Кол-во каналов
Максимальное количество звуковых каналов, которое аудиосистема способна воспроизвести через собственную акустику.
—
1.0. Один канал аудио допускает лишь монофоническое звучание — достаточное для того, чтобы слышать звук, но не обеспечивающее эффекта объёмности. Достоинством этого варианта является компактность, т.к. для нормальной работы достаточно оснастить устройство одним динамиком. Одноканальный формат встречается в основном в недорогих моделях, а также в наиболее компактных аудиосистемах, где небольшие размеры важнее «навороченного» звука.
—
2.0. Два канала — минимально необходимое количество для воспроизведения звука в формате стерео. Этот формат уже позволяет добиться ощущения объёмности, не требуя слишком большого количества динамиков и усложнения всей системы. Поэтому он весьма популярен.
—
2.1. Модификация описанного выше формата 2.0,
дополненная сабвуфером —специализированным динамиком для низких частот. Применение сабвуфера улучшает качество звука, обеспечивая насыщенное звучание басов.
—
2.2. Дальнейшее расширение описанного выше формата 2.1, предусматривающее наличие двух сабвуферов — это улучшает достоверность передачи низких частот.
— 3.1. Расширенная версия стандарта 2.1, в которой два классических стереодинамика дополнены не тол
...ько сабвуфером, но и третьим, центральным динамиком. Это позволяет повысить качество звука — в частности, за счёт более богатого объёмного звучания.
Отметим, что модели 2.0, не имеющие собственного сабвуфера, могут оснащаться выходом для его подключения (см. ниже).Носители
—
Встроенная память. Собственная память позволяет хранить и проигрывать музыку и другой контент непосредственно при помощи аудиосистемы, без использования внешних носителей (которые могут испортиться или потеряться). Такая память может быть основана на жёстких дисках или SSD-модулях; первый вариант обеспечивает хорошую вместимость при невысокой стоимости, второй — быстрее и надёжнее.
—
USB-порт. Классический USB-порт, который в данном случае обычно используется для флешек, внешних жестких дисков или других устройств с функцией накопителя — например, миниатюрных аудиоплееров. Функции USB включают как минимум прямое воспроизведение, однако могут предусматриваться и другие возможности — в частности, обмен файлами со встроенной памятью (см. выше). Кроме того, в случае необходимости через этот порт может осуществляться и
зарядка подключенного устройства (например, того же карманного плеера).
—
Кардридер. Приспособление для чтения информации с карт памяти; такие носители весьма популярны в современной электронике. Чаще всего кардридеры предназначены для различных версий карт SD или microSD, но могут встречаться и другие варианты; этот момент в каждом случае стоит уточнять отдельно. Назначение данной функции во многом аналогично описанному выше USB-порту: в первую очередь она применяется для прямого воспроизведения, но могут встреча
...ться и другие функции.
— CD. Наличие CD-привода означает как минимум возможность работы с дисками, записанными в формате CD Audio (до 74 минут высококачественного звука, с разделением на дорожки). Кроме того, в современных аудиосистемах нередко предусматривается поддержка дисков с MP3-файлами; в таком формате на один диск можно вместить целый сборник альбомов, однако качество звука получается более низким. А иногда имеится и возможность работы с оптическими дисками формата DVD.
— Виниловые пластинки. Встроенный проигрыватель для воспроизведения музыки с виниловых пластинок. Технически такие носители являются окончательно устаревшими, однако у них все еще есть немало преданных поклонников. Кроме того, немало аудиосистем с данной функцией поддерживают запись на USB (см. «Дополнительно»); это может пригодиться владельцам «винила», желающим перевести свои фонотеки на более современные носители.
Помимо вышеописанных, в современных аудиосистемах могут предусматриваться и другие виды носителей. Например, некоторые модели оснащаются входами USB type B, благодаря чему могут подключаться к компьютеру через USB-разъем и работать в роли компьютерной акустики с расширенными возможностями (такими, как копирование музыки с ПК на внешний носитель или наоборот).Мощность системы
Общая мощность звука, обеспечиваемая аудиосистемой на максимальной громкости, иными словами — суммарная мощность всех динамиков, штатно предусмотренных в устройстве (включая сабвуфер).
Чем выше мощность — тем громче будет звучать система и тем большую площадь она сможет перекрыть. С другой стороны,
высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах, весе и энергопотреблении устройства. Кроме того, при оценке и сравнении по данному показателю стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, некоторые производители идут на хитрость и приводят в характеристиках не среднюю, а пиковую мощность звука; такие цифры могут быть весьма впечатляющими, но к реальной громкости они имеют весьма слабое отношение. Так что если вам кажется, что заявленная мощность слишком высока — не помешает уточнить, что именно подразумевается в данном случае. Во-вторых, при сравнении стоит учитывать наличие сабвуфера — он играет вспомогательную роль, однако на него может приходиться более половину от суммарной мощности системы. Из-за этого при равной общей мощности устройство с сабвуфером может оказаться тише модели без сабвуфера: к примеру, система 2.0 на 40 Вт будет иметь по 20 Вт на основной канал, тогда как в модели 2.1 на 40 Вт на сабвуфер может приходиться 20 Вт, и всего по 10 Вт — на основные динамики.
Мощность на канал
Номинальная мощность звука (см. «Мощность системы») на каждом из основных каналов аудиосистемы. Этот показатель чаще всего указывается в моделях с сабвуфером (см. «Кол-во каналов»); зная его, можно оценить распределение мощности между основными колонками и низкочастотным динамиком.
Мощность сабвуфера
Номинальная мощность сабвуфера — динамика для низких частот, применяемого в системах 2.1 и 3.1 (см. «Кол-во каналов»). О номинальной мощности в общем см. «Мощность системы»; а в случае с сабвуфером данный показатель позволяет оценить громкость и насыщенность баса, выдаваемого аудиосистемой, а также соотношение между мощностью основных каналов и «саба»).
Частотный диапазон
Общий диапазон частот, воспроизводимый акустикой аудиосистемы. Измеряется от нижнего порога самой низкочастотной колонки до верхнего — самой высокочастотной: например, в системе 2.1 с основными колонками на 100 – 22000 Гц и сабвуфером на 20 – 150 Гц общее значение будет составлять 20 – 22000 Гц.
В целом чем шире частотный диапазон — тем полнее будет воспроизводимый звук, тем меньше низких и высоких частот будет потеряно из-за недостаточных возможностей акустики. С другой стороны, не стоит забывать, что фактическое качество звука зависит и от ряда других параметров — в первую очередь амплитудно-частотной характеристики. Кроме того, слышимые человеком частоты находятся в промежутке от 16 Гц до 22 кГц; отклонения от этих значений весьма малы, а с возрастом верхняя граница ещё и понижается. Поэтому с практической точки зрения не имеет смысла предусматривать слишком обширный частотный диапазон; а впечатляющие показатели вроде 10 – 50000 Гц, встречающиеся в моделях топового класса, обычно являются скорее своеобразным «побочным эффектом» высококачественных динамиков (и одновременно — маркетинговым ходом), чем реально значимым моментом.
Дополнительно
—
Всенаправленное звучание. В соответствии с названием, аудиосистемы с данной особенностью равномерно излучают звук во все стороны, охватывая пространство в 360°. Таким образом, устройство можно установить в центре помещения и равномерно «наполнить» его звуком, который будет четко восприниматься в любой точке. С другой стороны, всенаправленная система обычно звучит в формате 1.0 (моно); в конструкции могут предусматриваться различные ухищрения для обеспечения объемного звучания, но подобные все равно в большинстве случаев не дотягивают до полноценного стерео.
—
Голосовой ассистент. Поддержка аудиосистемой голосового ассистента. Наибольшей популярностью в наше время пользуются такие ассистенты:
Однако возможно применение и других решений. В любом случае стоит отметить, что речь идет не о функции самой аудиосистемы, а о совместимости со смартфонами, планшетами и другими гаджетами, в которых предусмотрены собственные голосовые помощники. Таким образом, для использования голосового помощника придется подключить аудиосистему к внешнему устройству. С другой стороны, возможности таких помощников обычно более обширны, чем у встроенных систем
голосового управления (см. ниже); нередко поддерживаются продвинутые функции вроде распознавания естественной речи со сложными запросами («Включи последний альбом группы …, который я слушал»), озвучивания прогноза погоды, результатов спортивных состязаний и т. п. Разумеется, конкретный набор поддерживаемых команд и языков может быть разным — в зависимости от голосового ассистента и его версии.
— Голосовое управление. Функция, являющаяся фактически обязательно для умных колонок (см. «Назначение») и почти не встречающаяся в других типах аудиосистем. Как следует из названия, такое управление позволяет управлять устройством при помощи голосовых команд. От голосового помощника (см. соответствующий пункт) оно отличается тем, что в данном случае речь идет о простейших командах, связанных с основным функционалом аудиосистемы — например, «Стоп», «Продолжать», «Следующий трек» и т. п. Стоит иметь в виду, что голосовое управление почти гарантированно поддерживает английский язык, а вот возможность распознавать другие языки стоит уточнять отдельно.
— Мобильное приложение. Возможность управления аудиосистемой со смартфона, планшета или другого гаджета с установленным на него специальным приложением. Как правило, соединение при этом осуществляется через Wi-Fi (см. «Интерфейсы»). Удобство данной функции заключается не только в том, что управлять системой можно на расстоянии — приложение нередко оказывается более удобным и дает больше возможностей, чем элементы управления на самой магнитоле.
— Поддержка Multiroom. Поддержка устройством технологии Multiroom. Данная технология позволяет создать в доме единую беспроводную сеть из нескольких колонок, размещенных в разных комнатах, и одновременно проигрывать музыку во всех этих комнатах. Конкретные особенности таких сетей в разных моделях могут быть разными, их стоит уточнять отдельно. Так, одни устройства используют соединение по Bluetooth, другие — по Wi-Fi (напрямую или через локальную сеть). В одних случаях управляющая колонка транслирует звук на все остальные, и по всему дому играет одна и та же музыка, в других — колонки являются «равноправными», и в разных комнатах можно одновременно включать разные треки. Некоторые аудиосистемы требуют внешнего источника звука (смартфона, планшета и т. п.), другие сами способны играть роль проигрывателя, в т.ч. для потоковых Интернет-сервисов.
—
Караоке.... Популярное развлечение, позволяющее пользователям петь свои любимые песни под фонограмму-«минусовку» (музыкальное сопровождение с вырезанным оригинальным вокалом) — таким образом, чтобы вокал, наложенный на минусовку, воспроизводился через акустику аудиосистемы. Данная функция предполагает наличие как минимум одного входа под микрофон.
— Караоке Mix. Расширенная версия караоке (см. выше), предусматривающая различные дополнительные возможности — например, оценку мастерства исполнения в баллах, соревнования по пению и т.п. Как правило, позволяет подключать уже два микрофона.
— Интернет радио. Возможность прослушивания Интернет-радиостанций на аудиосистеме. В целом такое вещание аналогично обычному, однако осуществляется оно не через радиоэфир, а через Всемирную сеть, что обеспечивает некоторые дополнительные возможности. Так, Интернет-вещание не имеет ограничений по дальности и диапазонам, позволяет слушать программы из любой страны и на любом языке; а список вещателей чрезвычайно обширен, среди них имеются как традиционные радиостанции, дублирующие свои передачи в Интернет, так и специфические, чисто сетевые проекты. Наличие данной функции предполагает поддержку как минимум одного сетевого интерфейса — Wi-Fi или LAN (см. «Интерфейсы»).
— Запись на USB-накопитель. Возможность работы аудиосистемы в режиме записи на внешнее USB-устройство — например, флешку. Таким образом можно записывать любимые радиопрограммы с обычного тюнера или Интернет-станции (см. выше), копировать музыку с оптических дисков и т.п.; конкретные возможности записи на USB зависят от модели аудиосистемы.
— Часы. Обычные часы — прибор для отображения времени, чаще всего в виде цифр на дисплее. Иногда именно такие часы оказываются наиболее удобными. Кроме того, данная функция необходима для некоторых других возможностей — прежде всего будильника (см. ниже).
— Будильник. Классический будильник, подающий сигнал в заданное время. Может пригодиться не только для побудки, но и в других случаях, когда нужно предупредить пользователя о наступлении определенного времени. Особенностью данной функции в аудиосистемах является то, что в качестве сигнала может использоваться включение определенной радиостанции или музыкальной композиции.Входы
—
RCA. Интерфейс RCA использует коаксиальные кабели с характерными штекерами-«тюльпанами», и соответствующие разъёмы. Он может применяться для передачи разных типов данных, однако в данном случае подразумевается подключение аудиосигнала с предусилителя в аналоговом формате, по одному каналу аудио на разъём. RCA широко используется в современной аудиотехнике, однако его устойчивость к помехам весьма скромна.
—
Mini-Jack (3.5 мм). Стандартный разъём для большинства современной портативной аудиотехники. В аудиосистемах применяется в основном для подключения подобной техники — в первую очередь карманных медиаплееров. Использует аналоговую передачу сигнала, при этом устойчивость к помехам, как и у RCA, невысока, а качество может быть даже ниже вследствие того, что оба канала стереозвука передаются по одному кабелю.
—
Коаксиальный S/P-DIF. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с оптическим S/P-DIF данный интерфейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
...
>
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным выше коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— Под микрофон. Вход для подключения микрофона к аудиосистеме; может использовать разные типы разъёмов (3.5 мм mini-Jack, 6.35 мм Jack и т.п.). Данная функция является обязательной для моделей с караоке (см. «Дополнительно»), однако может применяться и для других целей.
— Инструментальный. Разъемы, используемые для подключения музыкальных инструментов (акустических или бас-гитар, клавишных и т.п.). Чаще всего они выполняются в виде гнезд формата Jack 6.35 мм. Аудиосигнал со звукоснимателей имеет свою специфику, поэтому инструментальный вход обычно характеризуется более высоким уровнем входного сигнала и специальным согласованием импеданса, чтобы обеспечить оптимальное качество звука.