тесте (бенчмарке) Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, позволяющий оценить производительность CPU в различных режимах и с различным количеством обрабатываемых потоков. Результаты выводятся в баллах; чем больше баллов — тем выше общая производительность процессора. Для сравнения: по состоянию на 2020 год в бюджетных решениях результаты измеряются сотнями баллов, в моделях среднего уровня они варьируются от 800 – 900 до более чем 6 000 баллов, а отдельные топовые чипы способны показать 40 000 баллов и более.
Модель видеокарты
Основными производителями видеокарт в наше время являются
AMD,
NVIDIA и Intel, причем каждый имеет свою специфику. NVIDIA выпускает преимущественно дискретные решения; среди самых распространенных — серии
GeForce MX1xx,
GeForce MX3xx,
GeForce GTX 10xx (в частности
GTX 1050,
GTX 1050 Ti и
GTX 1060),
GeForce GTX 16xx,
GeForce RTX 20xx,
GeForce RTX 30xx (
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti),
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090 и отдельная серия
Quadro. AMD предлагает как дискретную, так и встроенную графику — в том числе в рамках популярных серий
Radeon RX 500,
Radeon RX 5000,
Radeon RX 6000,
Radeon RX 7000 и
AMD Radeon Pro. А Intel занимается исключительно модулями, интегрированными в процессоры своего же производства — это может быть HD Graphics, UHD Graphics и Iris.
Отметим, что многие конфигурации с дискретной графикой имеют также интегрированный графический модуль; в таких случаях указывается название дискретной видеокарты, как более продвинутой.
Поддержка VR
Поддержка видеокартой ПК технологий виртуальной реальности, проще говоря — возможность применять с компьютером очки и шлемы VR. Такое оборудование дает мощный эффект погружения в происходящее — изображение перед глазами меняется при движении головы так, как будто пользователь смотрит на него вживую. Однако для обработки подобной графики требуется высокая производительность, а также поддержка некоторых специальных технологий. Так что если вы намерены использовать VR — стоит выбирать систему, для которой данная возможность прямо заявлена.
Поддержка VR встречается в первую очередь в профессиональных геймерских ПК, однако она может пригодиться и разработчикам, занимающимся VR-приложениями.
Разъемы
В большинстве настольных ПК этот ассортимент определяется как разъемами на «материнке», так и на дискретной видеокарте, среди которых могут быть представлены
VGA,
DVI,
HDMI выход (встречаются модели, где
HDMI 2 шт),
HDMI вход,
DisplayPort,
miniDisplayPort. Более подробно о них.
— VGA. Он же D-Sub. Аналоговый видеовыход с максимальным разрешением до 1280х1024 и без поддержки звука. В современных устройствах устанавливается крайне редко, зато может пригодиться для подключения отдельных моделей проекторов и телевизоров, а также устаревшей видеотехники.
— DVI. Современные ПК могут оснащаться как чисто цифровым DVI-D, так и гибридным DVI-I; последний допускает также аналоговое подключение, в т.ч. работу с VGA-устройствами через переходник, и в аналоговом формате имеет разрешение в 1280х1024. В цифровом DVI этот параметр может достигать 1920х1200 в одноканальном режиме (single link) и 2560х1600 в двухканальном (dual link). Наличие двухканального режима необходимо уточнять отдельно.
— HDMI выход. Цифровой выход, изначально предназначенный для HD-контента — видео высокого разрешения и многоканального звука. Интерфейс HDMI практически обязателен для современной мультимедийной техники с поддержкой HD, также он чрезвычайно п
...опулярен и в компьютерных мониторах — так что наличие у ПК такого выхода дает весьма обширные возможности по подключению внешних экранов и даже высококлассных аудиоустройств. В некоторых устройствах может быть даже 2 выхода HDMI.
— HDMI вход. Наличие в ПК хотя бы одного входа HDMI. Подробнее о самом интерфейсе см. выше; здесь же отметим, что именно входы данного формата встречаются преимущественно в моноблоках (см. «Тип»). Это как минимум позволяет использовать собственный дисплей моноблока в качестве экрана для другого устройства (например, в роли внешнего монитора для ноутбука). Впрочем, возможны и другие, более специфические варианты применения входа HDMI — например, запись входящего видеосигнала, или его передача (коммутация) на один из видеовыходов ПК.
И входы, и выходы HDMI в современных ПК могут соответствовать разным версиям:
- v 1.4. Наиболее ранний стандарт из широко применяемых в наше время. Поддерживает разрешения до 4096х2160 и частоту кадров до 120 к/с (правда, только на разрешении 1920х1080 или ниже), может применяться и для передачи 3D-видеосигнала. Помимо оригинальной версии 1.4, можно встретить улучшенные v 1.4a и v 1.4b — в обоих случаях улучшения коснулись в основном работы с 3D.
- v 2.0. Стандарт, также известный как HDMI UHD — именно в нем впервые появилась полноценная поддержка UltraHD 4K, с частотой кадров до 60 к/с, а также совместимость с форматом кадра 21:9. Помимо этого, количество одновременно передаваемых каналов и потоков аудио увеличилось до 32 и 4 соответственно. Также стоит отметить, что изначально версия 2.0 не предусматривала поддержку HDR, однако она появилась в обновлении v 2.0a; если эта функция важна для вас — не помешает уточнить, какая именно версия 2.0 предусмотрена в ПК, оригинальная или обновленная.
- v 2.0b. Второе обновление описанной выше v 2.0. Основным обновлением стало расширение возможностей по работе HDR, в частности, поддержка двух новых форматов.
- v 2.1. Она же — HDMI Ultra High Speed: пропускная способность была увеличена до такой степени, что появилась возможность передачи 10K видео на 120 к/с (не говоря уже о более скромных разрешениях) а также работы с расширенными цветовыми схемами разрядностью до 16 бит. Последнее может пригодиться для некоторых профессиональных задач. Однако стоит учитывать, что все возможности HDMI v 2.1 доступны только при использовании кабелей, рассчитанных на этот стандарт.
— DisplayPort. Цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике — в частности, широко используется в компьютерах и мониторах Apple. Одной из интересных особенностей данного стандарта является возможность работы в формате daisy chain — подключение нескольких экранов к одному порту последовательно, с передачей собственного сигнала на каждый из них (хотя данная функция технически доступна далеко не со всеми экранами под данный интерфейс). DisplayPort также представлен на рынке в нескольких версиях, актуальные в наше время таковы:
- v 1.2. Наиболее ранняя из широко применяемых версий (2010 год). Однако уже в этой версии появилась совместимость 3D и режим daisy chain. Максимальное полноценно поддерживаемое разрешение при подключении одного монитора составляет 5K (30 к/с), с определенными ограничениями возможна передача до 8K; частота кадров в 60 Гц поддерживается вплоть до разрешения 3840х2160, а 120 Гц — до 2560х1600. А при использовании daisy chain можно подключить одновременно до 2 экранов 2560x1600 на 60 кадрах в секунду или до 4 экранов 1920х1200. Помимо оригинальной версии 1.2, существует улучшенная v 1.2a, основным нововведением которой стала поддержка AMD FreeSync — технологии для синхронизации частоты кадров монитора с сигналом от видеокарты AMD.
- v 1.3. Обновление, представленное в 2014 году. Повышенная пропускная способность позволила предусмотреть уже полноценную, без ограничений, поддержку 8K на 30 к/с, а также передавать 4K изображение с частотой 120 к/с, достаточной для работы с 3D. Разрешения в режиме daisy chain также выросли — до 4K (3840x2160) на 60 к/с для двух экранов и 2560х1600 на той же частоте кадров — для четырех. Из специфических нововведений стоит упомянуть режим Dual Mode, позволяющий подключать к такому разъему HDMI- и DVI-устройства через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. Наиболее новая версия из широко применяемых в современных ПК. Формально максимальная скорость подключения по сравнению с предыдущей версией не увеличилась, но благодаря оптимизации сигнала появилась возможность работы с 4K и 5K разрешениями на 240 к/с и с 8K — на 120 к/с. Правда, для этого подключенный экран должен поддерживать технологию кодировки DSC — в противном случае доступные разрешения не будут отличаться от показателей версии 1.3. Помимо этого, в v 1.4 добавилась поддержка ряда специальных функций, в том числе HDR10, а максимальное количество одновременно передаваемых каналов звука увеличилось до 32.
— miniDisplayPort. Уменьшенная версия описанного выше разъема DisplayPort, также может соответствовать разным версиям (см. выше). Отметим, что такой же аппаратный разъем используется в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2, а графическая часть этого интерфейса основана как раз на DisplayPort. Поэтому к miniDisplayPort можно напрямую подключать даже некоторые Thunderbolt-мониторы (хотя такую возможность желательно все же уточнить отдельно).
— COM-порт (RS-232). Последовательный порт, изначально применявшийся для подключения dial-up модемов и некоторой периферии, в частности, мышей. Однако на сегодняшний день данный интерфейс используется как служебный в различных устройствах — телевизорах, проекторах, сетевом оборудовании (маршрутизаторах и коммутаторах) и т.п. Подключение к ПК по RS-232 позволяет управлять параметрами работы внешнего устройства с компьютера.PS/2
Количество разъемов PS/2, предусмотренное на задней панели ПК.
PS/2 (в просторечии «пи-эс пополам») представляет собой специализированный разъем характерной круглой формы, применяемый исключительно для клавиатур и мышей. В связи с появлением более совершенных интерфейсов (USB 3.2, Thunderbolt и т. п.) он считается устаревшим, однако все еще встречается в отдельных моделях ПК. Это связано, в частности, с тем, что использование периферии PS/2 позволяет освободить более продвинутые порты, которые могут потребоваться для более требовательных устройств.
Что касается количества, то разъемы PS/2 применяются максимум по два — один для клавиатуры, второй для мыши. Встречаются конфигурации и с одним таким гнездом — в таких случаях оно обычно делается комбинированным и допускает подключение обоих видов периферии, на выбор. Впрочем, эти подробности не помешает уточнить отдельно.
Макс. подключаемых мониторов
Максимальное количество мониторов, которые можно одновременно подключить к ПК и использовать совместно.
Одновременное подключение нескольких экранов позволяет расширить доступное пользователю визуальное пространство. К примеру, дизайнерам и верстальщикам это может пригодиться при работе с крупноформатными материалами, программистам — для разделения задач (один монитор для написания кода, второй для поиска нужной информации и других вспомогательных целей), а геймерам-энтузиастам — для обеспечения максимального эффекта погружения.
USB 2.0
Количество полноразмерных разъемов
USB версии 2.0, предусмотренных на передней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к передней панели без применения разветвителей. Конкретно же версия 2.0 некоторое время назад была наиболее популярной, однако сейчас она считается устаревшей, на смену ей постепенно приходят более продвинутые стандарты вроде USB 3.0 (3.1 gen1). Тем не менее, возможностей USB 2.0 (скорость передачи данных до 480 Мбит/с) все еще вполне хватает для многих периферийных устройств — начиная от клавиатур и мышей и заканчивая принтерами. Так что до полного исчезновения этому стандарту еще далеко, и в некоторых ПК на передней панели может предусматриваться
сразу несколько таких портов.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные разъемы чаще всего имеются и на задней стороне корпуса. Однако передняя панель находится ближе к пользователю, и гнезда на ней оптимально подходят для периферии, которую нужно часто подключать и отключать — такой, как флешки.