Тип
В наше время существует множество разновидностей велосипедов. Так, для асфальта предусмотрены
городские байки (включая
фиксы и
круизеры, сюда же можно отнести
туристические и
дорожные модели (универсальная версия сочетающая в себе комфорт городских и проходимость горных)). Также для твердых покрытий подойдут
шоссейники (с отдельными подвидами
циклокросс,
гравийные и велосипеды
для триатлона). Для пересеченной местности лучше обратить внимание на
горные MTB велосипеды (встречаются разные виды:
кросс-кантри,
даунхилл/фрирайд/эндуро,
трейловые, стрит/дёрт). А отдельную нишу занимают
электровелосипеды,
BMX и
фэтбайки.
— Электровелосипеды. Велосипеды, оснащенные электромоторами и аккумуляторами. Способ применения такого оснащения может быть разным: в одних моделях оно лишь помогает велосипедисту, снижая усилие на педалях, в других — позволяет ехать вообще без педалирования, как на электромопеде (подробнее см. «Режимы работы»). По назначению
...большинство подобных машин ближе всего к городским велосипедам, однако встречаются исключения — в частности, некоторые модели сочетают возможности электровелосипеда и фэтбайка. Электрический привод обеспечивает дополнительное удобство и уменьшает затраты сил при езде; причем даже севший аккумулятор такому байку не страшен — можно продолжать движение обычным способом, на педалях. С другой стороны, электрические велосипеды гораздо тяжелее классических, да и стоят они заметно дороже.
— Горный (MTB). Аббревиатура от MounTain Bike. В данном случае сюда включены два типа велосипедов. Первый — классические «горняки», рассчитанные в основном на езду по пересеченной местности без специфических нагрузок, характерных для специализированных разновидностей (см. ниже). Такие велосипеды строятся на толстой прочной раме, оснащаются широкими колесами, шинами с глубоким протектором. Многие горные модели вполне подходят и для езды по ровной дороге; разумеется, здесь они проигрывают шоссейным моделям (см. ниже), однако если часто приходится ездить и по шоссе, и вне асфальта, лучше выбрать именно MTB. Вторая разновидность — это модели, которые приближаются по характеристикам к специализированным (см. ниже), однако по тем или иным причинам не вписываются в определенный класс — например, из-за большого веса (кросс-кантри), слабой приспособленности к высоким прыжкам (дерт) и т.п.
— Кросс-кантри. Разновидность горных велосипедов, предназначенная для гонок по пересеченной местности. Отдельные участки трасс кросс-кантри несколько проще, чем аналогичные элементы в соревнованиях вроде даунхилла или триала (см. ниже), однако сами по себе трассы весьма разнообразны. А потому велосипед этого типа должен совмещать скорость, маневренность, «цепкость» к грунту, удобство на подъемах и спусках. На практике это достигается применением облегченных материалов для рам (алюминий, титан, карбон, см. «Материал рамы»), покрышек с глубоким протектором, подвески типа hard tail или full suspension с функциями локаута (см. «Подвеска», «Локаут заднего подвеса») и т.п.
— Даунхилл/фрирайд/эндуро. Специализированная разновидность горных велосипедов, созданная для скоростного спуска с горных склонов. Виды такого спуска различаются по типу поверхности: в даунхилле используются заранее подготовленные трассы, тогда как более экстремальный фрирайд проводится по полному бездорожью, а эндуро — на самых сложных участках. Однако для всех разновидностей велосипедов характерные особенности являются общими: это широкие колеса и большой вес. Последнее обусловлено усиленной конструкцией: при спусках вес не отыгрывает решающей роли, а вот нагрузки на машину весьма велики, что требует повышенной прочности и максимальной надежности всех узлов. Переключатель передач, как правило, один — только на кассете (задний), соответственно, скоростей немного. А вот подвеска на оба колеса (см. «Амортизация») является практически обязательной.
— Трейловый. Трейл — специфический способ катания, сочетающий в себе преодоление препятствий по пересеченной местности, покорение средних вершин и спуск с них, дорогу по камням и свободное катание по ровной дороге. Трейловые велосипеды имеют прочные и тяжелые рамы, усиленные колеса и покрышки. Большинство из них являются двухподвесами с большим диапазоном хода амортизаторов (порядка 130 – 150 мм).
— Стрит/дёрт. Разновидность горных велосипедов, созданная для трюковой езды и местами приближающаяся к BMX. Они могут быть рассчитаны на разные стили: стрит — акробатика с использованием городских элементов вроде бордюров и лестниц; дёрт — прыжки с земляных трамплинов с выполнением трюков в воздухе. Однако для всех подобных велосипедов характерны общие признаки: небольшая рама, одна скорость, а также минимум амортизации или ее полное отсутствие.
— Городской. Данный класс велосипедов создан для езды по городу. При этом подразумевается обычное перемещение по дорогам с ровным покрытием, безо всяческого «экстрима». Сити-байки часто оснащаются дополнительными приспособлениями, призванными повысить комфортность езды и расширить возможности велосипеда — например, седлами на пружинах, багажниками/корзинами, полноразмерными крыльями, щитками для цепи и т.п. (см. «Комплектация). Для дальних поездок и сложных условий городские велосипеды подходят слабо, а потому их можно рекомендовать приверженцам спокойного стиля езды по городским артериям и для прогулочного катания по парковым дорожкам.
— Фикс. Односкоростные велосипеды-фиксы изначально создавались в качестве спортивных снарядов для катания по велотрекам. Но в отдельных субкультурах райдеров их используют для городского ритма поездок. Отличительная черта характера фиксов — педали у велосипеда крутятся всегда, покуда вращается заднее колесо.
— Круизер. Модели с характерной вытянутой геометрией рамы, вертикальной посадкой, мягким комфортабельным седлом и широким рулем, вынесенным вперед. При разработке круизеров вдохновлялись дизайном ретро-мотоциклов. Позиционируются они в качестве удачных прогулочных решений.
— Дорожный. Велосипеды данного типа представляют собой нечто среднее между горными (MTB) и городскими. С одной стороны, фитнесс-байки предусматривают «спортивную», наклонную посадку и большое число передач, с другой — в конструкции отсутствует амортизация, могут предусматриваться дополнительные «фишки» вроде багажника или корзин на руле, а колеса имеют крупный размер (обычно 28"). Это позволяет разгоняться до довольно высоких скоростей, при этом велосипеды отлично приспосабливаются к неровностям дороги и повышенным нагрузкам. «Дорожники» могут применяться для передвижения по городу, если в таких поездках важна скорость и классический городской байк оказывается для этого слишком медленным, для восстановления и поддержания физической формы и т.п.
— Туристический. Велосипеды, предназначенные для дальних поездок по разным типам дорог — как по твердому покрытию, так и по грунтовкам или пересеченной местности. Внешне более всего схожи с шоссейными, гравийными велосипедами и циклокроссам, однако фактически сочетают в себе свойства горных, шоссейных и городских моделей. Так, большинство туристических байков имеет более массивную и прочную раму, чем «шоссейники», что позволяет более-менее успешно передвигаться вне асфальтированных дорог. Руль может быть как прямым, так и шоссейным (см. «Форма руля»). Кроме того, многие модели оснащаются передними багажниками (см. «Комплектация») или хотя бы креплениями под них; также в конструкции нередко предусматриваются крылья, подножка и другое дополнительное оснащение, обеспечивающее дополнительный комфорт в дальних велопоходах.
— Шоссейный. Специализированный класс велосипедов, предназначенный для перемещений по ровным дорогам на большие расстояния. Шоссейные модели предусматривают «лежачее» положение ездока (с большим наклоном вперед) для лучшей аэродинамики, оснащаются узкими колесами и рулями характерной изогнутой конструкции (см. «Модель руля»), а также не имеют никаких амортизаторов (см. «Амортизация»). Благодаря всему этому обеспечивается высокая скорость движения при минимальном сопротивлении — на хорошем дорожном покрытии «шоссейники» лучше любых других моделей подходят для дальних поездок (достаточно сказать, что в масштабных велогонках вроде «Тур де Франс» используется именно этот тип велосипедов). В то же время все преимущества проявляются только на ровных сухих дорогах.
— Гравийный. Велосипеды, сочетающие в себе черты шоссейных и горных машин; фактически — аппараты, созданные в расчете на то, чтобы с комфортом ездить как по дорогам, так и по бездорожью. Ключевым моментом в данном случае является именно комфорт: «гравийник» проигрывает «шоссейнику» в скорости, а MTB — в проходимости, однако он более универсален и удобен на разных типах поверхностей. Отметим, что конкретные критерии гравийных велосипедов у разных производителей могут быть разными. Однако общие черты можно выделить у всех подобных моделей: это сочетание «шоссейного» руля со сравнительно высокой посадкой, достаточно толстыми мягкими покрышками и дисковыми тормозами. Отметим также, что на первый взгляд «гравийники» схожи с описанными ниже циклокроссами, однако это впечатление обманчиво: циклокросс является прежде всего спортивным аппаратом.
— Циклокросс. В самых общих чертах эту разновидность можно описать как модифицированный вариант шоссейных велосипедов (см. выше) с повышенной проходимостью, пригодный для перемещения по бездорожью — траве, песку, гравию и т. п. Будучи внешне очень похожими на традиционные «шоссейники», циклокроссы в то же время отличаются от них более широкими и толстыми колесами и меньшим наклоном седока при посадке. Кроме того, циклокросс как спортивная дисциплина предусматривает, что часть дистанции гонщикам приходится преодолевать пешком, с велосипедом на плече. В свете этого специализированные велосипеды для таких гонок делаются еще и в расчете на удобство переноски на плече (широкая рама, скрытые внутри рамы тросики-тяги). А от гравийных моделей (см. выше) циклокроссы отличаются прежде всего тем, что они рассчитаны не столько на комфорт, сколько на скорость и проходимость.
— Для триатлона. Специализированная разновидность шоссейных байков с менее «лежачей» позой райдера и более выраженной аэродинамичной посадкой, позволяющей с минимальными усилиями поддерживать высокую скорость передвижения. Огромный бонус к аэродинамике также дают обода колес с высоким профилем. Вес у таких велосипедов невелик (примерно 8 – 10 кг), также они оснащаются гидраторами, чтобы гонщик имел возможность пить не меняя посадки. Велосипед для триатлона — эффективное оружие для достижения спортивных целей. Для повседневных поездок такие байки не принято использовать вовсе.
— BMX. Велосипеды, предназначенные для езды в стиле BMX (Bicycle Moto Cross — велосипедный мотокросс). Существует несколько разновидностей BMX, однако для всех них характерны высокие нагрузки на конструкцию и выполнение акробатических трюков, практически недоступных другим типам велосипедов. Соответственно, BMX-модели имеют низкую и очень прочную раму, широкие колеса небольшого диаметра (для обеспечения хорошего сцепления и мощного вращающего момента) и, чаще всего, одну передачу (для простоты в управлении и надежности). Также они могут оснащаться дополнительными приспособлениями — например, продленной в обе стороны осью переднего колеса, которую спортсмен использует в качестве подножки при выполнении трюков. Отметим, что для обычной езды по дорогам BMX подходят слабо, их назначение — акробатика.
— Фэтбайк. Мощные горные велосипеды, созданные специально для того, чтобы преодолевать труднопроходимые препятствия вроде рыхлого снега, песка или непролазной грязи. Прежде всего выделяются экстремально широкими покрышками (см. «Ширина покрышек») и пониженным давлением в шинах, что улучшает сцепление с поверхностью. Во время езды по рыхлой поверхности колеса байка не проваливаются, а более низкое давление позволяет не вязнуть в грунте.Максимальная нагрузка
Максимальная нагрузка, допустимая для велосипеда — иными словами, наибольший вес, который он может нормально перенести в штатном режиме эксплуатации. Разумеется, при подсчете нагрузки учитывается вес как самого велосипедиста, так и дополнительного груза, который он везет с собой.
Допустимую нагрузку однозначно нельзя превышать: даже если велосипед не сломается сразу, нерасчетные нагрузки могут ослабить конструкцию, и авария может произойти в любой момент. Также отметим, что желательно иметь определенный запас по весу — хотя бы в 15 – 20 кг: это может пригодиться на случай перевозки тяжелых грузов и даст дополнительную гарантию в нештатных ситуациях (например, при попадании колесом в яму). Учитывая, что средний вес взрослого человека составляет порядка 70 – 80 кг, велосипеды с допустимой нагрузкой
до 100 кг можно отнести к «легковесам»,
от 100 до 120 кг — к средней категории,
более 120 кг — к «тяжеловозам».
Покрышка
Модель покрышек, поставляемых с велосипедом в штатной комплектации. Разные покрышки имеют разное назначение и особенности характеристик; зная модель покрышки, Вы можете уточнить эти моменты и проверить, насколько они соответствуют Вашим пожеланиям. Особенно это важно при выборе машины для серьёзных занятий велоспортом.
Максимальный запас хода
Максимальный запас хода электровелосипеда (см. «Применение») — наибольшее расстояние, которое можно проехать на нем при использовании электродвигателя на одном заряде аккумулятора.
Как правило, в характеристиках указывается запас хода при наиболее экономном способе использования аккумулятора: в режиме помощи педалированию (см. «Режимы работы») и при сравнительно невысокой скорости. Соответственно, на практике этот параметр может оказаться ниже заявленного, особенно если ехать в режиме полноценной электротяги. Тем не менее, по запасу хода вполне можно оценивать и сравнивать между собой различные модели.
Отметим, что специально искать модель с запасом хода
более чем в 50 км имеет смысл в том случае, если планируются длительные поездки без подзарядки в пути. Для эпизодических «покатушек» можно обратит внимание на машины
c меньшей автономностью — они проще и дешевле.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, которым оснащен электровелосипед (см. «Применение»), выраженная в ампер-часах.
От емкости аккумулятора напрямую зависит время работы на заряде и, соответственно, запас хода. Тем не менее, на практике навряд ли имеет смысл оценивать эти параметры по количеству ампер-часов. Во-первых, фактическая автономность будет зависеть не только от характеристик аккумулятора, но и от мощности двигателя (которая определяет энергопотребление машины). Во-вторых, реальное количество запасенной в батарее энергии зависит не только от емкости в ампер-часах, но и от номинального напряжения; более достоверной единицей в этом смысле являются ватт-часы, подробнее см. п. «Емкость аккумулятора» ниже. Так что при выборе лучше ориентироваться не столько на количество ампер-часов, сколько на прямо заявленный производителем запас хода.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, которым оснащен электровелосипед (см. «Применение»), выраженная в ватт-часах.
Основной современной единицей емкости является ампер-час, однако такое обозначение является не совсем достоверным: фактическая емкость батареи определяется не только ампер-часами, но и рабочим напряжением. На практике это значит, что два аккумулятора с одним и тем же числом Ач и разным напряжением будут иметь разную фактическую емкость. Для того, чтобы учесть этот нюанс, было введено обозначение в ватт-часах: оно максимально достоверно, по емкости в Втч можно сравнивать аккумуляторы с любым номинальным напряжением. При этом Втч можно перевести в Ач и наоборот по специальной формуле, если известно напряжение батареи.
Подробнее о емкости в целом см. «Емкость аккумулятора» выше.
Мощность двигателя
Мощность двигателя, установленного в электровелосипеде (см. «Применение»). В моделях с полным приводом (см. ниже), оснащенных двумя двигателями, обычно приводится общая мощность.
В целом двигатель выбирается производителем с таким расчетом, чтобы обеспечить определенную максимальную скорость и режим работы. Так что при выборе стоит обращать прежде всего на эти характеристики, а мощность двигателя можно рассматривать больше как справочный параметр. Если же говорить о различиях в мощности, то более мощный мотор, с одной стороны, позволяет развивать более высокую скорость, быстрее разгоняться и преодолевать более крутые подъемы. Кроме того, высокая мощность по определению нужна для полноценной электротяги (см. «Режим работы»). С другой стороны, увеличение мощности заметно сказывается на цене, весе, а главное — энергопотреблении мотора; последнее, в свою очередь, требует применения емких батарей. Современные электровелосипеды можно условно разделить по данному показателю на две категории —
до 250 Вт включительно и
более 250 Вт.
Максимальная скорость
Максимальная скорость, которую способен развить электровелосипед (см. «Применение»).
Конкретный смысл данного параметра зависит от поддерживаемых режимов работы (см. ниже). Если машина имеет полноценный режим электротяги — в качестве максимальной приводится скорость на максимальных оборотах электродвигателя. Если же поддерживается только помощь в педалировании, то в данном пункте указывается скорость, которую гарантированно можно держать на нем в течение неограниченно долгого времени, не прикладывая излишних усилий; на отдельных участках можно ехать и быстрее, однако долго такой режим поддерживать не получится.
Большинство современных электровелосипедов имеют максимальную скорость
до 25 км/ч, однако встречаются и
более скоростные модели.
Комплектация
Дополнительное оборудование, поставляемое в комплекте с велосипедом.
—
Крылья. Защитные приспособления в виде щитков, которые устанавливаются над колесами и защищают велосипедиста и окружающих от воды и грязи, летящих с колес во время движения. Как правило, делаются съемными — на случай, если нужно максимально уменьшить вес машины.
—
Седло с пружинами. Седло, оснащенное пружинами, которые делают его более мягким и обеспечивают амортизацию. Отметим, что мягкие подпружиненные седла рассчитаны в основном на спокойную неторопливую езду — для скоростных велосипедов (в т.ч. продвинутых шоссейников) более подходящими считаются узкие жесткие седла.
—
Щиток на цепь. Защитный щиток, прикрывающий цепь велосипеда. Отметим, что размеры и конструкция такого щитка могут быть разными: в одних моделях он прикрывает весь верхний участок цепи от передней до задней звездочки, в других — защищает только саму переднюю звездочку с наружной стороны. В любом случае основная задача подобного приспособления — защитить цепь от попадания посторонних предметов, прежде всего краев одежды велосипедиста. Щиток может делаться съемным — на случай, если нужно уменьшить вес.
—
Подножка. Приспособление в виде небольшого откидного штыря, которое обеспечивает дополнительную опору. При наличии подножки велосипед не нужно опирать на столб, стен
...у, забор и т. п. — его можно поставить вертикально на любой сравнительно ровной поверхности. Отметим, что многие велосипеды без подножки допускают возможность купить и установить ее отдельно.
— Пеги. Специальные приспособления, устанавливаемые на оси «трюковых» велосипедов — BMX или горных соответствующей специализации (см. «Применение»). Пеги выглядят как продолжения осей, направленные в обе стороны. Стандартный размер одного такого «продолжения» — 11 см в длину и 4 см в диаметре. Они применяются для различных акробатических номеров, начиная от езды с опорой на пеги и заканчивая скольжением по граням, перилам и т.п.
— Багажник. Классический велосипедный багажник — платформа для перевозки различных грузов, установленная над задним колесом. Встречается преимущественно в велосипедах городского назначения (см. «Применение»), а также некоторых сравнительно простых горных и шоссейных моделях. Отдельно отметим, что перевозить пассажиров на багажнике как минимум крайне не рекомендуется, а во многих странах — прямо запрещено правилами дорожного движения.
— Багажник передний. Багажник (см. выше), расположенный над передним колесом. Преимуществом такого размещения является то, что перевозимый багаж постоянно находится перед глазами велосипедиста. С другой стороны, передний багажник обычно прикреплен к рулю и поворачивается вместе с ним; таким образом, дополнительный груз способен заметно затруднить управление. Поэтому данная особенность встречается сравнительно редко, обычно как дополнение к традиционному (заднему) багажнику; исключение составляют туристические модели (см. «Применение»).
— Корзина на руле. Корзина для перевозки различных грузов, установленная перед рулем, над передним колесом; своего рода аналог описанного выше переднего багажника. При этом, с одной стороны, корзина более массивна, с другой — лучше подходит для перевозки крупных предметов или большого числа небольших предметов. Кроме того, груз на багажнике нужно дополнительно закреплять, тогда как для корзины это требуется далеко не всегда.
— Сигнал/звонок. Звонок или другой звуковой сигнал — например, клаксон — установленный обычно на руле, под рукой велосипедиста. Такое оснащение очень удобно для предупреждения других участников дорожного движения о приближающемся велосипеде. А в некоторых странах наличие звукового сигнала является обязательным согласно ПДД.
— Световое оборудование. В данном случае может подразумеваться наличие передней фары, заднего фонаря, а в некоторых случаях — того и другого сразу; конкретную комплектацию стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, подобное оборудование незаменимо для езды в темное время суток: оно делает велосипедиста заметным для других участников движения, а фара еще и освещает дорогу. Во многих странах правила дорожного движения прямо запрещают езду в темное время суток без световых приборов.
— Держатель бутылки. Специальное крепление для бутылки с водой, как правило, установленное на раме. Возить с собой запас воды на таком креплении удобнее, чем держать бутылку в рюкзаке, сумке, на багажнике и т. п. Некоторые модели велосипедов с данной функцией сразу комплектуются еще и бутылкой, для других ее нужно приобретать отдельно.
— Насос. Наличие насоса в комплекте поставки избавляет от необходимости покупать его отдельно; к тому же «родной» насос изначально подходит под имеющиеся крепления, тогда как со сторонним могут возникнуть проблемы. Отметим, что чаще всего в комплекте поставляются сравнительно простые и компактные ручные насосы; они не рассчитаны на большие объемы работ, однако вполне могут справиться с повседневными задачами вроде подкачки спущенного колеса.