Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ПК в тесте (бенчмарке) Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, позволяющий оценить производительность CPU в различных режимах и с различным количеством обрабатываемых потоков. Результаты выводятся в баллах; чем больше баллов — тем выше общая производительность процессора. Для сравнения: по состоянию на 2020 год в бюджетных решениях результаты измеряются сотнями баллов, в моделях среднего уровня они варьируются от 800 – 900 до более чем 6 000 баллов, а отдельные топовые чипы способны показать 40 000 баллов и более.
Тест Passmark G3D Mark
Результат, показанный видеокартой ПК в тесте (бенчмарке) Passmark G3D Mark.
Passmark G3D Mark представляет собой комплексный тест для проверки производительности видеокарты в различных режимах. Традиционно для таких тестов результаты выводятся в баллах, большее количество баллов означает (пропорционально) более высокую вычислительную мощность. Впрочем, стоит иметь в виду, что видеокарта тестируется в разных режимах, и итоговое количество баллов выводится на основе нескольких результатов в специализированных тестах. Поэтому адаптеры со схожим общим результатом могут несколько различаться по фактической производительности в отдельных специфических форматах работы. Так что если ПК приобретается для профессиональной работы с графикой, и высокая эффективность в некоторых специализированных задачах является критичной — эти нюансы не помешает уточнить отдельно.
Отметим, что при помощи Passmark G3D Mark в наше время тестируют все виды графических адаптеров (см. «Тип видеокарты»). При этом для интегрированных решений результат более чем в 1200 баллов считается очень хорошим, а в дискретных моделях этот показатель может варьироваться от 2200 – 2300 баллов до 20 000 баллов и более.
Тип накопителя
Тип накопителя, штатно установленного в компьютере.
Отметим, что многие ПК позволяют дополнить комплектный накопитель или даже целиком заменить его, однако удобнее купить подходящую конфигурацию изначально и не возиться с переоснащением. Что касается типов, то традиционные жесткие диски (
HDD) в наше время все более уступают позиции твердотельным модулям
SSD. Кроме того, довольно популярны сочетания
HDD+SSD (в том числе с использованием продвинутых технологий
Intel Optane и
Fusion Drive) и новинки
SSD+SSD. А вот такие решения, как SSHD и eMMC, практически вышли из употребления. Рассмотрим эти варианты подробнее:
— HDD. Классический жесткий магнитный диск. Ключевым достоинством таких накопителей является невысокая стоимость в пересчете на единицу объема — это позволяет создавать вместительные и в то же время недорогие хранилища. С другой стороны, HDD заметно уступают SSD по скорости работы, а также плохо переносят удары и сотрясения. В свете этого данный тип носителей все реже используется в чистом виде — намного чаще можно встретить сочетание жесткого диска с SSD-модулем (см. ниже).
— SSD. Твердотельные накопители на основе флэш-памяти. При том же объеме SSD обходится заметно дороже HDD, однако это оправдывается рядом достоинств. Во-первых, так
...ие накопители работают значительно быстрее жестких дисков; конкретное быстродействие может быть разным (в зависимости от типа памяти, интерфейса подключения и т. п.), однако даже недорогие SSD превосходят по этому показателю продвинутые HDD. Во-вторых, твердотельная память не имеет движущихся частей, что дает сразу несколько преимуществ: легкость, компактность, нечувствительность к ударам и низкое энергопотребление. А стоимость подобной памяти постоянно снижается по мере развития технологий. Так что все больше современных ПК оснащаются именно подобными накопителями, причем это могут быть конфигурации любого уровня — от бюджетных до топовых.
— HDD+SSD. Наличие в одной системе сразу двух накопителей — HDD и SSD. Подробнее каждая из этих разновидностей описана выше; а их сочетание в одной системе позволяет объединить достоинства и частично компенсировать недостатки. К примеру, на SSD (имеющем обычно довольно небольшой объем) можно хранить системные файлы и другие данные, для которых важна быстрота доступа (например, рабочие приложения); а HDD хорошо подходит для больших объемов информации, не требующих особо высокой скорости (характерный случай — видеофайлы и другой мультимедийный контент). Кроме этого, твердотельный модуль можно применять не как отдельное хранилище, а как промежуточный кэш для ускорения работы жесткого диска; впрочем, для этого обычно требуются специальные программные настройки (тогда как режим «два отдельных накопителя» чаще всего доступен по умолчанию).
Также подчеркнем, что в данном случае речь идет об «обычных» SSD-модулях, не относящихся к сериям Optane и Fusion Drive; особенности этих серий подробно описаны ниже.
— HDD+Optane. Сочетание традиционного жесткого диска с твердотельным SSD-модулем из серии Intel Optane. Подробнее об общих особенностях такого сочетания см. «HDD+SSD» выше. Здесь же отметим, что «оптейны» отличаются от других SSD-накопителей особой трехмерной структурой ячеек памяти (технология 3D Xpoint). Это позволяет обращаться к данным на уровне отдельных ячеек и обходиться без некоторых дополнительных операций, что ускоряет скорость работы и снижает задержки, а также положительно сказывается на сроке службы памяти. Второе отличие заключается в том, что Optane обычно используется не как отдельный накопитель, а как вспомогательный буфер (кэш) для основного жесткого диска, призванный повысить скорость работы. Оба накопителя при этом воспринимаются системой как единое устройство. Недостаток данного типа SSD традиционен — довольно высокая стоимость; также стоит отметить, что его превосходство более всего заметно на сравнительно невысоких нагрузках (хотя и при росте нагрузки оно не исчезает полностью).
— HDD+Fusion Drive. Разновидность связки «HDD+SSD» (см. выше), применяемая исключительно в компьютерах Apple и оптимизированная под фирменную «операционку» macOS. Впрочем, правильнее будет сравнивать данный вариант с сочетанием «HDD+Optane» (также описан выше): так, оба накопителя воспринимаются системой как единое целое, а модуль Fusion Drive используется в том числе как скоростной кэш для жесткого диска. Однако есть и существенные отличия. Во-первых, Fusion Drive имеет значительные объемы и применяется не только как служебный буфер, но и как часть полноценного накопителя — для постоянного хранения данных. Во-вторых, общий объем всей связки приблизительно соответствует сумме объемов обоих накопителей (за вычетом пары «служебных» гигабайт). Данный тип накопителя обходится недешево, однако эффективность и удобство вполне соответствуют этой цене.
— SSHD. Так называемый гибридный накопитель: устройство, объединяющее в одном корпусе жесткий диск и небольшой SSD-кэш. Некоторое время назад это решение было достаточно популярным, однако сейчас оно почти не встречается, будучи вытесненным более практичным вариантом — различными разновидностями HDD+SSD.
— eMMC. Разновидность твердотельной памяти, изначально разработанная для портативных гаджетов вроде смартфонов и планшетов. От SSD отличается, с одной стороны, меньшей стоимостью и низким энергопотреблением, с другой — сравнительно невысокой скоростью и надежностью. Из-за этого данный тип накопителей используется крайне редко — в частности, в единичных моделях микрокомпьютеров и тонких клиентов (см. «Тип»).
— HDD+eMMC. Сочетание жесткого диска (HDD) и твердотельного модуля eMMC. Эти виды накопителей подробно описаны выше; здесь же заметим, что данный вариант встречается крайне редко, причем в довольно специфических устройствах — моноблоках (см. «Тип») с функцией трансформера, где экран представляет собой съемный планшет, который можно использовать автономно. В таком планшете обычно устанавливается модуль eMMC, а в стационарной части размещается жесткий диск. Впрочем, возможен и другой вариант — связка, аналогичная HDD+SSD (см. выше), где eMMC применяется для снижения стоимости и/или энергопотребления.
— SSD+eMMC. Еще одно сочетание двух описанных выше видов накопителей. Применялось в единичных моноблоках и неттопах — в основном с целью снижения стоимости; на сегодня данный вариант практически не встречается.Емкость 2-го накопителя
Емкость дополнительного накопителя, установленного в ПК.
Данный параметр актуален в первую очередь для конфигураций с разнотипными носителями. Так, в связках HDD+SSD и HDD+eMMC основным накопителем считается жесткий диск, а в данном пункте указывается емкость твердотельного модуля. В конфигурациях SSD+eMMC вторым накопителем считается eMMC — менее емкий и выполняющий вспомогательную функцию. Встречаются модели ПК с двумя жесткими дисками, но в таких случаях диски обычно имеют одинаковый объем, и для них неважно, который считать основным.
Если говорить о конкретных цифрах, то объем
до 128 ГБ можно считать относительно небольшим, а
128 ГБ и более — солидным. Подробнее же об объемах в целом см. «Емкость накопителя» выше.
Внутренних отсеков 3.5"
Количество в компьютере внутренних отсеков под комплектующие форм-фактора 3,5". Этот форм-фактор является стандартным для жестких дисков, а также нередко используется в других типах накопителей; соответственно, чем больше отсеков — тем больше накопителей можно установить на компьютер.
Уделять внимание количеству внутренних отсеков 3,5" имеет смысл прежде всего в том случае, если вы приобретаете конфигурацию без накопителей или в будущем планируете апгрейд ПК. При этом стоит отметить, что накопители рекомендуется устанавливать не подряд, а через один слот — для эффективности охлаждения; так что в идеале количество слотов должно быть вдвое больше числа устанавливаемых устройств.
Внутренних отсеков 2.5"
Количество в компьютере внутренних отсеков под комплектующие форм-фактора 2,5". Этот форм-фактор популярен, в частности, среди SSD-накопителей, а также компактных («ноутбучных») жестких дисках.
Уделять внимание количеству внутренних отсеков 2.5" имеет смысл прежде всего в том случае, если вы приобретаете конфигурацию без накопителей или в будущем планируете апгрейд ПК. При этом стоит отметить, что накопители рекомендуется устанавливать не подряд, а через один слот — для эффективности охлаждения; так что в идеале количество слотов должно быть вдвое больше числа устанавливаемых устройств.
Разъемы
В большинстве настольных ПК этот ассортимент определяется как разъемами на «материнке», так и на дискретной видеокарте, среди которых могут быть представлены
VGA,
DVI,
HDMI выход (встречаются модели, где
HDMI 2 шт),
HDMI вход,
DisplayPort,
miniDisplayPort. Более подробно о них.
— VGA. Он же D-Sub. Аналоговый видеовыход с максимальным разрешением до 1280х1024 и без поддержки звука. В современных устройствах устанавливается крайне редко, зато может пригодиться для подключения отдельных моделей проекторов и телевизоров, а также устаревшей видеотехники.
— DVI. Современные ПК могут оснащаться как чисто цифровым DVI-D, так и гибридным DVI-I; последний допускает также аналоговое подключение, в т.ч. работу с VGA-устройствами через переходник, и в аналоговом формате имеет разрешение в 1280х1024. В цифровом DVI этот параметр может достигать 1920х1200 в одноканальном режиме (single link) и 2560х1600 в двухканальном (dual link). Наличие двухканального режима необходимо уточнять отдельно.
— HDMI выход. Цифровой выход, изначально предназначенный для HD-контента — видео высокого разрешения и многоканального звука. Интерфейс HDMI практически обязателен для современной мультимедийной техники с поддержкой HD, также он чрезвычайно п
...опулярен и в компьютерных мониторах — так что наличие у ПК такого выхода дает весьма обширные возможности по подключению внешних экранов и даже высококлассных аудиоустройств. В некоторых устройствах может быть даже 2 выхода HDMI.
— HDMI вход. Наличие в ПК хотя бы одного входа HDMI. Подробнее о самом интерфейсе см. выше; здесь же отметим, что именно входы данного формата встречаются преимущественно в моноблоках (см. «Тип»). Это как минимум позволяет использовать собственный дисплей моноблока в качестве экрана для другого устройства (например, в роли внешнего монитора для ноутбука). Впрочем, возможны и другие, более специфические варианты применения входа HDMI — например, запись входящего видеосигнала, или его передача (коммутация) на один из видеовыходов ПК.
И входы, и выходы HDMI в современных ПК могут соответствовать разным версиям:
- v 1.4. Наиболее ранний стандарт из широко применяемых в наше время. Поддерживает разрешения до 4096х2160 и частоту кадров до 120 к/с (правда, только на разрешении 1920х1080 или ниже), может применяться и для передачи 3D-видеосигнала. Помимо оригинальной версии 1.4, можно встретить улучшенные v 1.4a и v 1.4b — в обоих случаях улучшения коснулись в основном работы с 3D.
- v 2.0. Стандарт, также известный как HDMI UHD — именно в нем впервые появилась полноценная поддержка UltraHD 4K, с частотой кадров до 60 к/с, а также совместимость с форматом кадра 21:9. Помимо этого, количество одновременно передаваемых каналов и потоков аудио увеличилось до 32 и 4 соответственно. Также стоит отметить, что изначально версия 2.0 не предусматривала поддержку HDR, однако она появилась в обновлении v 2.0a; если эта функция важна для вас — не помешает уточнить, какая именно версия 2.0 предусмотрена в ПК, оригинальная или обновленная.
- v 2.0b. Второе обновление описанной выше v 2.0. Основным обновлением стало расширение возможностей по работе HDR, в частности, поддержка двух новых форматов.
- v 2.1. Она же — HDMI Ultra High Speed: пропускная способность была увеличена до такой степени, что появилась возможность передачи 10K видео на 120 к/с (не говоря уже о более скромных разрешениях) а также работы с расширенными цветовыми схемами разрядностью до 16 бит. Последнее может пригодиться для некоторых профессиональных задач. Однако стоит учитывать, что все возможности HDMI v 2.1 доступны только при использовании кабелей, рассчитанных на этот стандарт.
— DisplayPort. Цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике — в частности, широко используется в компьютерах и мониторах Apple. Одной из интересных особенностей данного стандарта является возможность работы в формате daisy chain — подключение нескольких экранов к одному порту последовательно, с передачей собственного сигнала на каждый из них (хотя данная функция технически доступна далеко не со всеми экранами под данный интерфейс). DisplayPort также представлен на рынке в нескольких версиях, актуальные в наше время таковы:
- v 1.2. Наиболее ранняя из широко применяемых версий (2010 год). Однако уже в этой версии появилась совместимость 3D и режим daisy chain. Максимальное полноценно поддерживаемое разрешение при подключении одного монитора составляет 5K (30 к/с), с определенными ограничениями возможна передача до 8K; частота кадров в 60 Гц поддерживается вплоть до разрешения 3840х2160, а 120 Гц — до 2560х1600. А при использовании daisy chain можно подключить одновременно до 2 экранов 2560x1600 на 60 кадрах в секунду или до 4 экранов 1920х1200. Помимо оригинальной версии 1.2, существует улучшенная v 1.2a, основным нововведением которой стала поддержка AMD FreeSync — технологии для синхронизации частоты кадров монитора с сигналом от видеокарты AMD.
- v 1.3. Обновление, представленное в 2014 году. Повышенная пропускная способность позволила предусмотреть уже полноценную, без ограничений, поддержку 8K на 30 к/с, а также передавать 4K изображение с частотой 120 к/с, достаточной для работы с 3D. Разрешения в режиме daisy chain также выросли — до 4K (3840x2160) на 60 к/с для двух экранов и 2560х1600 на той же частоте кадров — для четырех. Из специфических нововведений стоит упомянуть режим Dual Mode, позволяющий подключать к такому разъему HDMI- и DVI-устройства через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. Наиболее новая версия из широко применяемых в современных ПК. Формально максимальная скорость подключения по сравнению с предыдущей версией не увеличилась, но благодаря оптимизации сигнала появилась возможность работы с 4K и 5K разрешениями на 240 к/с и с 8K — на 120 к/с. Правда, для этого подключенный экран должен поддерживать технологию кодировки DSC — в противном случае доступные разрешения не будут отличаться от показателей версии 1.3. Помимо этого, в v 1.4 добавилась поддержка ряда специальных функций, в том числе HDR10, а максимальное количество одновременно передаваемых каналов звука увеличилось до 32.
— miniDisplayPort. Уменьшенная версия описанного выше разъема DisplayPort, также может соответствовать разным версиям (см. выше). Отметим, что такой же аппаратный разъем используется в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2, а графическая часть этого интерфейса основана как раз на DisplayPort. Поэтому к miniDisplayPort можно напрямую подключать даже некоторые Thunderbolt-мониторы (хотя такую возможность желательно все же уточнить отдельно).
— COM-порт (RS-232). Последовательный порт, изначально применявшийся для подключения dial-up модемов и некоторой периферии, в частности, мышей. Однако на сегодняшний день данный интерфейс используется как служебный в различных устройствах — телевизорах, проекторах, сетевом оборудовании (маршрутизаторах и коммутаторах) и т.п. Подключение к ПК по RS-232 позволяет управлять параметрами работы внешнего устройства с компьютера.PS/2
Количество разъемов PS/2, предусмотренное на задней панели ПК.
PS/2 (в просторечии «пи-эс пополам») представляет собой специализированный разъем характерной круглой формы, применяемый исключительно для клавиатур и мышей. В связи с появлением более совершенных интерфейсов (USB 3.2, Thunderbolt и т. п.) он считается устаревшим, однако все еще встречается в отдельных моделях ПК. Это связано, в частности, с тем, что использование периферии PS/2 позволяет освободить более продвинутые порты, которые могут потребоваться для более требовательных устройств.
Что касается количества, то разъемы PS/2 применяются максимум по два — один для клавиатуры, второй для мыши. Встречаются конфигурации и с одним таким гнездом — в таких случаях оно обычно делается комбинированным и допускает подключение обоих видов периферии, на выбор. Впрочем, эти подробности не помешает уточнить отдельно.
Макс. подключаемых мониторов
Максимальное количество мониторов, которые можно одновременно подключить к ПК и использовать совместно.
Одновременное подключение нескольких экранов позволяет расширить доступное пользователю визуальное пространство. К примеру, дизайнерам и верстальщикам это может пригодиться при работе с крупноформатными материалами, программистам — для разделения задач (один монитор для написания кода, второй для поиска нужной информации и других вспомогательных целей), а геймерам-энтузиастам — для обеспечения максимального эффекта погружения.