Тип
В наше время существует множество разновидностей велосипедов. Так, для асфальта предусмотрены
городские байки (включая
фиксы и
круизеры, сюда же можно отнести
туристические и
дорожные модели (универсальная версия сочетающая в себе комфорт городских и проходимость горных)). Также для твердых покрытий подойдут
шоссейники (с отдельными подвидами
циклокросс,
гравийные и велосипеды
для триатлона). Для пересеченной местности лучше обратить внимание на
горные MTB велосипеды (встречаются разные виды:
кросс-кантри,
даунхилл/фрирайд/эндуро,
трейловые, стрит/дёрт). А отдельную нишу занимают
электровелосипеды,
BMX и
фэтбайки.
— Электровелосипеды. Велосипеды, оснащенные электромоторами и аккумуляторами. Способ применения такого оснащения может быть разным: в одних моделях оно лишь помогает велосипедисту, снижая усилие на педалях, в других — позволяет ехать вообще без педалирования, как на электромопеде (подробнее см. «Режимы работы»). По назначению
...большинство подобных машин ближе всего к городским велосипедам, однако встречаются исключения — в частности, некоторые модели сочетают возможности электровелосипеда и фэтбайка. Электрический привод обеспечивает дополнительное удобство и уменьшает затраты сил при езде; причем даже севший аккумулятор такому байку не страшен — можно продолжать движение обычным способом, на педалях. С другой стороны, электрические велосипеды гораздо тяжелее классических, да и стоят они заметно дороже.
— Горный (MTB). Аббревиатура от MounTain Bike. В данном случае сюда включены два типа велосипедов. Первый — классические «горняки», рассчитанные в основном на езду по пересеченной местности без специфических нагрузок, характерных для специализированных разновидностей (см. ниже). Такие велосипеды строятся на толстой прочной раме, оснащаются широкими колесами, шинами с глубоким протектором. Многие горные модели вполне подходят и для езды по ровной дороге; разумеется, здесь они проигрывают шоссейным моделям (см. ниже), однако если часто приходится ездить и по шоссе, и вне асфальта, лучше выбрать именно MTB. Вторая разновидность — это модели, которые приближаются по характеристикам к специализированным (см. ниже), однако по тем или иным причинам не вписываются в определенный класс — например, из-за большого веса (кросс-кантри), слабой приспособленности к высоким прыжкам (дерт) и т.п.
— Кросс-кантри. Разновидность горных велосипедов, предназначенная для гонок по пересеченной местности. Отдельные участки трасс кросс-кантри несколько проще, чем аналогичные элементы в соревнованиях вроде даунхилла или триала (см. ниже), однако сами по себе трассы весьма разнообразны. А потому велосипед этого типа должен совмещать скорость, маневренность, «цепкость» к грунту, удобство на подъемах и спусках. На практике это достигается применением облегченных материалов для рам (алюминий, титан, карбон, см. «Материал рамы»), покрышек с глубоким протектором, подвески типа hard tail или full suspension с функциями локаута (см. «Подвеска», «Локаут заднего подвеса») и т.п.
— Даунхилл/фрирайд/эндуро. Специализированная разновидность горных велосипедов, созданная для скоростного спуска с горных склонов. Виды такого спуска различаются по типу поверхности: в даунхилле используются заранее подготовленные трассы, тогда как более экстремальный фрирайд проводится по полному бездорожью, а эндуро — на самых сложных участках. Однако для всех разновидностей велосипедов характерные особенности являются общими: это широкие колеса и большой вес. Последнее обусловлено усиленной конструкцией: при спусках вес не отыгрывает решающей роли, а вот нагрузки на машину весьма велики, что требует повышенной прочности и максимальной надежности всех узлов. Переключатель передач, как правило, один — только на кассете (задний), соответственно, скоростей немного. А вот подвеска на оба колеса (см. «Амортизация») является практически обязательной.
— Трейловый. Трейл — специфический способ катания, сочетающий в себе преодоление препятствий по пересеченной местности, покорение средних вершин и спуск с них, дорогу по камням и свободное катание по ровной дороге. Трейловые велосипеды имеют прочные и тяжелые рамы, усиленные колеса и покрышки. Большинство из них являются двухподвесами с большим диапазоном хода амортизаторов (порядка 130 – 150 мм).
— Стрит/дёрт. Разновидность горных велосипедов, созданная для трюковой езды и местами приближающаяся к BMX. Они могут быть рассчитаны на разные стили: стрит — акробатика с использованием городских элементов вроде бордюров и лестниц; дёрт — прыжки с земляных трамплинов с выполнением трюков в воздухе. Однако для всех подобных велосипедов характерны общие признаки: небольшая рама, одна скорость, а также минимум амортизации или ее полное отсутствие.
— Городской. Данный класс велосипедов создан для езды по городу. При этом подразумевается обычное перемещение по дорогам с ровным покрытием, безо всяческого «экстрима». Сити-байки часто оснащаются дополнительными приспособлениями, призванными повысить комфортность езды и расширить возможности велосипеда — например, седлами на пружинах, багажниками/корзинами, полноразмерными крыльями, щитками для цепи и т.п. (см. «Комплектация). Для дальних поездок и сложных условий городские велосипеды подходят слабо, а потому их можно рекомендовать приверженцам спокойного стиля езды по городским артериям и для прогулочного катания по парковым дорожкам.
— Фикс. Односкоростные велосипеды-фиксы изначально создавались в качестве спортивных снарядов для катания по велотрекам. Но в отдельных субкультурах райдеров их используют для городского ритма поездок. Отличительная черта характера фиксов — педали у велосипеда крутятся всегда, покуда вращается заднее колесо.
— Круизер. Модели с характерной вытянутой геометрией рамы, вертикальной посадкой, мягким комфортабельным седлом и широким рулем, вынесенным вперед. При разработке круизеров вдохновлялись дизайном ретро-мотоциклов. Позиционируются они в качестве удачных прогулочных решений.
— Дорожный. Велосипеды данного типа представляют собой нечто среднее между горными (MTB) и городскими. С одной стороны, фитнесс-байки предусматривают «спортивную», наклонную посадку и большое число передач, с другой — в конструкции отсутствует амортизация, могут предусматриваться дополнительные «фишки» вроде багажника или корзин на руле, а колеса имеют крупный размер (обычно 28"). Это позволяет разгоняться до довольно высоких скоростей, при этом велосипеды отлично приспосабливаются к неровностям дороги и повышенным нагрузкам. «Дорожники» могут применяться для передвижения по городу, если в таких поездках важна скорость и классический городской байк оказывается для этого слишком медленным, для восстановления и поддержания физической формы и т.п.
— Туристический. Велосипеды, предназначенные для дальних поездок по разным типам дорог — как по твердому покрытию, так и по грунтовкам или пересеченной местности. Внешне более всего схожи с шоссейными, гравийными велосипедами и циклокроссам, однако фактически сочетают в себе свойства горных, шоссейных и городских моделей. Так, большинство туристических байков имеет более массивную и прочную раму, чем «шоссейники», что позволяет более-менее успешно передвигаться вне асфальтированных дорог. Руль может быть как прямым, так и шоссейным (см. «Форма руля»). Кроме того, многие модели оснащаются передними багажниками (см. «Комплектация») или хотя бы креплениями под них; также в конструкции нередко предусматриваются крылья, подножка и другое дополнительное оснащение, обеспечивающее дополнительный комфорт в дальних велопоходах.
— Шоссейный. Специализированный класс велосипедов, предназначенный для перемещений по ровным дорогам на большие расстояния. Шоссейные модели предусматривают «лежачее» положение ездока (с большим наклоном вперед) для лучшей аэродинамики, оснащаются узкими колесами и рулями характерной изогнутой конструкции (см. «Модель руля»), а также не имеют никаких амортизаторов (см. «Амортизация»). Благодаря всему этому обеспечивается высокая скорость движения при минимальном сопротивлении — на хорошем дорожном покрытии «шоссейники» лучше любых других моделей подходят для дальних поездок (достаточно сказать, что в масштабных велогонках вроде «Тур де Франс» используется именно этот тип велосипедов). В то же время все преимущества проявляются только на ровных сухих дорогах.
— Гравийный. Велосипеды, сочетающие в себе черты шоссейных и горных машин; фактически — аппараты, созданные в расчете на то, чтобы с комфортом ездить как по дорогам, так и по бездорожью. Ключевым моментом в данном случае является именно комфорт: «гравийник» проигрывает «шоссейнику» в скорости, а MTB — в проходимости, однако он более универсален и удобен на разных типах поверхностей. Отметим, что конкретные критерии гравийных велосипедов у разных производителей могут быть разными. Однако общие черты можно выделить у всех подобных моделей: это сочетание «шоссейного» руля со сравнительно высокой посадкой, достаточно толстыми мягкими покрышками и дисковыми тормозами. Отметим также, что на первый взгляд «гравийники» схожи с описанными ниже циклокроссами, однако это впечатление обманчиво: циклокросс является прежде всего спортивным аппаратом.
— Циклокросс. В самых общих чертах эту разновидность можно описать как модифицированный вариант шоссейных велосипедов (см. выше) с повышенной проходимостью, пригодный для перемещения по бездорожью — траве, песку, гравию и т. п. Будучи внешне очень похожими на традиционные «шоссейники», циклокроссы в то же время отличаются от них более широкими и толстыми колесами и меньшим наклоном седока при посадке. Кроме того, циклокросс как спортивная дисциплина предусматривает, что часть дистанции гонщикам приходится преодолевать пешком, с велосипедом на плече. В свете этого специализированные велосипеды для таких гонок делаются еще и в расчете на удобство переноски на плече (широкая рама, скрытые внутри рамы тросики-тяги). А от гравийных моделей (см. выше) циклокроссы отличаются прежде всего тем, что они рассчитаны не столько на комфорт, сколько на скорость и проходимость.
— Для триатлона. Специализированная разновидность шоссейных байков с менее «лежачей» позой райдера и более выраженной аэродинамичной посадкой, позволяющей с минимальными усилиями поддерживать высокую скорость передвижения. Огромный бонус к аэродинамике также дают обода колес с высоким профилем. Вес у таких велосипедов невелик (примерно 8 – 10 кг), также они оснащаются гидраторами, чтобы гонщик имел возможность пить не меняя посадки. Велосипед для триатлона — эффективное оружие для достижения спортивных целей. Для повседневных поездок такие байки не принято использовать вовсе.
— BMX. Велосипеды, предназначенные для езды в стиле BMX (Bicycle Moto Cross — велосипедный мотокросс). Существует несколько разновидностей BMX, однако для всех них характерны высокие нагрузки на конструкцию и выполнение акробатических трюков, практически недоступных другим типам велосипедов. Соответственно, BMX-модели имеют низкую и очень прочную раму, широкие колеса небольшого диаметра (для обеспечения хорошего сцепления и мощного вращающего момента) и, чаще всего, одну передачу (для простоты в управлении и надежности). Также они могут оснащаться дополнительными приспособлениями — например, продленной в обе стороны осью переднего колеса, которую спортсмен использует в качестве подножки при выполнении трюков. Отметим, что для обычной езды по дорогам BMX подходят слабо, их назначение — акробатика.
— Фэтбайк. Мощные горные велосипеды, созданные специально для того, чтобы преодолевать труднопроходимые препятствия вроде рыхлого снега, песка или непролазной грязи. Прежде всего выделяются экстремально широкими покрышками (см. «Ширина покрышек») и пониженным давлением в шинах, что улучшает сцепление с поверхностью. Во время езды по рыхлой поверхности колеса байка не проваливаются, а более низкое давление позволяет не вязнуть в грунте.Амортизация
Наличие или отсутствие у велосипеда системы амортизации, а также тип этой системы.
—
Без амортизации (rigid). В таких моделях колеса закреплены непосредственно на жёстких элементах рамы, какие-либо приспособления для амортизации отсутствуют. За счёт этого конструкция велосипеда проста, вес невелик, велосипедист максимально чувствует все особенности рельефа дороги, а также достигается максимальный КПД педалирования, что важно, например, для шоссейных моделей (см. «Назначение»). В то же время жёсткость конструкции является «палкой о двух концах». С одной стороны, «чувство дороги» важно для
BMX и некоторых разновидностей горных моделей (см. «Назначение»); с другой — отсутствие амортизации значительно увеличивает нагрузку как на конструкцию, так и на самого ездока, приводит к повышенному износу, усталости и некоторому риску травм на неровных дорогах.
—
Амортизация передней вилки (hard tail). Наиболее популярный тип амортизации во взрослых велосипедах (см. «Возрастная группа»), особенно городского и горного типа (см. «Назначение»). В соответствии с названием, в таких велосипедах амортизирующее приспособление установлено только на передней вилке, заднее же колесо закреплено жёстко. Наличие амортизатора несколько увеличивает вес конструкции и усложняет её обслуживание, однако дост
...оинства такой схемы ощутимо перекрывают недостатки: hard-tail’ы сочетают хорошую управляемость, «чувство дороги» и комфорт при езде, в т.ч. и на пересечённой местности.
— Задняя вилка. Велосипеды, в которых амортизировано только заднее колесо, переднее же закреплено жёстко. Задний амортизатор призван обеспечить дополнительный комфорт при попадании на различные неровности, а отсутствие переднего амортизатора снижает общую стоимость машины. Данный вариант встречается преимущественно в моделях городского назначения, включая электровелосипеды (см. «Применение»); в остальных разновидностях использование задней амортизации не является практичным.
— Двухподвесный (full suspension). Велосипеды, оснащённые амортизаторами на обоих колёсах — вилкой спереди и специальной подвеской сзади. Такие модели максимально комфортны для езды по пересечённой местности, т.к. лучше всего гасят вибрации, ощущаемые велосипедистом, и обеспечивают наилучшее сцепление с неровной трассой. В то же время наличие заднего амортизатора «съедает» часть энергии, поступающей от педалей, и для езды приходится тратить больше сил. Во избежание этого во многих двухподвесных велосипедах могут предусматриваться локауты передней и задней подвески (см. ниже), однако full suspension в любом случае усложняет конструкцию, увеличивает её вес и цену. А потому данный тип амортизации встречается относительно редко, преимущественно в отдельных разновидностях горных велосипедов (в частности, для кросс-кантри и фрирайда; см. «Назначение»).Тип амортизации (вилка)
Тип амортизации передней вилки (при наличии таковой, см «Амортизация»). Все системы амортизации в велосипедах работают на два направления: гашение колебаний (демпфирование) и поглощение энергии ударов (амортизация). Соответственно, в них имеются две основных составляющих: демпфер и амортизатор. В зависимости от особенностей конструкции этих элементов выделяют такие типы амортизации:
—
Пружинно-эластомерная. В этом случае роль амортизатора играет упругая пружина, а роль демпфера — стержень из упругого, хорошо сжимающегося материала, т.н. эластомера. Данный тип появился как развитие обычных пружинных систем амортизации, он более долговечен, однако плохо пригоден для низких температур — упругость эластомера в таких условиях снижается, что отрицательно сказывается на характеристиках системы.
—
Пружинно-масляная. Системы, использующие в качестве амортизатора пружину, а в качестве демпфера — масляный картридж. Такая конструкция несколько более устойчива к низким температурам, чем пружинно-эластомерная, и в целом имеет довольно неплохие характеристики, благодаря чему довольно широко применяется в различных типах велосипедов. Главным недостатком является более высокая (в среднем) стоимость.
—
Воздушно-масляная. Комбинированные системы, состоящие из цилиндра с воздухом, работающего на амортизацию, и масляного картриджа, котор
...ый играет роль демпфера. Появились как развитие «чисто» воздушных систем, имевших серьёзный недостаток: даже при качественном обслуживании уплотнители довольно быстро изнашивались, что могло вывести амортизатор из строя. Воздушно-масляные системы более долговечны и просты в обслуживании, при этом достаточно эффективны и весят немного. Последнее особенно ценно для кросс-кантри (см. «Назначение»), где требуется совмещать амортизацию с невысоким весом машины.Скоростей
Количество скоростей (передач), предусмотренных в конструкции велосипеда. Каждая передача имеет своё т.н. передаточное число — его в данном случае можно описать как количество оборотов, которое делает ведомая шестерня (задняя, на колесе) за один оборот ведущей (связанной с педалями).
Разные значения передаточных чисел будут оптимальными для разных условий: так, например, высокие передачи обеспечивают хорошую скорость, однако слабо подходят для преодоления препятствий, т.к. усилие на педалях значительно возрастает и падает частота их вращения. Научно же доказано, что велосипедист развивает максимальную мощность при частоте вращения педалей порядка 80-100 об/мин. Таким образом, наличие в велосипеде нескольких скоростей позволяет оптимально подстраивать его под разные режимы движения и особенности трасс, дабы обеспечивать оптимальное усилие на педалях и частоту их вращения. Например, по ровному асфальту лучше всего ехать на высокой передаче, а при преодолении подъёма или выезде на грунтовку можно понизить её, дабы эффективно преодолеть сопротивление.
Количество передач в классических системах напрямую связано с количеством звёзд системы (на каретке с педалями) и кассеты (на заднем колесе); его можно получить, перемножив два числа — например, 3 звезды системы и 6 на кассете дают 18 передач. Однако есть и т.н. планетарные втулки — там звёзд по одной, а переключение передач осуществляется механизмом, встроенным в заднюю втулку.
Отмети...м, что оптимальное количество передач зависит от назначения велосипеда (см. выше), и далеко не всегда требуется иметь их несколько. Так, в горных моделях, в зависимости от специализации, может быть от 8 до 30 передач, в шоссейных — в пределах 20-30, а некоторые недорогие городские велосипеды и большинство BMX вообще не имеют системы переключения передач.
Звезд кассеты
Количество звёзд (шестерней) разного размера в кассете велосипеда. Кассета — это часть задней втулки, непосредственно взаимодействующая с цепью, проще говоря — шестерня или набор шестерней с креплением на втулку. В классических системах переключения скоростей от количества звёзд кассеты напрямую зависит количество передач (подробнее см. «Скоростей»); одна звезда используется либо в велосипедах с одной скоростью, либо в планетарных втулках (подробнее о них см. «Звёзд системы»).
Максимальный запас хода
Максимальный запас хода электровелосипеда (см. «Применение») — наибольшее расстояние, которое можно проехать на нем при использовании электродвигателя на одном заряде аккумулятора.
Как правило, в характеристиках указывается запас хода при наиболее экономном способе использования аккумулятора: в режиме помощи педалированию (см. «Режимы работы») и при сравнительно невысокой скорости. Соответственно, на практике этот параметр может оказаться ниже заявленного, особенно если ехать в режиме полноценной электротяги. Тем не менее, по запасу хода вполне можно оценивать и сравнивать между собой различные модели.
Отметим, что специально искать модель с запасом хода
более чем в 50 км имеет смысл в том случае, если планируются длительные поездки без подзарядки в пути. Для эпизодических «покатушек» можно обратит внимание на машины
c меньшей автономностью — они проще и дешевле.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, которым оснащен электровелосипед (см. «Применение»), выраженная в ампер-часах.
От емкости аккумулятора напрямую зависит время работы на заряде и, соответственно, запас хода. Тем не менее, на практике навряд ли имеет смысл оценивать эти параметры по количеству ампер-часов. Во-первых, фактическая автономность будет зависеть не только от характеристик аккумулятора, но и от мощности двигателя (которая определяет энергопотребление машины). Во-вторых, реальное количество запасенной в батарее энергии зависит не только от емкости в ампер-часах, но и от номинального напряжения; более достоверной единицей в этом смысле являются ватт-часы, подробнее см. п. «Емкость аккумулятора» ниже. Так что при выборе лучше ориентироваться не столько на количество ампер-часов, сколько на прямо заявленный производителем запас хода.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, которым оснащен электровелосипед (см. «Применение»), выраженная в ватт-часах.
Основной современной единицей емкости является ампер-час, однако такое обозначение является не совсем достоверным: фактическая емкость батареи определяется не только ампер-часами, но и рабочим напряжением. На практике это значит, что два аккумулятора с одним и тем же числом Ач и разным напряжением будут иметь разную фактическую емкость. Для того, чтобы учесть этот нюанс, было введено обозначение в ватт-часах: оно максимально достоверно, по емкости в Втч можно сравнивать аккумуляторы с любым номинальным напряжением. При этом Втч можно перевести в Ач и наоборот по специальной формуле, если известно напряжение батареи.
Подробнее о емкости в целом см. «Емкость аккумулятора» выше.
Мощность двигателя
Мощность двигателя, установленного в электровелосипеде (см. «Применение»). В моделях с полным приводом (см. ниже), оснащенных двумя двигателями, обычно приводится общая мощность.
В целом двигатель выбирается производителем с таким расчетом, чтобы обеспечить определенную максимальную скорость и режим работы. Так что при выборе стоит обращать прежде всего на эти характеристики, а мощность двигателя можно рассматривать больше как справочный параметр. Если же говорить о различиях в мощности, то более мощный мотор, с одной стороны, позволяет развивать более высокую скорость, быстрее разгоняться и преодолевать более крутые подъемы. Кроме того, высокая мощность по определению нужна для полноценной электротяги (см. «Режим работы»). С другой стороны, увеличение мощности заметно сказывается на цене, весе, а главное — энергопотреблении мотора; последнее, в свою очередь, требует применения емких батарей. Современные электровелосипеды можно условно разделить по данному показателю на две категории —
до 250 Вт включительно и
более 250 Вт.